Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

Гирлянда лавровая

Гирляндагоризонтальная хвойная

Гирлянда памятная


Особенно усиливается почетное значение гирлянд после Октябрьской революции, что было связано с теми же причинами, которыми объяснялось усиление значения венков. Гирлянды из ветвей, ели, дуба, красных маков, перевитые узкими красными лентами, часто в сопровождении изображений оружия, становятся своего рода эмблемами, выражающими понятия “массовый героизм”, “воинская слава”, и, главное, эмблемами, воздающими честь этим понятиям, призывающими к памяти о них. В этом смысле — как “память о героическом событии”, “память о героических делах народа” — гирлянды употреблялись в советской эмблематике с 20—30-х годов. Иногда гирлянды не только изображаются в нижней части той или иной мемориальной доски, медали или на постаменте памятника в виде скромного барельефа, рельефа, горельефа, но и занимают центральное место в самом памятнике. Это, так сказать, придает больший вес гирлянде как эмблеме, и к этому приему прибегают, разумеется, в исключительных случаях, чтобы подчеркнуть их важность. Так, памятник-аллегория Матери-Родины, установленный на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронено почти полмиллиона жителей, этого города-героя, изображает женщину, держащую в руках гирлянду, что красноречиво символизирует вечную память Родины о своих сынах и дочерях, погибших в борьбе с фашизмом. Другой пример самостоятельного употребления гирлянды как знака памяти мы можем увидеть на станции Московского метро “Краснопресненская”. Там, в подземном вестибюле, на стенах, выходящих на перрон, помещены массивные мраморные гирлянды-горельефы. Они без всяких надписей и пояснений говорят о том, что потомки прочно хранят память о героях революции 1905 года и декабрьских боев на Красной Пресне. Гирлянда, таким образом, не только является знаком памяти о ком-то, но и зовет каждого к памяти, побуждает вспомнить. То, что гирлянды могут создаваться из различных растений, каждое из которых имеет свое символическое значение, дает возможность с помощью гирлянд квалифицировать, в память именно какого события та или иная гирлянда применяется в том или ином монументе. Об этом может сказать цвет ленты и то, что гирлянды из лавров — в память* славы, из ветвей дуба — в память доблести, из листьев чертополоха — в память сопротивления и т. д. Кроме того, гирляндам можно придавать дополнительные атрибуты — трубы, оружие, орудия труда и т. п. Гирлянды могут быть из ветвей дуба, ели, колосьев, цветов (гвоздик, роз), клевера, хлопка и даже из репейника, чертополоха (особенно в гирляндах в честь партизан) и т. д. Важна не материальная ценность гирлянды, а ее глубокий символический смысл, тот почет, которым обставляется ее возложение. Гирлянда возлагается на могилы в минуту молчания, полнейшей тишины, и это имеет огромный смысл: ведь гирлянда — эмблема памяти молодого поколения о заслугах предшествующих. И ей приличествует особая торжественность: склоняются знамена, отдается салют (знаком руки, ружейным или пушечным выстрелом — в зависимости от обстоятельств и значимости торжественной минуты). Салют, таким образом, один из атрибутов возложения гирлянд.

48.ГЛАЗ, ГЛАЗА (см. Око, очи).

