Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Весенние переходящие праздники - Вознесение и Троица принадлежат к
числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев,. Хотя, в
зависимости от дня Пасхи, время их празднования разнится год от году весьма
значительно, но это не изменяет общего их смысла: приходи они раньше или
позже - это прежде всего праздники торжествующей весны, на пороге
наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое
возрождение. Благодаря этому и связанные с нами обычаи имеют особую
поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, в играх, в обрядах и поверьях. И
чем ближе народ к природе, чем непосредственнее его связь с нею, чем более
сохранились в кем черты его первобытной младенческой жизни, тем живее в его
памяти остатки пережитой им старины, тем цельнее и разнообразнее справляемые
им в эти дни символические обряды, тем поэтичнее его песни и игры, в которых
отражается и характер и мировоззрение самого народа.
Вот отчего эти .пережитки минувшего времени всего живее сохранились до
наших дней.
Вознесение, празднуемое через 40 дней после Пасхи, приходится - самое
раннее - на 30 апреля, самое позднее - 3 июня.
Народ говорит: "Не приходится Вознесение в среду, а в четверг", что
естественно, так как Пасха празднуется в воскресенье.
Троица, празднуется через 50 дней после Пасхи, бывает в воскресенье, а
Духов день в понедельник.
Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем во
все остальное время. "В эту ночь ловить соловьев большой грех - кто поймает,
тому во весь год ни в чем спорины (удачи) не будет". На Вознесение пекут
пироги с зеленым луком, как первой весенней огородиной. На этот праздник
завивают березку: "Не завянет до Троицы - проживет целый год тот, на кого
она завита, а девка до году выйдет замуж".
С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы ее окончание
и переход к лету: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают".
"Цвести весне до Вознесения". "Дошла весна до красна до Вознесения - тут ей
и конец". "Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый
просится". "И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет
Вознесеиьев день - прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху
уберется". "Придет Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом
обернется - прикинется, за работу в поле примется". "С Вознесеньева дня
весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу
из-под белой ручки глядит". "С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и
дедам, и внукам, и раю, и мукам".
Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса - целебная. "Если
над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые
бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет".
Из метеорологических примет известны две: "На Вознесение хорошая
погода - к урожаю (и наоборот)". "Вознесение с дождем - Илья с грозой".
Семицкая неделя - семик. Седьмая от Пасхи неделя называется семицкой, а
седьмой от Пасхи - следующий за Вознесением - четверг - семиком (русалкин
день). Семицкая неделя - русальная, зеленая, зеленые святки. Считали: "На
русальной неделе купаться опасно - русалки защекочут". В семик девушки ходят
в лес - русалку или кукушку крестить.
На русалку (семик) завивают, на Троицу развивают венки, березку.
Семицкая суббота - кличальный день, проводы русалок. В русальную субботу
усмиряют водяного.
Троица - один из самых больших праздников в годовом народном календаре
и празднуется на пятидесятый день Пасхи. Праздник был связан с древним
славянским культом поминовения, почитания предков и прославления
расцветающей природы. Символом этого расцвета была молодая березка.
Троицкий праздник начинался с семика (седьмою четверга после Пасхи, то
есть на пятидесятый день). В этот день девушки шли в лес, сплетали себе
венки, "завивали" березку - сплетали березовые ветви. К этому дню украшали
зеленью избы и дворы. Водили красочные хороводы, пели обрядовые песни,
гадали о замужестве и девичьей судьбе. В Троицкую субботу семьями шли на
кладбище. Могилы заботливо украшали венками и березовыми ветками: "Про отцов
помнить от века завещано".
Примет на Троицу мало: "На Троицу дождь - много грибов". "Троица с
кормом". "Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня
еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса".
На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: "С
Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет". "Придет Свят Дух,
будет на дворе, как на печке". Как и на Троицу, в Духов день завивали
березки, бросали венки и т. п. Духова дня как огня страшится всякая нечисть.
Перед солнечным восходом на Духов день мать сыра-земля открывает свои тайны,
почему в этот день, помолясь Святому Духу, идут "наслушивать клады" - и
открывается "богобоязненным" кладоискателям вся несказанная недр земных и
подземных".

В июне день не меркнет.
В июне день - с год. В июне еды мало - да жить весело: цветы цветут,
соловьи поют.
В июне заря с зарею сходится.
В июне каждый кустик ночевать пустит.
В июне на дворе пусто, да на поле густо,
В июне начинают линять "охотничьи" птицы: косачи и селезни, глухари и
утки.
