Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Важное место в деятельности Р. занимала публикация источников по истории нар. образования. В 1906—07 издал проект организации лицея для подготовки чиновников высш. администрации — «Первоначальное начертание особенного Лицея» M. M. Сперанского. В 1910 в сотрудничестве с В. Г. Соломиным и П. П. Тодорским выпустил «Материалы для истории уч. реформ в России в XVIII— XIX вв.». С 1915 в составе Комиссии по науч. описанию Архива МНП, изданному при участии Р. (т. 1—2, 1917—21). Под ред. Р. вышел 1-й том (за период 1819- 35) материалов по истории Петерб. унта: «Санкт-Петербургский ун-т в первое столетие его деятельности» (1919).

К. Я. Боленко.

РОЗЕНТАЛЬ Дитмар Эльяшевич (24.2.1900, г. Лодзь, Польша, — 29.7.1994, Москва), языковед, методист рус. и иностр. языков, канд. пед. наук (1952), проф. (1961). Окончил ист.-филол. ф-т МГУ (1923), экон. ф-т Ин-та нар. х-ва им. Г. В. Плеханова (1924). В 1924—26 как аспирант Ин-та языка и литры проходил стажировку в Италии, изучал диалекты итал. языка. Преподавал рус. язык в школе II ступени (1922—23), на рабфаке (1923—26), в МГУ (1927—31), МОПИ (1940-^2) и др. вузах. С 1936 на кафедре рус. языка и стилистики Моск. полиграф, ин-та, с 1962 проф. и зав. кафедрой стилистики рус. языка ф-та журналистики МГУ (с 1986 проф.-консультант). Владел польским, нем., франц., итал., испанским и др. языками; преподавал рус. язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии и др. странах. Лекции Р. привлекали слушателей глубиной, логичностью, простотой изложения, чёткостью композиции и фактографичностью.

Чл. Орфографии, комиссии Ин-та рус. языка АН СССР. Зам. гл. редактора журн. «Рус. язык в школе» (1938—62), редактор и чл. редколлегий научно-метод. сборников. Труды Р. отличает нормативно- и функционально-стили-стич. подход к анализу языковых явлений. Разрабатывал вопросы орфографии и пунктуации, грамматики, практич. стилистики, проблемы методики преподавания рус. языка, принципы составления учебников по рус. языку для рус. и нац. школ и иностранцев. Автор программ, уч.-метод, пособий и учебников по рус. языку для ср. и высшей школы. Под ред. и при участии Р. вышел учебник «Совр. рус. язык» для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» (19844). Автор учебника итал. языка (19572), рус.-итал. и итал.-рус. словарей (19902, соавт.). Выступал как популяризатор культуры речи и науки о языке: «Стилистика на каждый день» (1976); «Секреты хорошей речи» (1993, соавт.); «А как лучше сказать? Книга для учащихся ст. классов ср. школы» (19882); «Занимат. стилистика. Книга для учащихся 8—10-х классов ср. школы» (1988, соавт.); «Рус. язык для школьников 5—9 классов. Путешествие в страну слов» (1995, соавт.). Науч. редактор «Словаря ударений для работников радио и телевидения» (19945), «Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника» (19762). Проводил консультации для учителей в журн. «Рус. язык в школе».

Соч.: Свод орфография, и пунктуационных правил, М., 1939; Таблицы по грамматич. стилистике, М., 1939; Лит. редактирование, М., 19612 (соавт.); Культура речи, M., 19643; Язык рекламных текстов. Уч. пособие, М., 1981 (соавт.); Вопросы рус. правописания, M., 19824; Справочник по пунктуации, М., 1984; Словарь-справочник лингвистич. терминов, M., 19853 (соавт.); Управление в рус. языке. Словарь-справочник для работников печати, M., 19862; Практич. стилистика рус. языка, M., 19875; Словарь трудностей рус. языка, М., 1987 * (соавт.); Популярная стилистика рус. языка, М., 19882 (соавт.); Прописная или строчная? Опыт словаря-справочника, M., 19884; Пунктуация и управление в рус. языке, М., 1988; Сборник упражнений по рус. языку, M., 19892; Справочник по правописанию и лит. правке. Для работников печати, M, 19895; Рус фразеология, М.,

26»

19902 (соавт.); Рус.-итал. уч. словарь, M., 19903; Рус. язык. Пособие для поступающих в вузы, M., 19923. Я. Н. Кохтев.

РОЗОВ Виктор Сергеевич [р. 8(21).8.1913, Ярославль], драматург, прозаик, обществ, деятель. Получил актёрское образование в уч-ще при Моск. театре революции (1934—38) и был принят в его труппу. В 1941 добровольцем ушёл на фронт. После тяжёлого ранения (1942) вернулся к практике театра как драматург. Окончил Лит. ин-т им. Горького (1962); впоследствии преподавал там же (проф. с 1979).

