Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В битве при Кагуле 21 июля 1770 г. конница состояла из 2 кирасирских, 3 карабинерных, 2 гусарских, 6 казачьих полков и одного сборного полка из 5 эскадронов. Конница эта под командой графа Салтыкова и князя Долгорукова живыми и смелыми атаками в конце сражения решила дело в пользу русских.

Хотя употребление огнестрельного оружия и было строго воспрещено, но оно настолько вошло в обыкновение, что оказалось невозможным соблюдать это воспрещение против многочисленной и отличной турецкой конницы. Так, в битве при Кагуле значительное число карабинеров, стоявших между двумя большими каре, открыли с коня очень беспорядочный огонь.

Глава IV.
Конец XVIII столетия.
Революционные войны в Америке и Франции {94}

По окончании войн Фридриха Великого наступило продолжавшееся до Французской революции мирное время, которым все правительства воспользовались, чтобы реорганизовать свои армии и ввести в них те улучшения, которым научились от Фридриха.

Мы видим в этот период особенно заботливое изучение военного искусства и усиленные занятия военными науками, что выразилось [312] появлением большого числа сочинений по тактике и возбуждением многих новых вопросов, причем почти все примеры и указания брались из Семилетней войны.

Во Франции в это время было сделано в коннице очень много изменений. Так, королевским указом 1 января 1766 г. был окончательно и исключительно введен двухшереножный строй и установлены интервалы между эскадронами в одну четвертую часть длины фронта эскадрона. На некоторое время дистанция между шеренгами была еще оставлена в 12 шагов. Всадники обучались и стрельбе, но преимущественно атаке холодным оружием рысью и галопом. Однако атаки последним аллюром вследствие недостатка в упражнениях бывали обыкновенно беспорядочными и несомкнутыми. Тем не менее в общем замечался большой прогресс сравнительно с прежним.

Другим важным нововведением во французской армии, основанным, вероятно, на примере австрийцев, было сформирование многочисленной и очень хорошего качества легкой конницы, необходимость в которой становилась все более и более ощутительной ввиду сильного увеличения численности армий, которое вызвало более широкое применение аванпостной и разведывательной службы.

Эти легкие всадники получили одежду и снаряжение, вполне сообразное с их службой; они были вооружены карабином, пистолетом и саблей, действовали же преимущественно последней. Лошади их, однако, продолжали нести на себе большой груз в виде тяжелого седла, плаща, чемодана и жизненных припасов. Маршал Саксонский вполне осознавал весь вред этого и очень решительно высказывался против всех излишних предметов.

При Людовике XVI дистанция между шеренгами была уменьшена до 2 шагов, введены перестроения четырехрядными отделениями, учреждено много манежей и школ езды и обращено особенное внимание на одиночное обучение людей.

К началу революции французская конница состояла из 30 тяжелых полков численностью в 12 960 человек, 17 драгунских -6528 человек, 4 гусарских — 1280 человек и 3414 человек гвардейской конницы, всего — более 24 000 всадников.

Прусская конница уже в последние годы царствования Фридриха сильно ухудшилась. Лучшие офицеры или состарились, или умерли; старые солдаты были уволены и заменены новыми; и, хотя принципы воспитания и обучения и славные традиции были еще [313] в коннице живы, все-таки в первые же годы после кончины Фридриха был замечен большой шаг назад. Вследствие этого конница не могла оказать в революционных войнах тех услуг, которые от нее ожидались по старой памяти. Вина в этом должна быть в значительной степени отнесена, по-видимому, на долю предводителей, так как при стычках мелких частей прусская конница в первые годы войны оказывалась на высоте своей прежней славы и гораздо выше французской; но во главе конницы не было ни одного генерала, который сумел бы управлять ее массами на поле сражения подобно тому, как во времена Фридриха.

У австрийцев конница была организована совершенно по прусскому образцу и заслужила в последних войнах в Богемии и Турции под начальством известного генерала Лаудона хорошую репутацию. Она была очень многочисленна и состояла в 1792 г. из 12 эскадронов карабинеров, 54 эскадронов кирасир, 42 эскадрона драгун, 36 эскадронов легкоконных (шеволежеров), 74 эскадронов гусар и 8 эскадронов улан, всего 226 эскадронов численностью в 44 000 человек.

Революция 13 американских колоний против Великобритании началась в 1776 г. Вызванная ею война продолжалась 7 лет и окончилась в 1783 г. признанием независимости Соединенных Штатов. Достижению этого результата много способствовали французы, помогавшие американцам войсками, кораблями, оружием и деньгами. Театр войны — непроходимые леса и пустыни без путей сообщения — почти совершенно исключал участие конницы в военных операциях, и действительно, она не имела почти никакого влияния на исход кампании. Обе стороны организовали несколько партизанских отрядов, которые оказали некоторые услуги, но все это в очень ограниченных размерах, и изучение их действий представляет мало интереса. Пересеченный характер местности побуждал прибегать преимущественно к огнестрельному оружию; особенно часто пользовались им американцы, стреляя очень метко с дальних расстояний из-за различных местных укрытий, так как самые свойства их, в сущности, иррегулярной армии заставляли ограничиваться мелкими схватками, нечаянными нападениями и т.п. Единственным следствием этой войны для европейских армий было сформирование в них отдельных отрядов стрелков, которые действовали долгое время исключительно в рассыпном строю.

Французская революция, последовавшая вскоре за американской, оказала уже гораздо большее влияние на состояние военного [314] искусства, причем влияние это коснулось не только тактики, но комплектования и организации армии. Восстание народа против своего законного короля и провозглашение республики влекло за собой столь важные последствия и опасности и для других государств, что они нашли вынужденными встать на защиту свергнутой монархии.

