<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
19 Пыпин А.Н. История русской литературы: В 4 т. СПб., 1911 — 1913 Т. 2. С.
74-75.
20 Цит. по: Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 21.
21 Гудзий Н.К. Указ. соч. С. 207.
22 Архангельский А. Нил Сорский// Энциклопедический словарь/ Брокгауз и Эфрон.
СПб., 1897. Т 21. С. 151
--------------------------------------------------------------------------------
[162/163]
абсолютизма, православной теократии, которую называют теорией власти московских
государей. Эволюция взглядов игумена Волоколамского монастыря интересна для его
биографов, конечный их вывод важен для истории Российского государства.
Два главных элемента лежат в основе системы московского теократического
абсолютизма: обожествление государя и отношения между духовной и светской
властью. Прежде всего — обожествление. Иосифу принадлежат несколько формул,
которые приобретут широкую известность. «Царь убо естеством подобен всем
человекам, а властью же подобен вышнему Богу»23; «...слышите, цари и князи, и
разумейте... вас бо Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес,
посади»24. Идея божественности княжеской власти не была открытием Иосифа
Волоцкого. Его знаменитые формулы — это дословный перевод из писаний
византийского автора VI в. Агапита. Утверждение о том, что царь только внешне
похож на людей, но властью он обладает равной Богу, имеется уже в Лаврентьевской
летописи и относится к великому князю суздальскому Андрею Боголюбскому25. Но в
XII в. заявление о божественности власти князя, отвергнувшего Киев ради лесов и
болот северо-восточной Руси, было только идеей. Иосиф возвращается к Агапиту,
чтобы определить характер власти московского государя, когда ее размеры и ее
характер позволяют предвидеть возможность реализации мечты. Идея нашла
инструмент.
<<< ΛΛΛ >>>
Я был всегда против разделов польши
Александр iii объявил Екатерину вы называете матерью13 По отношению к царствованию екатерины это было
|