49. ГЛАСНЫЕ, или ГОВОРЯЩИЕ, ЭМБЛЕМЫ. Так назывались первоначально, еще в античное время и в раннее средневековье, всякие изображения, которые употреблялись для звуковой, фонетической передачи какого-нибудь имени человека, которое было либо одного корня с эмблемой, либо просто созвучно с названием животного или растения, даже если оно не повторяло его в точности. Так, вместо имени Каприолла рисовали козленка (“капри” — по-латыни “коза”), вместо Порцелла — поросенка (порка — поросенок), вместо Розалии — розу. В эпоху почти всеобщей неграмотности,какой были средние века, говорящие эмблемы играли значительную информативную, служебную роль. Позднее “говорящими” стали называть такие эмблемы, которые выражали не идею, а употреблялись в прямом значении того, что они изображали. Так, например, в родовых гербах, принадлежавших Барановым, изображали барана, Петуховым — петуха, Медведевым — медведя, Журавлевым — журавля и т. д., хотя эти животные как эмблемы имели свои иносказательные значения, которые в данном случае не принимались во внимание, поскольку эмблемы употреблялись как “говорящие”.
Особенно часто применялись говорящие эмблемы в гербах городов. Так, например, известный немецкий город Магдебург имел в своем гербе девушку (магд) и крепость (бург), так что герб прямо “говорил” полное наименование города. Из русских городов такие, как Старица, Стародуб, Курган, Пятигорск, Рогачев, имели в своих гербах соответственно изображения старухи, старого, полузасохшего дуба, кургана, пяти горных пиков и бараньего рога, то есть обладали абсолютно говорящими эмблемами. Иногда же говорящие эмблемы в городских гербах хотя и не соответствовали напрямую имени города, но все же означали непосредственно то, что было на них изображено, а не идею, не иносказание. Так, например, сноп в городских гербах означал хлебную торговлю, а молот — кузнечное ремесло, в то время как в государственных гербах те же самые предметы представляли собой эмблемы определенных высоких или более широких и абстрактных идей: сноп выражал благосостояние, достаток, а молот — промышленность или рабочий класс. Это обстоятельство позволило рассматривать говорящие эмблемы как своего рода эмблемы второго сорта, что отражало реальное соотношение в положении дворянства, монархии и городского бюргерства (буржуазии) в средневековой Европе.
Во время буржуазных революций в Западной Европе резко усилилась тенденция отказа от говорящих эмблем, проявилось стремление победившей буржуазии к созданию новых иносказательных идейных эмблем, к приданию старым говорящим эмблемам нового иносказательного значения. Наоборот, в периоды упадка буржуазной культуры вновь возобладала приземленная, бескрылая трактовка большинства эмблем как говорящих. В период Октябрьской революции и гражданской войны, в эпоху великого революционного подъема эмблемы носили только высокое, идейное значение. Социалистическая революция практически отказалась от говорящих эмблем, и все ремесленные эмблемы прошлого, так называемые цеховые или профессиональные, представлявшие собой изображения орудий труда, перестали использоваться как “говорящие”, а многие из них превратились в высокие, иносказательные (см. Молот, Серп, Наковальня, Колос). Но с 1970-х годов началось увлечение говорящими эмблемами в городской геральдике. Чрезмерное употребление говорящих эмблем является, таким образом, своеобразным сигналом, извещающим о духовном нездоровье любого общества: об упадке его идейности, политической сознательности и духовной культуры.

50. ГОЛУБАЯ, ГОЛУБОЙ. а) “Голубая бригада” (В1& brigaden) (“Голубая дивизия”) — термин, применяемый с XVII века в Европе для обозначения отборных или привилегированных наемных войск. Впервые такое название получила бригада, завербованная королем Швеции Густавом II Адольфом в Германии во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов из немцев-протестантов Померании. Она сражалась вместе с регулярными финскими и далекарлийскими полками шведской армии и использовалась в самых жарких схватках, в частности участвовала в кровопролитных битвах при Брейтенфельде (7 сентября 1631 г.) и при Лютцене (6 ноября 1632 г.). Первоначально название “Голубая бригада” было дано немецким наемникам по цвету их мундиров, но затем оно превратилось в символическое, что ставило “голубые” части в привилегированное положение, но не уравнивало их нисколько со шведской королевской гвардией. После Вестфальского мира в 1648 году “Голубая бригада” была расселена в районе Штеттина (Польша), а в 1652 году распущена.
С этих пор сложилась традиция давать наемным иностранным военным формированиям в случае участия их в европейских врйнах других стран обозначение “голубые” для отличия их от регулярных частей собственно воюющих сторон. Отсюда термин “голубой” получил в прогрессивной среде XVIII—XIX веков презрительный оттенок. (Ср. М. Ю. Лермонтов: “...И вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ”.) В новейшее время “голубыми” корпусами были шведские и норвежские отряды добровольцев, воевавших против Красной Армии в период советско-финской войны 1939—1940 годов. В годы второй мировой войны военные формирования франкистской Испании, воевавшие на стороне гитлеровской Германии на Восточном фронте против Красной Армии, носили название “Голубая дивизия” (прибыла на фронт в октябре 1941 г., численность — 20 тыс. человек, т. е. фактически почти две дивизии). б) Характерно, что и в бытовом языке понятие “голубой” постепенно приобрело полунасмешливый-полупрезрительный оттенок недоверия. (Ср. выражения: “Что ты смотришь на меня голубыми глазами?”, “Как же, принесут тебе на блюдечке с голубой каемочкой”.)
в) Примерно с конца 80-х годов термин “голубой” стал применяться для обозначения гомосексуалистов — вначале полуофициально, как их самообозначение, как эвфемизм гомосексуализма вообще, а затем, с 1990 года, как термин различных общественных объединений гомосексуалистов, как их собственное “приличное” наименование всего их “голубого движения” и их официальных организаций.
г) Наконец, термин “голубые каски”, которым в современной прессе с 60-х годов стали обозначать войска ООН, не имеет переносного, символического значения, а является “говорящим” и связан с голубым цветом флага ООН и касок солдат ооновских военных контингентов.

