|
<<< ΛΛΛ >>>
Евразия, евразийство — понятия, вошедшие в научный и политический словари в 1921
г., когда группа молодых русских ученых, оказавшихся в эмиграции, выпускает
сборник «Исход к Востоку». Авторы — историк, философ, богослов, лингвист —
свидетели революции, гражданской войны, распада российской империи, катастрофы,
напоминающей Смутное время XVII в. «Россия в развалинах. Разбито и растерзано ее
державное тело.
[7/8]
Взбудоражена и отравлена, и потрясена русская душа...»1 Нужна надежда. Евразийцы
предложили новое издание известной идеи об особом пути развития России, ее
миссии. Раскинувшаяся на двух континентах, соединяющая их, но не
идентифицирующая себя ни с Европой, ни с Азией, являясь одновременно и Европой и
Азией, Россия виделась авторам «Исхода к Востоку» Третьим миром, что было
несомненным вариантом Третьего Рима. В год публикации манифеста евразийцев
Николай Устрялов, идеолог отказа от борьбы с советской властью, зачинатель
движения «Смена вех», видит в Третьем интернационале возможность реализации
русской идеи Третьего Рима.
Евразийство, как и все его предшественники, провозглашавшие враждебность Западу,
«латинству», настаивало на «третьем» пути между двумя субконтинентами. Но этот
путь не проходил точно посредине. Евразийцы определенно склонялись к Востоку.
Название сборника было недвусмысленной декларацией. Октябрьская революция
показалась им доказательством поражения России на западном пути и знаком
необходимого поворота на Восток. Решение Ленина перенести столицу из Петербурга,
города, обращенного на Запад, в Москву, воспринималось как свидетельство
понимания большевиками евразийского характера страны. Конгресс народов Востока,
организованный Коминтерном в Баку в 1920 г. и объявивший «джихад» империализму,
было еще одним доказательством евразийства большевиков. «Советская Россия, хотя
и окруженная врагами, — объявил представитель Москвы, — может производить
оружие, которым в состоянии вооружить не только русских рабочих и крестьян, но
может вооружить индусских, персидских и анатолийских крестьян и повести их в
совместные бои к общим победам»2.
Историки-евразийцы представляли русскую послереволюционную катастрофу в
контексте тысячелетнего колебательного движения народов Евразии — с востока на
запад и обратно. Историк Георгий Вернадский утверждал: «Вся история Евразии есть
последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства. Попытки
эти шли с разных сторон — с востока и запада. К этой цели клонились усилия
скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяноруссов. Славяноруссы одолели в
этой исторической борьбе»3.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Фроловский Георгий. Евразийский соблазн// Современные записки. Париж. 1928. №
34. С. 346.
2 Радек К. Пять лет Коминтерна. В 2 томах. М., 1924. Т. 2. С. 228.
3 Вернадский Г.В. Начертание русской истории// Ч. 1. Прага, 1927. С.
<<< ΛΛΛ >>>
По размерам территориальные завоевания екатерины ii превышают завоевания петра
Центральная власть потеряла возможности управления государством
Разгромив августа
|
|