Коалиция стольких государств против Фридриха побудила правителей республики принять целый ряд чрезвычайных мер, чтобы иметь возможность бороться с надеждой на успех против угрожавшей опасности. Они решили привлечь насильно весь народ к защите страны и постановили в марте 1793 г. набрать 300 000 человек для пополнения действующей армии. С расширением военных операций появилась потребность в новых силах, и в июле было предписано набрать еще 1200 000 человек. Эти люди были распределены по старым полкам, чтобы скорее научиться военному делу, но подобный наплыв рекрут не только повредил дисциплине, но почти отнял у армии регулярный характер.

Эти большие массы, значительно превосходившие прежние армии, для более быстрой передачи приказаний и правильно поставленной ответственности требовали и другой организации.

Это повело за собой разделение войск на дивизии и корпуса, в состав которых входили все три рода оружия. Во главе бригад стояли бригадные, дивизий — дивизионные, корпусов — полные генералы, а во главе армии — главнокомандующий. Благодаря такой организации значительно облегчалось управление массами. 3 пехотных батальона составляли полубригаду, 6 батальонов — бригаду, 2 бригады — дивизию, 2 или более дивизий — корпус. Каждой дивизии придавалось обыкновенно 2 полка конницы (легкой, тяжелой или драгун) и 2 батареи: пешая и конная.

Конница французской армии в 1793 г. была довольно многочисленна, но по отношению к сильно увеличившейся пехоте — очень слаба. Она состояла из 2 полков карабинеров и 16 полков тяжелой конницы, вооруженных только палашом и пистолетом, 20 полков драгун, 25 — конноегерей, 12 — гусар, вооруженных саблей, карабином и пистолетом. Легкой конницы было около 33 000 человек: 22 000 егерей и 11000 гусар; последние употреблялись очень редко для сомкнутых атак, между тем как егеря несли безразлично службу на поле сражения и вне его, так что они оказывались самым полезным родом конницы. Подобные полки разделялись обыкновенно на 4 эскадрона в 200 коней каждый. [315]

Система распределения конницы по дивизиям была вскоре признана ошибочной, так как кавалерия, будучи вся распределена на мелкие части, не могла сделать ничего существенного. Генерал Гош первый понял это и по назначении своем в 1797 г. главнокомандующим армии Самбры и Мааса соединил гусар, драгун и конноегерей в отдельные дивизии. Эта принятая им мера составляет значительный шаг вперед.

Наполеон в итальянской армии также отделили конные полки от пехотных дивизий и свел их в бригады резервной конницы. Большая численность французских революционных армий имела еще другое очень важное последствие. Армии Фридриха Великого были малы, крепко сплочены и в совершенстве обучены; он мог с ними сделать фланговый марш на глазах противника со спокойствием и порядком марша на параде; он мог спокойно развертывать свои войска и делать перемену фронта под артиллерийским огнем, как при Зооре; он мог после нечаянного ночного нападения и неудачного боя очень скоро привести свои войска в порядок. Одним словом, он имел в своем войске превосходное орудие, с которым мог все себе позволить; это обстоятельство имело, конечно, большое влияние на его образ действий. Так как при этом люди его были обучены стрелять очень метко, то, чтобы вполне воспользоваться силой огня, он строил их развернутым строем; наконец, искусство его армий в маневрировании позволяло ему принимать косой порядок против того или другого фланга неприятельского расположения.

Французские генералы времен революции, напротив того, имели под своей командой массу солдат, правда, в высокой степени воодушевленных и исполненных стремлением к славе, но очень плохо обученных не только маневрированию, но даже и владению оружием. Еще задолго до революции между военными писателями возник спорный вопрос о том, что лучше для наступления пехоты: колонны или развернутый строй. Фолар написал несколько томов в пользу первых; Мениль Дюран и другие последовали за ним, и образовалась целая школа, державшаяся того мнения, что пехота должна атаковать в колоннах.

Теперь же французы самой силой обстоятельств были поставлены в необходимость принять это построение. Их плохо дисциплинированные массы воодушевленных рекрут не могли маневрировать с той же точностью, как австрийцы и пруссаки. Поэтому они приняли систему прямой атаки неприятельского расположения [316] густыми колоннами, поддержанными огнем больших артиллерийских батарей. Впереди колонн шли застрельщики из лучших стрелков, которые подобно римским велитам начинали дело усиленным обстреливанием позиции противника и прикрывали тем наступление колонн, которые, следуя сзади, могут быть сравнены с фалангой древних времен.

От этих застрельщиков не требовалось высокой степени обучения для выполнения их обязанностей. Это был такой состав людей, который на другом поприще не мог принести большой пользы, а здесь мог пригодиться. Следовавшие за ними колонны состояли из совершенно необученных людей, которые черпали мужество и веру в успех в своей численности. Это естественный инстинкт как людей, так и животных — собираться в массы ввиду угрожающей опасности, и образ действия французов в колоннах был именно основан на этом инстинкте. При начале движения колонны их имели действительно вид строя, но затем они обращались просто в беспорядочные толпы тесно сплоченных людей. Подобная система, естественно, вызывала широкое применение артиллерии; коннице также придавались в значительном числе конные батареи. Наполеон еще бол ее увеличил их число и стал придавать их каждой кавалерийской дивизии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Настигнутая с тыла конницей
Персидская конница
Денисон Д. История конницы истории 9 совершенно
Польское войско состояло из тяжелой конницы крестовые вооружение
Денисон Д. История конницы истории 5 впечатление

сайт копирайтеров Евгений