В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.
В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.
В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.
В июне солнце на зиму, а лето на жару.
В конце июня макушка лета глядит через прясла.
Знойный июнь - на боровики плюнь.
Июнь, в закрома дунь: нет ли жита по углам забыта.
Июнь - время длинных трав и сенокосов.
Июнь - грозами богат.
Июнь - конец пролетья, начало лета.
Июнь месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.
Июнь самый светлый месяц года.
Июньские дожди лучше золотой горы.
Июньские зори хлеба зорят, скорее дозревать им велят.
Июньское вёдро колосит хлеба.
Июньское тепло милее шубы меховой.
Июнь - скопидом, урожай копит на целый год.
Июнь с косой по лугам прошел,
а июль с серпом по хлебам пробежал.
Июнь солнцем и радугой земледельца радует.
Июнь соответствует по погоде декабрю, а декабрь - июню.
Июнь - хлеборост.
Каков июнь, таково и сено.
Май - радость, июнь - счастье.
Поводит июнь на работу, отобьет от плясок (песен) охоту.
Пришел июнь - на рыбалку плюнь. Пришел июнь-разноцвет - отбоя от работы
нет.
Теплому июню и рыба рада, лавное, в чем нуждается растительность в
июне, - это тепло и влага. Хотя июнь и растит урожай на весь год, но сам з
себе он еще ничего не дает, это месяц голодный - питаться риходится одной
надеждой. В метеорологическом отношении юнь служит показателем погоды на
декабрь.
С летнего солнцестояния, с солнцеворота, когда солнце на зиму
поворачивает, лето на жару идет, - день убывает, а тепло прибывает.
К дням, имеющим наибольшее значение в предсказании будущей погоды и
урожая, следует отнести: 3/16 - день Лукиана, Лука Ветреник, и 7 /20 -
Федотов день, по которому угадывают налив ржи. Но самые главные, с точки
зрения многолетних наблюдений крестьян, - Иван Купала и Петров день (24/7 и
29/12), С Иванова дня начинается второй и часто более дождливый период лета,
период сенокоса, созревания хлебов, подготовки пара к озимому севу. Дожди,
выпадающие около этого времени, хотя они уже и непрошеные, хлебам не вредят.
С Петрова дня замолкают звонкие весенние песни пернатого царства, всецело
отдающегося вскармливанию своих птенцов. Вторая половина июня - самый важный
период в жизни пчел: после успешного, при благоприятных условиях, роения
идет усиленный медосбор.
С Петрова дня надо готовиться к уборке: на пороге июль месяц - макушка
лета, который либо увенчает труды земледельца оброю жатвою, либо обездолит
его на весь год.
1/14 июня - Устин и Харитон. "Красное утро на Устича - красный налив
ржи". "Устин и Харитон рожь то красят, то засят". "Пасмурное утро на
Устина - к урожаю яри". "Устий чнет вверх коноплю, а Харитон - лен". "Устин
и Харитон готовят урожай на рожь, а мученик Лукьян (3/16 июня) - на яровое.
3/16 июня - Лукиан. Лука Ветреник. "На Лукьяна, в канун Митрофана
(4/17), не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует". "На Луку
южный ветер - к урожаю яровых; северо-западный - к сырому лету, восточный -
к болезням (пригонит наносные болезни)". "Ветер с восхода - к поветрию".
"Моли ветер под Митрофана". "Сиверок на Лукьяна - ржк дождями заливает". В
вечер под Митрофана "окликают" ветер и просят его пролить дожди благодатные,
благовременные: "Ты подуй-на теплом теплым, ты пролей-на, ветер-ветрило, на
рожь-матушку, на яровнну-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре,
да ко времечку".
5/18 июня - Дорофей. На Дорофея примечают направление ветров, с такими
же приметами, как под Митрофана. Говорят: "На Дорофея утро вечера мудренее".
6/19 июня - Иларион. С этого дня обыкновенно начинается прополка льна,
проса и других хлебов. Говорят: "Пришел Иларион - дурную траву из поля вон".
"Подтыкай, девки, бабы, хо-ботье, начинай в яровом полотье".
7/20 июня - Федот.. "Святой Федот тепло дает - в рожь золоти ведет".
"Святой Федот на дождь поведет - к тощему наливу (колоса)".
В/21 июня - Федор Летний, Федор Стратилат, Федор Колодезник.
