Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пушкин анализировал форму и содержание литературного произведения. Форму поэтических произведений он рассматривал, исходя из требования гармонии, в содержании отмечал смысл и точность. Иными словами, в качестве аспектов исследования произведений он избирал не любую и каждую случайную сторону вещи. Он выделял основное и главное - то, что определяет сущность произведения. Например, в замечаниях на стихотворение К.Н. Батюшкова "Мои пенаты" он пишет: "Главный порок в сем прелестном послании - есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни. Музы существа идеальные. Христианское воображение наше к ним привыкло, но норы и келии, где лары расставлены, слишком переносят нас в греческую хижину, где с неудовольствием находим стол с изорванным сукном и перед камином суворовского солдата с двухструнной балалайкой. - Это все друг другу противоречит" .

Как важное свойство повествования рассматривал Пушкин достоверность фактов. В рукопись Вяземского "Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине" он предлагает включить ссылки на источники, которые подтвердили бы правильность приводимых фактов.

Опыт Пушкина-редактора представляет интерес и с точки зрения работы над рукописями. Преобразователь и по сути один из основных создателей русского литературного языка, он в редакторской практике реализует свое право редактора именно так, что материалы с его правкой и постраничными пометами не утратили своей актуальности и по сей день. Прежде всего можно говорить о бережном отношении Пушкина- редактора к труду автора. Это проявляется в относительной малочисленности помет: отмечены только существенные недостатки. К ним относятся несоответствие отдельных аспектов произведения его жанру или собственной манере автора. Два этих основания при анализе произведения литературы, действительно, серьезны и заслуживают внимания редактора. Против одного из неудачных стихов К.Н. Батюшкова Пушкин пишет: "Это не Батюшкова, а Блудова, и то перевод". Сам великолепный поэт, прекрасно чувствующий слово, он подчеркивает необходимость следовать собственной поэтике.

Не утратило значения умение Пушкина работать с авторами, его методы подготовки к печати произведений литературы, принципы подготовки изданий.

Пушкин способствовал не только публикации, но и написанию многих литературных произведений. Например, как уже было сказано, он имел самое непосредственное отношение к появлению записок Дуровой, уговорив ее рассказать о войне 1812 года; своей рукой написал Пушкин первые строки мемуаров М.С. Щепкина в подаренной актеру тетради: " "Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке" .

В его отношении к другим авторам чувствовалось, по свидетельству современников, совершенное отсутствие профессиональной зависти, он "до пристрастия привязывался к каждому возникающему таланту". Вспоминают о его "милом, любезном, истинном желании видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться ему" . Характерно в связи с этим воспоминание П.А. Вяземского: "...Навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и критика меткого, строгого и светлого..." . Обратим внимание на эти слова из приведенного отрывка автобиографического введения Вяземского к запискам Фонвизина. Пушкин здесь - истинный редактор, задача и предназначение которого - способствовать становлению и развитию литературы. Тут отражено внутреннее состояние поэта в тот момент, когда он волею случая принимает участие в совершенствовании труда Вяземского. Его отношение к процессу проявляется в живом, сочувственном общении с автором, в стремлении поддержать его.

Работу Пушкина с авторами отличали, с одной стороны, взыскательность и требовательность, а с другой - необыкновенное внимание, глубокая заинтересованность. Многие писатели обязаны ему тем, что их произведения увидели свет. Так, в "Современнике" опубликованы 23 стихотворения Тютчева, который до этого не печатался. Пушкин публиковал стихотворения Кольцова и Слепушкина.

Гоголь писал о Пушкине: "Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой ("Мертвые души") есть его создание" . Приведем еще слова Н.Г. Чернышевского: "Благородное желание помочь и одобрить всякого начинающего писателя, в котором замечал он талант, хорошо известно. Об отношении Пушкина к Гоголю излишне говорить. Многие также знают, с каким радушием старался он о литературных успехах барона Розена, г-жи Дуровой, какими похвалами встретил сказку г. Ершова "Конек-горбунок", которую внимательно пересмотрел и первые четыре стиха которой (по словам г. Смирдина) принадлежат А. Пушкину" .

Таким образом, отношение "автор-редактор" в деятельности Пушкина обозначилось отчетливо, и подчеркнем, что это отношение было именно таким, какое необходимо иметь редактору. В третьем томе своего "Современника" он пишет: "Статья "О движении журнальной литературы" напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были совершенно сходны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою "Современника" . На этом высказывании Пушкина стоит остановиться специально. Практически, весь XIX век характерен изданиями, которые прежде всего отражали волю редактора и издателя, поскольку, как правило, на страницы изданий попадали произведения тех авторов, чья позиция совпадала с позицией издателя. По сути, Пушкин и в этом случае опередил свой век, четко обозначив меру взаимодействия автора и редактора: редактор должен, имея собственную позицию, не лишать и автора права на собственную.

