Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

104

105

менное название неизвестно), которая произошла не позднее лета 455 года 6 . Сыновья Аттилы были разбиты, после чего следы их в истории теряются. Но Эвгиппий ничего не говорит ни о восстании покоренных народов, ни о битве, ни об освобождении поданных из-под власти гуннов. Он не гово рит: «Когда умер Аттила, и его сыновья были свергнуты». Он не говорит: «Когда Аттила умер, и его подданные вновь обрели свободу». Он вообще не упоминает о том, чем закончилась ссора между сыновьями. Эвгиппий говорит только о том, что когда Аттила умер и его сыновья стали ссорить ся, Северин начал свою деятельность. Никто в здравом уме не станет от рицать (хотя такие и находились), что речь идет о событии, произошед шем позднее весны 453 года, но до битвы при Недао, которая могла состояться либо в 453 году, либо в 454, либо, самое позднее, летом 455 года 7 . Значит, в период приблизительно между летом 453 и летом 455 года Северин находился в Астурисе. Следовательно, это и есть дата начала повествования Эвгиппия. Назовем ее «454». Мы можем ошибаться не бо лее чем на несколько месяцев в обе стороны.

В 454 году Северин недолго пробыл в Астурисе. Он не навязывал свой авторитет жителям городка. Ни духовенство, ни простые горожане не обратили никакого внимания на его предупреждение о скором нападении варва ров. Более того, старик, в доме которого он жил, ризничий местной церкви, даже не знал имени своего постояльца, когда началось нападение ( I . 5) 8 . Из Астуриса Северин перебрался в Коммагенис около 454-455 годов. Мы не знаем, сколько времени он провел в Коммагенисе до того, как перестал существовать тамошний гарнизон (о чем мы сейчас подробно поговорим), но из рассказа Эвгиппия можно сделать вывод, что срок этот не был дол гим. Возможно, что, как предполагают многие исследователи, землетрясение, вызвавшее такой переполох в Коммагенисе, было тем самым, которое разрушило Сабарию за семь дней до начала сентябрьских ид 455 года 9 . Массовый голод в Фавианисе (гл. III ), как сказано в тексте, случился «в то же самое время», eodem tempore , когда и поражение федератов в Комагенисе. А глава IV начинается со слов per idem tempus и повествует о победе трибу на Мамертина над варварами-мародерами и о строительстве монастыря в Фавианисе. Конечно, Эвгиппий писал об этом полвека спустя, когда было трудно или даже невозможно установить точные даты этих ранних событий. Кроме того, он не очень заботился о точной хронологии. Сам он счи тал, что между этими событиями не было большого интервала, и мы можем предполагать, что они происходили почти сразу одно за другим. Вполне вероятно, что все они произошли примерно до 460 года.

Но у нас есть доказательства другой даты. В главе VI автор рассказы вает о том, как Северин вылечил от болезни одного мальчика из племени ругов. Когда позднее этого мальчика увидели на варварском рынке в пол ном здравии, все пришли в изумление; и с той поры «весь народ ругов» стал приходить к святому, выражая свое почтение и прося вылечить и их от болезней. Люди из других племен также хотели его видеть, и однажды,