Колодезники считают сей день важным в своих работах. С вечера под этот день
они кладут сковороды на места, назначенные для колодезей. На другое утро,
при солнечном восходе, они снимают их и, по отпотевшей сковороде, выводят
свои наблюдения: сковорода, покрытая водяными струями, указывает на обильные
водяные жилы; сковорода, слегка отпотевшая, обещает маловодный колодезь;
сковорода, совершенно сухая, ничего не обещает хорошего; сковорода, юблитая
дождем, предвещает все невыгоды их летних занятий. "На Федора Стратилата
колодцы рой". Федор Летний - пора летних гроз. "Стратилат грозами богат".
"Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру - не к добру: мужик с сеном не
уберется, сеногной аогаоит". "Гроза на Федора Летнего - плохая уборка сена".
"Росы с Федора к урожаю льна и конопли". "Стратилатовы росы - вещие:.большие
росы к хорошим льнам, да большой конопли". "Если на Стратилата большие росы,
лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший". "С Федора дня пошла навозница
(вывозка навоза на пары)".

9/22 июня - Кирилл. День летнего солнцестояния (солноворот). "На
Кириллу - конец весны, почин лету". "На Кириллу отдает земля солнышку всю
свою силу". "С Кириллина дня - что солнышко дает, то у мужика в амбаре".
12/25 июня - Петр Афонский, Петр Поворот. "С Петра Афонского солнце на
зиму, а лето - на жару". "Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль".
Высаживают последнюю капусту и огурцы. Этот день и называется: "Запоздалый
капустник" или Петр Капустник.
13/26 июня - Акулина Гречишница. "Сей гречиху возле Акулины". "Гречиху
сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя". В этот день местами
справляется "праздник каш" - варят мирскую кашу для нищей братии. С этого же
времени появляется громадное количество слепней, оводов и всякого гнуса, от
которого скот сильно страдает и иногда бегает как шальной, высоко задрав
хвост, отмахиваясь им от осаждающих его надоедливых и кровожадных насекомых.
"Акулина - вздерни хвосты" - с Акулины и до половины июля скот от жары и
овода бесится.
16/29 июня - Тихон. "На Тихона солнце идет тише". "На Тихона певчие
птицы затихают (соловей и кукушка до Петрова дня поют)". Конец сева поздних
яровых.
17/30 июня - Мануил. "На Мануила солнце застаивается (медлит в
зените)". Народная примета подтверждается данными астрономов: действительно,
к этону времени земля сбавляет скорость движения вокруг солнца. Начинается
буйный рост растительности. "Все пошло в рост". На ночном небе видны
зарницы. Примечали: "Если в июне частые зарницы - будет хороший урожай".
20 июня/3 июля - Мефодий. "Если на Мефодия дождь, то он с перерывами
будет идти сорок дней". На Мефодия - праздник перепелятников. Паутинный
день. "Коли над озимыми носится тенетник и мошки - будет улов перепелов".
23 июня/6 июля - Агриппина (Аграфена). Аграфена Купальница. Канун
праздника Ивана Купалы. Этот день считается началом купания, хотя при теплой
погоде, конечно, начинают купаться гораздо раньше. Тем не менее в этот день
совершается купание в особо торжественной обстановке, с песнями. Купаются в
реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от
болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в этот же день (или
накануне). Но старики и старухи избегают купаться до этого дня, почему и
говорит народ: "На Аграфену Купальницу старики закутываются". Считают, что
собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую
целебную силу. Бытовала легенда о цветке папоротника, который будто бы
раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на
несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет
провидцем, будет богат.
24 июня/7 июля - Иоанн Креститель, Иван Купала. По древнему поверью,
Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит
почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому. Издревле было
принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые
костры. Через костры бросали венки, прыгали. Купались в росе " воде. Водили
хороводы. Самые огни, зажигаемые в Иванову ночь, почитались в прежнее время
чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и
называли его "живым, лесным, лекарственным, царь-огонь". "На Иванов день
солнце на восходе играет".
"С Ивановской ночи появляются светляки". "Сильная роса на Ивана - к
урожаю огурцов". "На Ивана ночь звездная - много будет грибов". "Если дождь
заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться". "Ивановские дожди -
лучше золотой горы". "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я
и сам упрошу (то есть начинаются частые дожди)".
26 июня/9 июля - Тихвинская. День Тихвинской иконы Божией Матери. Давид
Солунский, Давид Земляничник. "На Тихвинскую земляника-ягода поспевает,
красных девок в лес зовет". "На Тихвинскую пчела вылетает за поноской - за
медовым сбором".