В первой четверти XIX века в издательской практике существовала романтическая традиция расположения материала в изданиях - произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание "Стихотворений" 1829-1835 годов Пушкин строит уже на хронологическом принципе, располагая произведения по времени их написания. Позднее, в 1838 году, после выхода в свет посмертных "Сочинений Александра Пушкина", Белинский в рецензии, напечатанной в "Московском наблюдателе", писал: "...несмотря на важные преимущества нового издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и условной, а хронологически, по времени их написания, через что дается средство следить за развитием поэта" .

Обратим внимание на последние слова критика. Они говорят о том, что у читающей публики появляется интерес не только к собственно произведениям автора, но и к его творчеству. Своим изданием Пушкин как будто предугадывает это. Литература воспитывает публику, и эстетическая потребность качественно совершенствуется, что Пушкин, как редактор и издатель, сумел почувствовать.

Выводы

В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как самостоятельный аспект книгоиздания, в словарях закрепляется понятие "редактор". Начинают обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора. Особенно отчетливо проявляются качества редакторской деятельности в подготовке альманахов. Деятельность журналов показывает роль и значение редактора в формировании изданий, определяет некоторые направления его организационных функций. Ведется полемика об особенностях подготовки собраний сочинений, вырабатываются принципы отбора и расположения произведений в таких изданиях.

В 40-е годы Россия вступает в период промышленного переворота, длившегося несколько десятилетий. Усиливается кризис феодально-крепостнической системы. Это приводит к ужесточению гнета правительства, помещиков, с одной стороны, а с другой, - к активизации недовольства общества существующей социально-экономической системой. Поднимается волна протеста, особенно в среде интеллигенции.

Годы царствования Николая I - один из наиболее тяжелых периодов общественной жизни в России: в течение тридцати лет жестоко и упорно преследовались свободомыслие, "неблагонадежные умонастроения".

Период 1825-1855 годов вошел в историю отечественного книгоиздания как самое мрачное тридцатилетие. Действовавший в это время цензурный устав 1828 года предусматривал такой порядок, при котором произведение проходило не менее двенадцати цензур, направленных на искоренение неугодного правительству содержания. Современники называли этот устав "чугунным". Цензура удаляла из текста не только мысли и суждения, но и отдельные слова. Например, в печатных изданиях и в официальных бумагах было запрещено употреблять слово "прогресс" .

Правительство отклоняет ходатайства о разрешении выпуска дешевых периодических изданий. Министр народного просвещения писал: "...дешевые повременные издания тем неуместнее ныне, что вкус к чтению и, вообще, литературная деятельность, которые прежде заключались в границах сословий высших, именно в настоящее время перешли в средний класс и пределы свои распространяют даже далее" .

Характерный для этого времени факт приведен Э.А. Лазаревич. При издании сочинений К.Ф. Рульке "Жизнь животных по отношению к внешним условиям" (1852) цензура добавила в авторский текст основного тиража книги (не были внесены изменения только в несколько экземпляров) дополнительный материал, составленный чиновником Кузнецовым, где было сказано, что "все предыдущее - плод досужего ума, а истина в священном писании, и оно свидетельствует о божественном сотворении мира" .

С другой стороны, борьба с самодержавием и крепостничеством, которую возглавили А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, способствовала тому, что в этот период поднимается самосознание разночинцев и интеллигенции, растет и развивается художественная и научно-популярная литература и усиливается ее влияние на умы и души читателей, распространяются научные знания.

Продолжает развиваться редакторская деятельность. Рассматриваемый период интересен тем, что, несмотря на противодействие цензуры, издатели выпускают значительные, социально важные издания.

Жесткая цензура заставляла издателей и редакторов внимательно анализировать содержание литературных произведений. Авторы учатся говорить эзоповским языком, выражая иносказательно свою политическую позицию, а читатели овладевают навыком видеть и читать "между строк".

В это время несколько меняется содержание литературы. Упор делается в большей мере на научную популяризацию. В дальнейшем это направление книгоиздания разовьется очень широко. Но уже в 40-50-е годы ставится задача распространения научных знаний, повышения общей культуры читателей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С некоторой условностью в деятельности редактора
Способствовавшее выработке критериев оценки научно популярной литературы
Такой тип издания
Самое главное для писателя сознательное решение судить по справедливости редактор мастерства
Потом присмотреть за изданием

сайт копирайтеров Евгений