|
<<< ΛΛΛ >>>
мнений выходили на кулачный бой, который обычно имел место на мосту через
Волхов.
Вече принимало князя и отказывало ему, если он был неугоден большинству; вече
принадлежала высшая судебная власть, оно издавало законы и отменяло их,
объявляло войну и заключало мир, устанавливало подати и повинности, определяло
какую монету употреблять. Принцип выборности распространялся даже на монастыри,
где братия решала, кому быть игуменом, келарем и ключником. Игумен затем
утверждался архиепископом.
Вече выбирало посадника — главного представителя города: без него князь не мог
править в Новгороде. Летопись зарегистрировала немало случаев, когда новгородцы,
недовольные посадником, поднимались против него. В посадники избирались только
представители боярских родов. Духовенство не участвовало в вече, но, как и во
всех средневековых городах, имело в городе огромное влияние. В руках владыки —
архиепископа — был надзор за нравственностью — не только в духовных, но и в
мирских делах. Поэтому его суду принадлежали все преступления против уставов
церкви, но также все семейные ссоры, споры по имущественным делам, наследству и
т.д. Владыка заведовал всеми торговыми мерами и весами, что в купеческом городе
имело особое значение.
Финские племена свободно жили на новгородской земле и в самом городе, имея право
голоса в общественных делах; пришельцы принимались в члены городского общества
при условии подчинения местным порядкам.
Новгород вел активную колонизационную политику, подчиняя себе земли и население
к северу от своих границ. Владения купеческой республики простирались от Пскова
до Белоозера и включали весь Север от Белого моря до Ледовитого океана, до
Урала, а, возможно, и Зауралье. В колониях новгородцы добывали прежде всего
меха. Чем дальше были подчиненные земли, тем меньше заметен был в них
новгородский демократический характер. Богатый товарами, важный перевалочный
пункт, Новгород вел оживленную торговлю с западными городами — в первую очередь
немецкими и островом Готландом. Когда в XIII в. образовался Ганзейский союз,
Новгород предоставил ганзейцам особые условия — торговые дворы и конторы.
Своеобразие политического строя, особый характер экономики породили новгородскую
культуру со своими героями — купцом Садко и буйным мореплавателем Васькой
Буслаевым.
На новгородском вече право голоса имели только домохозяева. Их дети, даже
взрослые, не могли участвовать в собрании, пока не заводили собственного
хозяйства. Новгородская молодежь, как
[75/76]
младшие сыновья английских аристократов, искала выхода энергии за стенами города
— открывала новые земли для Новгорода, устраивала набеги на соседей. Васька
Буслаев — их герой. Но похожих богатырей — вольнолюбивых гуляк — знают и другие
земли. Только Новгород знает былинного героя-купца. Археологические находки
последних лет — короткие деловые заметки на берестяной коре — свидетельствуют о
широком распространении грамотности среди жителей города. Самая старая русская
рукопись — на церковно-славянском языке — иллюстрированное Евангелие — было
изготовлено в Новгороде в 1056—1057 гг.
<<< ΛΛΛ >>>
Подчеркнул отсутствие души западного феодализма рыцарского сословия
Образованным государством Церковь Нуждаясь в иностранцах
|
|