27 июня/10 июля - Сампсон Странноприимец, Самсон Сеногной. Самсон сено
загнаивает. Однако дождь в этот день, от которого может почернеть сено,
полезен для проса, и наоборот, сухая погода, которая дает возможность убрать
сено зеленым, полезна для гречихи: "На Самсона сено зелено - каша черная
(гречишная); сено черное - каша белая (пшенная)".
Дождь на Самсона предвещает продолжительное ненастье. "На Самсона
дождь - семь недель то ж". "На Самсона дождь - до бабьего лета мокро".
29 июня/12 июля - Петр и Павел. Петров день. Петровка. Самый разгар
лета. Петров день - праздник солнца. В народе говорили: "Петр-Павел жару
прибавил". "В Петровку сухо и день велик".
"К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет)" "На Петров день
солнышко играет".
Крестьяне выходят на заре караулить солнце, как оно будет играть. В
Тульской губернии был обычай собираться на пригорки, раскладывать огонь и в
ожидании солнца проводить ночь в играх я песнях.
Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики
наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется, то
взойдет вверх, то опустится вниз, то заблещет разными цветами - голубым,
розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят.
В Петров день умываются из трех ключей-родников петровскою водицею.
"С Петрова дня - красное лето, зеленый покос". "С Петрова дня - пожня
(покос)". "Доставай косы и серпы к Петрову дню". "Не хвались, баба, что
зелено, а смотри, каков день Петров (говорят об уборке сена).
Петр - покровитель полей. Это день ярмарок. Начинаются "Петровские
гулянья" с песнями, хороводами, качелями. "У мужика то и праздник, что
Петров день".
С Петрова дня начинается страда. "С Петрова дня зарница хлеб зорит".
"Петр - с колоском, Илья (20 июля/2 августа) - с колобком". "На Петров день
дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три - урожай богатый".
"Кукушка житным колоском подавится (перестанет куковать}"- "Если кукушка
перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю или
две до Рождественского заговенья, если же кукушка кукует неделю или две
после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после
заговенья на Филиппов пост".
"Прошли Петровки - опало по листу; прошел Илья - Опало и два". "Приедет
Петрок - сордет листок, Илья придет - и два сорвет".

В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а
расставаться с ним скуплю.
В июле на поле густо, а в амбаре - пусто.
В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга:
муравей трудится, а стрекоза красуется.
В июле хоть разденься, в декабре теплей оденься.
Вариант:
В июле хоть разденься, а легче нет.
Всем лето пригоже, да макушка тяжела.
Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
Июль - грозник, молнии мечет, дубы калечит.
Варианты: Июль - грозник, месяц ливневых дождей.
Июль с грозами приходит.
Июль косит и жнет, долго спать не дает.
Июль - макушка лета, декабрь - шапка зимы.
Июль - макушка лета: устали не знает, все прибирает.
Июль - перелом лета, месяц красного цвета.
Июль ржице-матушке и землице кланяться велит.
Июльское приволье - для пчел раздолье.
Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
Июль славен сенокосом.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
Плясала бы баба, да макушка лета настала.
Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.
Шелудивое порося и в июле зябнет.

Июль - макушка лета, прибериха, страдная пора. Как январь перелом зимы,
так июль - перелом лета; в июле заканчиваются запасы старого года, которые
постепенно, начиная с весны, сходят на нет, причем нередко перед уборкою
нового хлеба крестьянин сидит уж ни с чем, в ожидании "новины", С этою
новиною он оживает, восстанавливает свои силы, на весь год становится
"жителем". Но если урожай обманет, не оправдает его надежд - тоща ожидает
его горе горькое. И как ни старайся он заработать на стороне, на какие
заработки ни пускайся, беды не изживешь, так как "не топор кормит мужика, а
июльская работа". Однако хотя июль и макушка лета, но последние числа июля
считаются поворотом к осени, 26 - 29 июля характерны и первыми признаками
зимы, в виде холодных утренников, угрожающих иногда даже заморозками.
