<<< ΛΛΛ >>>
Божественный характер власти князя (царя) предопределяет отношения между ним и
церковью. В. Жмакин исчерпывающим образом определил отношения между духовной и
светской властью, как их видел Иосиф: «...Воззрения Иосифа Волоцкого на
отношения церковной и государственной власти ставят государство в служебное
положение к церкви, а церковь в подчиненное положение к государству, причем
государственная власть обращается в блюстительницу всех церковных интересов, за
каковую
--------------------------------------------------------------------------------
23 Послания Иосифа Волоцкого. С. 184.
24 Там же. С. 230.
25 Там же. С. 262.
--------------------------------------------------------------------------------
[163/164]
церковь платит государственной власти отречением от своей свободы и
самостоятельности, делаясь послушным орудием государя. Сформулированное Иосифом
отношение двух властей по своему характеру напоминает сделку или компромисс,
выгодный для обеих сторон: государственная власть получает право проникать во
все сферы церковной жизни и известным образом влиять на них. С другой стороны, и
церковь, отказываясь от своей самостоятельности и поступаясь некоторыми своими
правами в пользу светской власти, приобретает тем самым возможность сохранить за
собой все те привилегии, которыми ее наделило прежнее время и которые никогда не
входили в круг ее истинного и прямого назначения.»26
<<< ΛΛΛ >>>
В указе екатерины от 1 августа 1792 г Василий i
|