51. ГОЛУБЬ — один из древнейших символов и эмблем человечества, имеющих разнообразное значение у разных народов, обусловленное историческими условиями, при которых произошло знакомство человека с этой птицей. Из 400 видов голубей, которые встречаются во всем свете, большинство приходится на Австралию и Африку (около 300), свыше 90 — на Азию и лишь 4 — на Европу. Отсюда ясно, что голубь — не европейская птица. Это подтверждает и история: древнейшие сведения о домашних голубях найдены в египетских настенных +надписях за 3000 лет до н. э. В Египте и древнейших государствах Двуречья и Передней Азии голубь был рано одомашнен и сделался предметом культа и специального разведения для голубиной почты. Оттуда он проник в Древнюю Грецию: впервые голуби появились в Греции в 478 году до н. э. и были использованы позднее для связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Постепенно из древнеан-тичных государств дикий и почтовый голуби проникли и в остальную Европу, но уже в историческое время. Обожествление голубя у азиатских народов в эпоху эллинизма перешло и в раннее христианство, где два внешних обстоятельства — белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко в небо и далеко за пределы маленьких государств, но и возвращаться к своему хозяину — были истолкованы как “божественные” и дали повод для изображения голубя как эмблемы “святого духа”. В этом значении голубь и стал в основном трактоваться как эмблема в христианской Европе и позднее — в Америке.

 

 

 

Голубь мира Пикассо

Эмблема голубя на флаге Кипра

Эмблема почтового ведомства


Однако древнеазиатское значение обоготворяемого голубя было совершенно иным. Это была “богиня-голубь” — символ любви и особенно брака, поскольку склонность голубей к одомашниванию, их необычайная способность плодиться были уже в глубокой древности подмечены людьми, и это послужило причиной того, что и в Азии, и в Африке у местных народов голубь рано стал эмблемой плотской любви, затем брака и семейного очага.
В этом случае изображали или голубя с маленьким колечком (веночком) в клюве, или двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и др. В средние века, когда Восток практически оказался закрыт для европейцев, а идеологически христианство и ислам образовали два замкнутых мира, не допускавших никакого влияния друг на друга, эмблематическое значение голубя для Европы (как католической, так и православной) ограничивалось чисто религиозным содержанием — “святой дух”, и фактически голубь как эмблема постепенно исчез, превратившись лишь в словесный образ “святого духа”. На Востоке же голубь продолжал существовать как языческая эмблема плотской любви и в этом смысле также стал подвергаться гонению со стороны ислама и постепенно забываться.
Лишь ослабление религиозного влияния в Европе, особенно после буржуазных революций 1789, 1830 и 1848 годов, привело к возрождению античной традиции рассматривать голубя как эмблему брака (особенно популярную в среде мелкой буржуазии — целующиеся голубки), а в начале XX века, после серии войн (испано-американской, японо-китайской, англо-бурской, русско-японской), и как эмблему мира (с оливковой ветвью в клюве). После первой мировой войны эта эмблема стала отождествляться с понятием “Версальский мир”, то есть мир империалистический, несправедливый, и потому употреблялась иронически в карикатурах в прогрессивной европейской прессе, прежде всего в рабочей, коммунистической, как пошлая эмблема буржуазного пацифизма. В период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В крупных городах — центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры, и для поддержания нормального санитарного порядка. Борьба эта велась и в Советском Союзе, причем весьма успешно, так что к середине 30-х годов города абсолютно были очищены от голубей-сизарей. Одновременно велось регистрированное почтовое голубеводство в кружках Осоавиахима, которое полностью контролировалось в санитарном отношении.
Таким образом, голубь был лишен своего символического значения во всех смыслах, а как эмблема вообще был сдвершенно забыт, в том числе и русской церковью. Надо сказать, что церковники в прошлом испытывали определенные неудобства из-за невозможности примирить такие противоречивые понятия, как то, что голубь служит для церкви эмблемой святого духа, и то, что голубь практически является одной из самых грязных птиц, как в этом легко может убедиться каждый. Уже в ранних комментариях к Библии встречается поэтому разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а “горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев. Один из видных богословов — Тертуллиан уже в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.
Если санитарная пропаганда 20—40 годов XX в. привела к физическому уничтожению голубей, то антирелигиозная пропаганда этого же периода лишила голубя религиозного ореола, ликвидировала всякую связь этой эмблемы с понятиями идеала и чистоты. Новые поколения, выросшие после второй мировой войны, вообще не только не знали этой эмблемы, но и не подозревали, что вокруг нее велась идеологическая борьба и что ее значение крайне разнообразно у разных народов и в разных частях света.
После второй мировой войны в связи с обеспокоенностью прогрессивных сил растущей напряженностью в Европе и созданием блока НАТО (март 1949 г.) было решено созвать Всемирный конгресс мира в апреле 1949 года в Париже. Его устроители обратились к всемирно известному художнику-антифашисту Пабло Пикассо с просьбой создать плакат-извещение об открытии конгресса и, если возможно, нарисовать запоминающуюся эмблему всего движения сторонников мира. Так появился знаменитый “Голубь мира” Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире. В том, что Пикассо решил изобразить в виде эмблемы мира именно голубя, нет ничего удивительного, если учесть, что Пикассо, родившийся в Малаге, на самом католически непримиримом юге Испании, учился затем в Барселоне и Мадриде, а всю свою жизнь прожил во Франции, и потому символика “христианнейших” стран Европы была для него естественной, обычной. Кроме того, накануне созыва Первого конгресса сторонников мира Пикассо был во Вроцлаве (Польша), на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира в 1948 году, где, собственно, и было положено начало движению сторонников мира. В Польше Пикассо смог убедиться в огромном влиянии католической церкви как в самой Польше, так и в Венгрии, особенно в то время, то есть задолго до разоблачения кардинала Миндсенти, и отсюда сделать вывод, что христианская символика понятна массам и в Восточной Европе. Если учесть еще два обстоятельства: во-первых, страны Латинской Америки, составляя огромное большинство в Западном полушарии, были тесно связаны с. католической культурой и ее символикой и, во-вторых, презрительное и пренебрежительное отношение к голубям у североамериканцев, у янки, для которых образ голубя всегда был синонимом “слабака”*,— то можно легко понять, почему Пикассо почти инстинктивно прибег именно к этому образу, решил сделать голубя эмблемой Всемирного движения сторонников мира, имея в виду в первую очередь придать особую широту и популярность этому движению и далеко не в последнюю очередь задеть этой эмблемой американский империализм, противопоставить ее американским ястребам. Вместе с тем, как коммунист и человек, впитавший в себя классическую западную культуру, Пикассо постарался сделать так, чтобы его голубь — “голубь мира” все же отличался от христианского голубя — “святого духа”. Сделать это наглядно и четко можно было только геральдическими средствами, а именно путем коренного изменения поворота эмблемы. Голубь Пикассо повернут в геральдически левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса. К сожалению, на это различие не всегда обращают внимание у нас и в некоторых восточных странах, где голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл Эмблемы, созданной Пикассо. В то же время западноевропейские организации мира, где хорошо понимают и сознают особое эмблематическое значение голубя мира как современной, прогрессивной эмблемы, всегда подчеркивают, что этой эмблемой является не вообще “голубь”, а “голубь Пикассо”, и изображают его с поворотом в левую геральдическую сторону.
Помимо того что эмблема голубя используется ныне различными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (например, голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких государств, как Гвинея, Фиджи, Тонга и Кипр, причем у Кипра это единственная (основная, главная) государственная гербовая эмблема. При этом нельзя не подчеркнуть, что даже у этой страны, где христианские традиции и идеология чрезвычайно сильны и где главой государства в момент получения ею независимости и создания своего герба было духовное лицо — архиепископ Макариос,— голубь, в несомненное уважение к международному движению за мир, изображен поворотом влево, то есть в его современной форме. Наоборот, в гербах Фиджи и Тонга голубь повернут вправо, а у Мали и Руанды не только повернут вправо, но и изображен негеральдически (не в профиль) и без оливковой ветви, что свидетельствует о том, что два последних государства считают себя свободными от обязанности следовать каноническому (христианскому, по их мнению) исполнению этой эмблемы, учитывая то, что в Мали 60% населения исповедует ислам, а католиков лишь 1%, а в Руанде почти 80% населения придерживается местных негритянских культов и лишь чуть более пятой части — христиане. Таким образом, гербовые эмблемы, если их внимательно рассматривать и правильно “читать”, могут давать основание для весьма разнообразной и точной информации о стране.