Первая ориг. пьеса Р. — «Вечно живые» написана в 1943. Сценич. история драматургии Р. открылась спектаклями моек. Центр, дет. театра: «Её друзья» (1949; здесь и далее год первой постановки), «Страница жизни» (1953), «В добрый час!» (1954), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960). Гл. действующие лица этих пьес («розовские мальчики») с их бескомпромиссностью и юношеским идеализмом стали героями времени в период «оттепели» (сер. 50-х гг.), когда открылась перспектива демокр. обновления жизни. Первые пьесы выявили ориентацию творчества Р. на проверенные веками нравств. ценности, к-рые воспитываются и укрепляются в юности. Для Р. молодость — это и неповторимая пора жизни, и критерий того, «состоялся» ли человек как личность, верен ли он своим идеалам и, т. о., самому себе. В последующих пьесах герои Р., взрослея, мужая, порой изменяясь, отходя на второй план, остаются в центре худож. интересов автора. Пьесы 60—80-х гг. «Перед ужином» (1962), «В дороге» (1963), «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (1970), «Кабанчик» («У моря», 1986) отличались более суровыми тонами, обострённо-критичным взглядом на явления, наносящие ущерб формирующейся личности. Умение видеть мир глазами молодого героя, соотносить с ним мир реальный, а также нравств. потенциал, наследуемый от рус. классич. лит-ры, придают драматургии Р. единство. Чуткость к изменениям времени, воплощающаяся в сценич. колорите, сообщает драматургии динамику перемен. Мн. пьесы Р. становились не только театральным, но и обществ, событием.

Автор сценич. композиции по произведениям рус. прозы: «Обыкновенная история» по И. А. Гончарову (сер. 30-х гг., пост, в 1966; Гос. пр. СССР, 1967), «Мальчики» («Брат Алёша») по Ф. М. Достоевскому (1973). В сценич. редакции Р. на рос. сцене шли мн. произведения драматургов Украины, Эстонии, Армении. Пьесы Р. ставили ведущие театры Москвы: «Современник» (открылся в 1956 пост. «Вечно живые»), Малый театр, С.-Петерб. Большой драматический и др., а также большинство ТЮЗов страны. При авторском участии созданы телеспектакли и киноверсии пьес, наиб, известны «Летят журавли» (1957; по «Вечно живым»), «Шумный день» (1961; по «В поисках радости») и др. Значит.

резонанс получили мн. публицистич. выступления Р. по актуальным проблемам жизни страны.

Соч.: Мои шестидесятые... Пьесы и статьи, Ми969; В добрый час. Пьесы, М., 1973; Избранное, М., 1983; Путешествие в разные стороны. Автобиогр. проза, М., 1987.

Лит.: Анастасьев А., В. Розов. Очерк творчества, М., 1966; Соловьева И. Н., Герои и темы В. Розова, «Новый мир», 1960, №8; Крымова Н., Несуетный человек, «Театр, жизнь», 1988, № 16.

Т. К. Шах-Азизова.

 

РОЛЛЕН (Rollin) Шарль Луи (1661, Париж, — 1741, там же), франц. историк и педагог. Преподавал в коллежах Парижа, был проф. риторики и красноречия и ректором Парижского ун-та. Заведовал коллежем в Бове, откуда за связи с янсенистами был уволен (1702). В «Трактате об образовании» («Traite des etudes», t. l—4, 1726—28, t. 1—3, 1845; рус. пер. 1908) излагал способы изучения гуманитарных наук и давал руководящие начала для устройства отд. классов и коллежей. Осн. предметом обучения считал отеч. язык, отеч. истории отводил большое место за счёт сокращения древней истории; шк. руководства должны излагаться на отеч. языке (вместо лат.). Р. допускал совместное воспитание до 6—7-летнего возраста, затем предлагал для девочек особую программу знаний: франц. яз., 4 правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс истории Франции. Р. также издал со своими примечаниями «Начала...» Квинтилиана (1715). По оценке Ж. Ж. Руссо, пед. идеи «доброго Ролле-на» оказали влияние на франц. школу 18 в. и энциклопедистов.

Лит.: Pedagogie de Charles-Louis Rollin (1661—1741), «Dossiers documentaires», 1962, № 5, fevrier, p. l—7. A. H. Джуринский.

РОЛЬ, устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определённой функции личности в социальных отношениях. Человек как обществ, существо вступает с др. людьми в разнообразные отношения (межличностные, полит., экон., профессиональные и др.), выступая, т. о., носителем разл. Р. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «Р.» ввёл в социальные науки амер. психолог Д. Мид, разработавший социально-психол. концепцию, в к-рой личность рассматривалась как динамичное сочетание Р. Этот подход лёг в основу интеракционизма.

В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматриваются как освоение определённых Р. Выполнение человеком нек-рой Р. определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности мерой освоения им определённых знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной Р. Так, в Р. родителя человек стремится воплотить черты, связанные в обществ, сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т. д. Освоение Р. родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребёнка.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Формирования его личности
Помощьпостоянная комиссия по техн образованию оси деятельность осуществляла в петербурге
Деятельности разных поколений
Образования

сайт копирайтеров Евгений