Со второй половины июля шумная жизнь пернатого царства начинает
затихать, в день Афиногена, 16/29 июля, "пташки задумываются". Важными
погодоуказателями считаются дни 19 июля/1 августа - Макринз (Макрида)
(которая снаряжает осень: осень надо "смотреть по Макридам") и 25 июля/7
августа - Анна Зимоуказательница. Днем перелома лета и поворота на осень
считается Ильин день 20 июля/2 августа: хотя дни и жаркие, но вода холодеет,
дожди чаще и упорнее, сырость долго держится, часты сильные и опасные грозы,
ночи длинны и свежи. Заканчивается уборка сена и в полном разгаре жнитво
хлебов.По некоторым признакам, во второй половине июля можно судить и об
урожае хлебов на следующий год. 30 июля - Сила, дает силу хлебам и людям: с
этого дня местами начинают посев озими. "Что июль с августом не сварят, того
не зажарит и сентябрь" - Этими месяцами решается судьба целого
хозяйственного года, а с первою горстью брошенного в борозды озимого зерна -
зачинается и новый.
1/14 июля - Кузьма и Демьян. "Казьма-Демьян пришли - на покос пошли".
Разгар сенокошения. Собирают красильные растения. Идет прополка огородов.
4/17 июля - Андрей Налива. "На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка
овес до половины дорос". "Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет". "Озими в
наливе, а греча на всходе". Примечали: "Каков Андрей Налива - таков и
Каллиник (29 июля/11 августа)".
5/18 июля - Афанасий Афонский. "Афанасьев день - месяцев праздник".
Выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при восходе виден, то он
кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет,
или то прячется за облака, то из них выходит. Все это происходит оттого, что
месяц справляет в этот день свой праздник. Играние месяца - примета
счастливая. "На Афанасия Афонского месяц на восходе играет - к урожаю".
8/21 июля - Казанская. Прокопай Жатвенник. Начинал" уборку ржи. "Зажин
ржи". "Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и
рожь". Прокопий Жнец, Прокопий Жатвенник - зажинают рожь.
В день Казанской весь червец (насекомое, дающее краску) собирается под
один куст.

12/25 июля - Прокл. "Святой Прокл - великие рога". "Проклова роса -
сеногнойная". "На Святого Прокла - поле от росы промокло". Прокловы росы
считаются целебными, лзсобенво от глазных болезней; от Прокловой водицы
"изводится очной призор".
15/28 июля - день Кирика, Улиты и Владимира. "На Владимира Красное
Солнышко солнце краснее светит". "Кто на Киргаса и Улиту жнет, тот маньяки
видит (видения)". "Улита едет - когда-то будет..." Женщины- праздновали день
"матушки Улиты", почитая ее своей заступницей. По народному календарю этот
день считался серединой лета.
16/29 июля - Афиноген. День этот имеет большое значение для начала
жатвы: "Первый колосок Финогею, последний Илье (20 июля/2 августа) на
бороду". "Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом;
Финогей с дождем - кошгогной, хлеб в снопе прорастет". "На Финогена молись
сол- нышку - проси Бога о вёдрышке". "Финогенов день к Илье Пророку
навстречу идет - жнитво солнышком блюдет".
Примечали: "На Афиногена пташки задумываются". "На Афи-ногена притихают
пичужки". Лето перешло (перешагнуло) знойный возраст. Холодают ночи.
19 июля/J августа - Макринин день. Макриды. "Макрида снаряжает осень, а
Анна (25 июля/7 августа) - зиму". Смотри осень но Макрндам: "Макрида мокра и
осень мокра, Макрида суха - и осень тоже". "Коли на Макриду мокро, то страда
ненастная". "Вёдро на Макриду - осень сухая". "Коли на Макриду дождь - вся
осень дождливая и не будет орехов - все повымокнут".
День Макрины считается важным и для будущего года. "Коли на Макрины
дождь, на следующий год уродится рожь".
20 июля/2 августа - Илья Пророк. Ильин день. С Ильина дня идет поворот
на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается
сенокос: "Илья Пророк - косьбе срок" - начинается жатва.
"Зажин" обычно обставлялся своими обрядами. Жницы брали с собой в поле
хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него и угощались, пели
обрядовые песни. Было принято также первый сноп украшать цветами и лентами.
Затем его проносили по деревне и ставили в избе в почетный - "красный" угол
со словами: "Это Илье на бороду" или "Вот тебе, Илья, борода, а на будущий
год уроди нам хлеба города". "Первый сноп - первый осенний праздник". С
первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться
им. "Новая новина на Ильин день". В торжественной обстановке проходила
выпечка "за-жиночного хлеба" - хлеба из муки нового урожая. Вынутые из печи
румяные и душистые караваи хозяйка окропляла колодезной одой и накрывала
чистым полотенцем, "чтобы они дошли".
