Пиши и продавай! |
Л.С. Лавров КАБАЦКАЯ РЕФОРМА НИКОНА Деятельность патриарха Никона освещена в историографии широко, но неравномерно. В поле зрения историков, изучавших реформы Никона или его конфликт со светской властью, как правило, оказывались вопросы церковного права или догматические тонкости. Только с В.О. Ключевского реформу Никона и последовавший за ней раскол русской церкви начали рассматривать в связи с социально-политическими противоречиями русской действительности XVII века *. Не обошлось без крайностей и в области оценок. Апологетическое отношение к личности Никона, характерное для церковной историографии, уступило место куда более сдержанным оценкам (С.М. Соловьев, Н.Ф. Каптерев). ** Для советской историографии интерес к "делу Никона" нетрадиционен. Лишь в последние годы, в связи с усилением интереса к роли церкви в становлении абсолютизма в России, появился ряд работ, посвященных Никону и его реформам. *** * Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882-1884. Ч. 1, 2; Штендман Г.Ф. Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. Ср.: Ключевский В.О. Западное влияние и церковный раскол в России XVII в.: Историко-психологический очерк // Ключевский В.О. Очерки и речи: Сб. статей. Пг., 1918. Сб. 2. С. 373-453. *** Козлов О.Ф. Дело Никона // Вопросы истории. 1976. № 1. С. 102- 114; Кошелева О.Е. Боярство и дело патриарха Никона // Проблемы истории СССР. М., 1982. Вып. 12. С. 16-33; Гунн Г.П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский / / Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 230-242. Одной из первых реформ, во время которой светская и духовная власть еще действовали в союзе, была кабацкая. Необходимость борьбы с бражничеством диктовалась тяжелым положением страны, еще не изжившей наследия Смуты. Одними из инициаторов этой борьбы выступили отцы церкви, которых беспокоил как внутренний отход паствы от церкви, так и "нестроения" в монастырях. Еще в 1646 г. предшественник Никона патриарх Иосиф послал ко всему духовному чину в Москве наказ, в котором сообщил, что царь приказал всем духовным и мирским людям в предстоящий великий пост "поститися и жити в чистоте со всяким воздержанием, и от пьянства и от неправд, и от всякого греха чтоб удалялись". Правящие верхи видели в бражничестве тревожное свидетельство падения традиционных христианских ценностей. Так, в царском указе 1648 г. отмечалось, что "умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми". В том же году патриарх Иосиф "велел послать по всем монастярем грамоты таковы ж, чтоб отнюдь в монастырех хмельного всякого пития не было". * Однако рассчитывать на изменения нравов клира без серьезных изменений в жизни мира не приходилось. Требовалась реформа питейного дела, с проведением которой светская власть не могла справиться без идеологической и практической поддержки церкви. * ПСЗ. Т. 1. СПб., 1830. № 72. C. 253. См.: Веселовский С. Б. Кабацкая реформа 1652 года // Ежемес. журнал лит-ры, науки и обществен. жизни, 1914. № 4. С. 59-66. Государственная монополия на виноторговлю задевала интересы "бояр и других знатных вельмож" - владельцев кабаков, и это было отмечено Адамом Олеарием. * В результате оба указа не были скреплены боярским приговором. Для того чтобы провести их в жизнь, потребовалось обращение к авторитету церкви. Было созвано особое совещание ("собор"),.на котором присутствовали царь, патриарх, "освященный собор" и Боярская дума (11.09.1653). -------------------------------------------------------------------------------- Е. В. Седякина СКАЗАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ О ВИНОПИТИИ Иностранные путешественники, посещавшие Московское государство в XVI-XVII в., оставили потомкам воспоминания и дневники путешествий, в которых дано множество более или менее точных описаний быта и нравов русского народа. Редкий путешественник обходил стороной вопрос о винопитии в России. Так, Михаил Литвин в "Отрывках о нравах татар, литовцев и москвитян", укоряя своих соотечественников литовцев за пьянство, ставил им в пример татар и русских: "Подобно московитянам и татары и турки, хотя и владеют областями производящими вино, - писал он, - но сами его не пьют, а продают его христианам". * Борьбу с пьянством на Руси Михаил Литвин считал государственной политикой. Он отмечал, что "в областях Московии и Татарии воспрещено пьянство". ** Иван Грозный, заботясь о трезвости своего народа, утверждал Литвин, построил для иностранцев специальную слободу Наливки, в которой они могли бы производить и пять вино. *** Очевидно автор пользовался недостоверными сведениями. Следует заметить, что его описания пьянства литовцев так же мрачны и маловероятны, как и картины русского пьянства в изображении других иностранцев. Дж. Тедальди и Герберштейн ****, как и Михаил Литвин, упоминали об ограничении производства и употребления вина в России в первой половине XVI века. Но уже А. Дженкинсон, посетивший Москву в 1557 г., в своих записках говорил о существовании царских кабаков, в которых и мужчины и женщины пропивали не только свои деньги, но и имущество. ***** * Михаил Литвин. Отрывки о нравах татар, литовцев и москвитян. Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Вып. 1. Киев, 1890. С. 26. *** Там же. С. 27-28. Впервые о существовании загородной слободы Nali упоминает Герберштейн, затем мы встречаем объяснение этого названия и у других авторов (Е. Шмурло. Известия Джиовани Тедальди о России времен Ивана Грозного. СПб., 1891. С. 19-20 и др.). **** "Записки о московитских делах" Сигизмунда Герберштейна были изданы впервые на латинском языке в 1549 г. Они неоднократно переиздавались как за рубежом, так и в России. ***** Середонин. Известия англичан о России во второй половине XVI в. // ЧОИДР. 1884. Кн. 4. С. 34-35. Однако наиболее "выразительное" описание "русских нравов" оставил в первой половине XVII в. секретарь голштинского посольства Адам Олеарий. * Он утверждал, что "ни один народ не предается так пьянству, как русские, ** и даже духовенство не составляет исключения", "духовные особы часто так напиваются, что только и можно по одежде отличить их от пьяных мирян". *** Пьянство Олеарий считал естественным, будничным состоянием русских: "если видишь по улицам там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них внимания, как на явление самое обычное". **** С нескрываемой иронией описывает этот путешественник обычай в знак внимания подносить чарку водки. Он приводит несколько случаев, когда не только простой люд, но и царские послы, боясь оскорбить отказом, напивались до смерти. ***** *** Там же. С. 182-183. **** Там же. С. 180. Маркса действовал постоянный молодежный семинар |
|
|
|