еще до случая с мальчиком-ругом, группа варваров, направлявшихся в Италию, специально свернула с пути для того, чтобы увидеть святого и получить его благословение ( VI . 6). В этой группе был и Одоакр, тогда еще juvenis , согласно Эвгиппию (гл. VII ). Однако в кратком описании, предшествующем в книге Эвгиппия каждой главе, Одоакр назван не juvenis , a adolescentulus . Согласно Исидору Севильскому, adolescentia — это период жизни от пятнадцати до двадцати восьми лет 10 . Следователь но, Одоакру было не больше двадцати восьми лет, когда он посещал Се верина. Мы знаем, что он родился в 433 году и что ему было шестьдесят, когда он был убит Теодерихом Остроготом в 493 году". Это означает, что посещение Одоакром Северина можно датировать приблизительно 461 го дом. Вряд ли Одоакру в это время могло быть намного меньше двадцати восьми лет, так как к моменту встречи с Одоакром святой уже был широко известен в Норике, хотя, как мы предполагаем, он приехал в Астурис только в 454 году. Одоакр не мог быть и намного старше, так как в этом случае употребление Эвгиппием слова adolescentia становится бессмыс ленным. Таким образом, исцеление мальчика-руга, приведшее к тому, что к Северину стал приходить «весь народ ругов», произошло после 461 года, то есть после того, когда, по нашему предположению, Северина посетил Одоакр. Есть и еще одно указание на дату этих событий. Оно содержится в главе XVII . 4, из которой мы узнаем о нападении готов на Тибурнию, столицу провинции Норик Средиземноморский. По-видимому, все соглас ны с тем, что остроготы ушли из Паннонии примерно в 472 году и после этого находились далеко от Тибурнии 12 . Следовательно, события, описан ные в этой главе, произошли до этого времени. Если мы это принимаем, то и все, о чем рассказывается в главах VIII XVII , произошло до 472 года, так как ни у кого не вызывает сомнений, что Эвгиппий повествует о собы тиях в хронологическом порядке.

Очень жаль, что в главе XX автор выражается не вполне ясно. Он го ворит, что когда государство перестало платить солдатам, то пограничные гарнизоны и сама приграничная зона перестали существовать. Но он не говорит, когда именно, по его мнению, деньги перестали поступать. Ничто не указывает на то, что он имеет в виду 476 год и падение Ромула Августула 13 . Вполне возможно, что сам автор, писавший в 511 году, точно не знал, когда перестала существовать приграничная зона или когда сол даты в последний раз получили жалованье. Этот процесс, конечно, про исходил постепенно, и о нем не писали авторы исторических сочинений и хроник. Тот факт, что два небольших и недоукомплектованных воинских подразделения еще существовали в этой провинции (в Фавианисе и Бата-висе) в то время, когда туда приехал Северин, еще не говорит о том, что солдаты вовремя получали свое жалованье.

Далее в книге не содержится никаких дат вплоть до главы XXXII , которая, видимо, относится к периоду после 476 года, так как Одоакр здесь уже назван «королем» { rex ). Ему понадобилось около пятнадцати лет для

106

107

того, чтобы завоевать доверие солдат, служивших в Италии, и стать их командующим.

Таким образом, я делаю вывод о том, что Северин появился в Астури- се в 453-454 годах, что он встретился с Одоакром около 461 года, что события, описанные в главах VIII - XVII , происходили до 472 года, а события, описанные в главе XXXII , происходили позднее 476 года. Если мы соглашаемся с этой датировкой, в особенности с датой приезда Северина в Астурис (453-454 гг.), то все великие теории Лоттера о том, что Северин сделал государственную карьеру и был консулом в 461 году, рассыпаются в прах. Все здание, выстроенное Лоттером, — это карточный домик, и стоит вынуть одну карту, как рушится вся конструкция.

Эвгиппий сообщает нам день смерти Северина — 8 января. Мы с не терпением ждем, когда он назовет нам год, однако он молчит. Год его не интересует. Для него самое главное — установить день поминовения свя того. Год для него не имеет значения, ведь Эвгиппий пишет житие свято го, а не историческое исследование. Нам еще повезло, что мы встречаем в тексте хотя бы несколько точных дат.

2. Падение имперской власти в V веке

Во всей книге нет ни одного упоминания о губернаторе ( praeses ) Но- рика Прибрежного или о ком-либо из его подчиненных, не упоминается и военный наместник ( dux ) Паннонии I и Норика Прибрежного (обе про винции находились под началом одного военного коменданта). Хотя наш автор подробно рассказывает о Коммагенисе, Фавианисе и Лауриакуме 14 во время войны, он ни разу не упоминает о том, что каждый из этих городов находился под защитой целой флотилии военных судов, а между тем мы знаем, что, согласно Notitia Dignitatum , в начале века в каждом из них такая флотилия была. В самом начале книги Эвгиппий рассказывает о том, как варвары захватили маленький городок Астурис. По его словам, население города состояло из «священников и граждан» ( I . 2) или «горожан», oppidanei ( I . 5). Все они были гражданскими людьми. Автор не двусмысленно дает нам понять, что в городах не было никаких военных гарнизонов. Но, согласно Notitia , там находилось пехотное подразделе ние под командованием трибуна. Жителям Норика Прибрежного, конеч но, было на что жаловаться во времена Северина, но, судя по всему, нало гами они не были обременены, во всяком случае, Северину они об этом ничего не говорили. В то же время жители всех других провинций Импе рии были задавлены непосильными налогами.