На средину праздничного стола клали новый каравай. Разрезали его не
спеша и одаривали всех присутствующих за столом. Первым подавали ломоть
самому старшему по возрасту мужчине - "батюшке-пахарю". Тот благославлял
новый хлеб - "новину". "То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб".
"Илья Пророк в поле копны считает". "У мужика та и обнова на Ильин день, что
новинкой сыт". "Рожь поспевает к Ильину дню, убирается (кончается уборка) на
Успение (15/28 августа)". "Пророк Илвя лето кончает, жито зажинает". "На
Илью до обеда лето, после обеда осень". "С Ильина дня ночь длинна и вода
холодна". "До Ильина дня (до Ильи) мужик купается, а с Ильи с водой
прощается". "До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком
нагонит". "До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня - против".
"Илья слогом дождь держит и низводит". "Илья грозы держит, Илья хлебом
наделяет". "До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина - пуд навозу". "В
ильинском сене сладимая яства для скотины". "С Ильина дня работнику две
угоды: ночь длинна да вода холодна". "На Ильин день олень копыто обмочит -
вода холодна". "На Ильин день в поле не работают". "На Ильин день снопов не
мечут: грозой спалит". "На Ильин день и камень прозябнет (утренники)".
"Придет Илья, принесет гнилья (дождей)". "На Ильин день где-нибудь от грозы
загорается". "Илья Пророк разъезжает по небу на огненной колеснице". "На
Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день
дана воля)". "На Ильин день зверь и гад бродят по воле". "С Ильи Пророка,
после покоса, волчьи выходы (норы) открываются". Первый выезд на волков.
Примета: "Если затравят зверя - весь год будет счастливая охота". На Ильин
день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты. "Богат как
ильинский сот". "После Ильи комары перестают кусаться". "Муха кусает до
Ильина дня, питается; после Ильина дня запасается". "До Ильина дня и под
кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет". "До Ильина дня дождь
в закром, а после Ильина дня - из закрома". Но вместе с тем ильинский дождь
считается целебным, им окачиваются и умываются от призора (дурного глаза) и
от разных болезней. К Ильину дню заборонивай пар. "До Ильи - хоть одним
зубом (пашню) продери". "К Ильину дню хоть хлыстом (кнутом) прихлысни, да
заборони".
"За Ильину ночь конь наедается, а мужик высылается".
22 июля/4 августа - Мария Магдалина. Марьи - добрый день. Примечали:
"Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марию вынимают
цветочные луковицы". Было у этого дня еще одно название - Мария Ягодница: в
лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.
24 июля/6 августа - Борис и Глеб Летние. "Борис и Глеб - поспел хлеб".
К этому времени хлеба полностью поспели, начиналась страда. "На Бориса и
Глеба - пали копны: греза жжет копны (у тех, кто работал в этот день)".
25 июля/7 августа - Анна Зимоуказательница, Анна Холадная. По этому дню
предсказывают время наступления и характер будущей зимы. "Анна приносит
холодные утренники". "Припасает на день Анны зима холодные утренники"."Еога
на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная; если идет дождь,
то зима - снежная". "Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, а
если идет дождь - зима снежная и теплая". "Какова погода на Анну до обеда,
такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после
декабря".
27 июля/9 августа - Пантелеймон Целитель. Николай Кочанов.."На Пантелея
Целителя и Николу Кочанского капуста и кочны завивается".
29 июля/11 лвгуста - Каллиник. В этот день в северных губерниях
опасаются утреннего заморозка, предпочитая ему туман, почему крестьяне и
говорят: "Пронеси, Господи, Калликики мороком (туманом), а не морозом".
Мороки - мрачное туманное время - неблагоприятное дл" пчел; пасечники
замечают: "В мороки пчеле ходу нет".
Теплый Каллиник обещал сохранность ячменей и овсов: "На Каллиника
туман - припасай закром (косу) для овса с ячменем".
30 июля/12 августа - Сила. "Святой Сила прибавит мужи-ку силы". "На
Силу святителя и бессильный богатырем живет (от сытной пищи, с нового
хлеба)". "Дожить бы баб$ до Силина дня да с яровым управиться, так засилья
прибавится". "Кто посеет рожь на Силу - родится сильно".
31 июля/13 августа - Евдоким. Евдокимово заговенье. Заговенье перед
Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный".
Об эту пору всего много: и хлеба вю" вого, и сдетья разного (овощей), и
плодов, и ягод.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Isbn 5-270-01376-2 народный месяцеслов - земледельческий календарь - энциклопедия этических

Декабрь гвоздит

сайт копирайтеров Евгений