|
<<< ΛΛΛ >>>
[19/20]
Л. Гумилев предъявляет хазарский державе множество претензий: покорила
славянские племена и брала с них дань, была «купеческой державой», т.е.
государством, уделявшим особое внимание внешней торговле, прежде всего —
работорговле, а следовательно, подверженной влиянию Запада. Главный упрек,
собственно, обвинение — иудейская религия верхушки хазарского государства.
Степные народы Евразии не знали в то время государственной религии, поэтому
обращение кагана, хана не распространялось на все племя, которое могло
исповедовать другие веры. Лев Гумилев сочувствует тяжелому положению хазарского
населения — христиан, мусульман или язычников, — угнетаемого «еврейской
верхушкой Итиля».
Иудейство приходит в хазарскую державу вместе с купцами — рахдонитами, что
означало по-персидски — знающие дороги. Международное положение, сложившееся в
середине VIII в., объясняет, почему евреи были первыми купцами, нашедшими дороги
в Восточную Европу. С половины VII в. мусульмане и христиане вели между собой
непрерывные войны. Бывшие граждане римской империи еврейского происхождения —
нейтральные, с точки зрения воюющих сторон, могли путешествовать, в
сравнительной безопасности, из Марселя в Северную Африку, а оттуда — в
Константинополь, добираясь затем до хазарской столицы — Итиля. Основным
«товаром» были рабы. Лев Гумилев называет работорговлю «гнусным промыслом». И
он, конечно, прав. Но не нравиться ему и то, что рахдониты торговали предметами
роскоши. Так он пишет; «В переводе на понятия XX в. эта торговля соответствовала
валютным операциям и перепродаже наркотиков»11. Следует, однако, спросить; можно
ли рассматривать прошлое «в переводе на понятия XX в.»? В VIII в. работорговля
была чрезвычайно уважаемой профессией, как и торговля предметами роскоши, как
валютные операции в XX в., которые также вызывают отвращение у автора «Древней
Руси и Великой степи».
Опрокидывание сегодняшних понятий или фобий в прошлое, превращение анахронизма в
инструмент идеологического воздействия дает иногда странные результаты. Омелъян
Прицак, развивая свою концепцию происхождения Руси, использует свидетельство
арабского автора IX в. Ибн-Хордадбеха, который возглавлял разведку халифов
аббасидской династии. Все русские историки цитируют его, ибо он первым упоминает
«руссов». Но, цитируя арабского автора (русские купцы «вывозят меха белок,
чернобурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к
--------------------------------------------------------------------------------
11 Гумилев Л. Указ. соч. С. 127—128.
--------------------------------------------------------------------------------
[20/21]
<<< ΛΛΛ >>>
Взяла на себя заботу о персии Главнокомандующим был назначен генерал куропаткин Третьим направлением контрреформ после системы просвещения Радикальное изменение взглядов в различные этапы царствования создали александру i репутацию человека скрытного Александр получил донесение о бунте в троппау
|
|