52. ГОРА (или ХОЛМ) — символ возвышенного места в библейской символике и место жертвоприношения в символике языческих европейских народов до принятия христианства; в обоих случаях гора с древнейших времен в европейской символике — олицетворение почетного места. В средневековой символике гора, холм стали символизировать землю, страну вообще, причем одновременно олицетворяли место пребывания власти (как светской, так и духовной). Поэтому эмблема горы в западноевропейской геральдике, особенно в немецкой и австрийской, встречается весьма часто. Наиболее охотно ею пользуются историко-географические провинции и земли, на которые делилась Священная Римская империя германской нации и позднее Австро-Венгерская империя. До сих пор эмблема горы сохраняется в гербах таких национальных частей бывшей Габсбургской империи, как Чехия, Венгрия, Трансильвания, для правителей которых в свое время было крайне важно подчеркнуть, что они есть владетели особых “стран”, особых “земель”, а не просто провинций. Эта старая эмблема была восстановлена после событий 1989—1990 годов в Восточной Европе, в нынешнем государственном гербе Венгерской Республики и в гербе Чехо-Словакии (как эмблема Словакии).

 

 

 

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эмблема поэзии пламени эмблемы
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 13 эмблема
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 1 патрика
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 2 серебро
Эмблема

сайт копирайтеров Евгений