| 1 | 2 | 3 | 4 1) в
пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому
ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом
новую, важную для данного высказывания информацию, т.к. от изменения места
логического ударения меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился в Москве может иметь три варианта
постановки логического ударения в зависимости от того, на что нужно обратить
внимание: а) Пушкин родился в Москве; б) Пушкин родился в Москве; в) Пушкин родился в Москве.
Наличие
более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду
однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них: Пушкинский черновик – это драгоценный документ,
в котором зафиксированы все стадии творческого процесса, сохранена вся его
последовательность,
все постепенные наслоения;
2) в
связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало
новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие
композиционные зачины: во-первых,
во-вторых, таким образом, итак, конечно, естественно, в конце концов и т.д.;
3) выделяется акцентируемый класс слов, логическое подчеркивание которых
характерно для публичных выступлений, так как при помощи их оратор
выражает свое отношение к предмету речи: очень,
совершенно, абсолютно, никак, опять, вновь, раньше, всегда, ежегодно, обычно;
есть, нет, нельзя, можно, не следует; важно, мало, много и т.д.;
4) выделяются «опорные точки» текста – слова, называющие объект речи; в первую очередь, это термины, а также слова,
уточняющие значение терминов, поясняющие их.
Ниже
приводится отрывок из статьи Н. Шмелева, разделенный на речевые такты,
содержащий интонационную разметку и логическое ударение с ориентацией на
произносительные нормы публичной речи.
Условные
обозначения:
(/) непрерывная косая линия указывают на обязательные
паузы, прерывистая косая линия – на возможные, факультативные паузы;
– нисходящая
интонация (понижение тона);
– восходящая
интонация (повышение тона);
(") – логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога,
в текстах).
в начало
в оглавление <<
>> на следующую
страницу
1 | 2 | 3 | 4
|
|