Объясняется это просто: в течение всего периода деятельности Севе рина в провинции Норик Прибрежный не существовало имперской граж данской администрации, а военная власть Империи ограничивалась дву мя небольшими подразделениями. К моменту появления там Северина

около 454 года римская власть уже не действовала в этой части пригра ничной области 15 . И это утверждение не трудно доказать.

По сути дела, доказательство можно найти уже в первой главе книги. По словам автора, в городе Коммагенис жила группа варваров, barbarorum intrinsecus consistntium , I . 4; barbari intrinsecus habitantes , II . 1. Они жили там по условиям договора, foedus inierant , 1.4. То есть в техническом смысле являлись foederati , «федератами», но федератами особого типа. Мы знаем только один аналогичный случай в истории Западной Европы (с. 108)"'.

Эти федераты не были расселены в сельской местности в отличие от тех, которых Констанций и Аэций расселили в Галлии в 418 и в 440-443 годах соответственно. В нашем случае варвары были размещены в городе Коммагенис, подобно тому как римских солдат расквартировыва ли в городах 17 . Но было и другое, более существенное различие между варварами из Коммагениса и везеготами из Аквитании II или бургундами из Савойи. Варвары из Коммагениса заключили договор не с императо ром и не с его представителем, а с Rotnani , I . 4. Немного позже в книге мы снова встречаем слово Romani , и на этот раз автор описывает их как habitatores oppidi ( II . 1), граждане Коммагениса. Иначе говоря, варвары заключили договор не с имперскими властями, а с жителями одного из городов 18 . Значение этого события трудно переоценить. В прежние време на жители города, по своей воле открывшие границу и допустившие вар варов на землю Империи, считались бы изменниками родины. Подобное невозможно было даже представить 19 . В V веке центральное правитель ство могло расселять варваров (если они уже прорвались в провинцию и их невозможно было оттуда изгнать) на территории целой провинции или на обширной, хотя и не до конца определенной, территории Савойи (Са- баудии), но оно бы никогда не позволило варварам поселиться ни в одном городе. Основная цель подобных поселений состояла в том, чтобы обеспечить правительство достаточной военной силой. Но кучка воинов-варваров, которых можно было поселить в небольшом городке, таком как Коммагенис, не представляла большой военной ценности для Империи в целом. По крайней мере мы не знаем ни одного случая, когда римские власти разрешили бы федератам поселиться в одном, и только в одном городе. В этом не было бы никакого смысла.

Все эти факты говорят о том, что если жители одного города заключили подобный договор и допустили в приграничную область группу варваров, то, очевидно, римская администрация в этой провинции уже прекратила существование. Подобное соглашение было бы невозможно, если бы про винцией Норик Прибрежный все еще управлял губернатор. Губернатор не медленно подверг бы жестокому наказанию жителей города, которые бы решились допустить варваров в провинцию и заключать с ними соглаше ния по собственной инициативе. Ясно, что к этому времени ни губернатора провинции, ни его чиновников уже не существовало. Норик Прибрежный уже не находился под властью императора. Отныне каждый город мог —

108

109

или должен был — сам заботиться о себе, подобно тому как британские города должны были сами заботиться о себе и до и после 410 года.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О войнах между варварами в этих краях жи тели империи обычно узнавали только провинции испании
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 5 капитуляции
Прокопий кораблей постоянно
Направляла миссионеров за границу империи для обращения живших там язычников
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 2 источником

сайт копирайтеров Евгений