Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

систему политических институтов и т. д.) сосредоточить внимание не на форме или организации политического процесса (она в этом случае оказывается строго заданной), а именно на содержании возникшей проблемы, возможных способах ее разрешения, оценке наиболее значимых последствий.

3. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ

Содержание политической культуры в огромной степени зависит от уровня исторического развития и меняется в ходе политических перемен, хотя очень часто и не поспевает за ними синхронно. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности или ее части вводится понятие типа политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения И политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы. Поскольку оснований для выделения типов может быть достаточно много и в таком качестве могут выступать и исторические эпохи, и различные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои, группы ее осуществляющие, а также регионы и типы мировоззрения, то естественно, что видов типологии политической культуры тоже может быть много.
В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их. типология, предложенная Г. Алмондом и С. Верба . Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определенному времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации
власти.
I. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе,
II. Подданническая политическая культура, характеризующаяся сильной ориентацией на политическую систему, но слабым активным участием в ее функционировании.
III. Активистская политическая культура, с такими ее сущностными чертами, как заинтересованность в политической системе и активное участие в ней.
В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и, активистская, или политическая культура участия. Рассмотрим, характерные черты каждого из этих типов.

175

Признанным достоинством подданнического типа политической культуры служит ее способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид — непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.
Поскольку социально-политическая инициатива и действующий в политике человек оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей в этом случае возможно только при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в функционировании политического механизма. Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, все нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия политических решений во все более сужающемся круге доверенных, посвященных лиц.
Инициатива как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растет и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти — в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающей этот пост.
Политический культ — зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своем длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации: инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование политического и исторического опыта, целеустремленность. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудноизживаемой болезни вечного ожидания благ сверху.
В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим критерием оценки политической организации служит ее способность инициировать активное политическое действие.
Активистская политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре, формам выражения, чем предшествующий

176

ей тип. Для замены простого исполнительства квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе, причем ощущается острая необходимость именно в реальных, имеющих практическую направленность знаниях, с помощью которых можно воздействовать на механизм политической власти, участвовать в принятии политических решений, обладать навыками организации
политических процессов.
Важнейшая черта политической культуры данного типа — широкое распространение представления об автономии интересов личности и государства. Оно исходит из понимания, что соединение общественного и частного может происходить не ва путях самоотречения и абсолютизации одного и игнорирования другого, что неизбежно оборачивается ростом социальной напряженности, политическими конфликтами и нарастанием взаимных претензий, но на основе формирования четкого представления о существующей иерархии интересов, через которую и возможен выход деятельности субъекта на уровень реализации социальных
потребностей.
Смена типов политической культуры, какой бы острой ни
была в этом необходимость, не осуществляется сразу, требует определенного времени. Можно говорить о специфических переходных состояниях, в рамках которых происходит ломка одного типа политической культуры и становление другого.
Чертами перехода служат многообразие политических ориентации при отсутствии определенного и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия типа голодовок, забастовок, других форм силового и эмоционального давления на власти. В свою очередь, власти в этот период вдут на использование уголовных и административных мер там, где можно применять политические, и т. д.
Переходный тип социальной регуляции поведения «нередко характеризуется «междуцарствием» социальных норм, то есть таким положением, при котором «традиционные» нормы (обычаи) теряют свою силу, а «современные» лишь начинают действовать» Это ведет к тому, что в реальном политическом поведении многие люди руководствуются разнородными политическими нормами, как соответствующими политической ситуации, так и далеко не
адекватными ей.
На характер, специфику политической культуры оказывают
значительное воздействие региональные и исторические особенности той страны, где она господствует. Это выражается в своеобразном, свойственном только данной модели политической

177

культуры сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в доминировании одних ценностей и подчиненном положении других.
В одном из подробных и авторитетных исследований региональных особенностей политической культуры" отмечаются, например, такие черты ее своеобразия у разных народов. Для Японии характерно то, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность, преданность по 'отношению к той или иной политической программе или организации. Политическая культура англичан отличается своеобразной иерархией политических ценностей, распределяемых по степени значимости таким образом: милосердие правительства, свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, диффузия руководства, власти, пределы власти правительства, благосостояние, внешняя оборона, эволюция и ассимиляция.
Своеобразие политической культуры индийцев заключается в сочетании в ней двух основных моделей поведения: традиционной, массовой, ориентирующейся на местные обычаи и нормы регуляции политических отношений и столичной, современной, элитарной.
В американской политической культуре большое значение имеет сочетание двух типов правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции. Основные политические течения различаются как раз ориентацией на разные типы этих ценностей. «Политический либерализм в его классическом варианте оказался коррелятивен с ценностной ориентацией прежде всего и преимущественно на «нормы-цели», а политический консерватизм—на «нормы-рамки», которые должны упорядочивать стихию конкурентной борьбы за успех» .
Доминирование в политической культуре народа или социальной группы определенных ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию поведения и вообще политической жизни, оставляет для конкретного субъекта большую возможность для самостоятельного выбора своих политических предпочтений и способов вхождения в политические отношения. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение тех норм,

178

ценностей, ориентации и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса.
Политическая культура — это именно механизм поведения, она проявляется реально в действиях, а не в словах. Народ, по поводу которого употреблено, пожалуй, самое большое количество слов, так и остался народом с низким уровнем политической культуры, не владеющим реальными навыками влияния на политику, впадающем или в апатию, или в истерию на каждом повороте своей исторической судьбы, «политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц» .
Деятельно-практическая сущность политической культуры делает важнейшим средством ее передачи и усвоения исторический опыт. Именно через него происходит накопление се наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта, делающим его фактором актуального политического процесса, служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент устойчивости, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются многообразные политические действия больших масс людей в сфере политики. Действие традиций находит выражение в устойчивых склонностях поведения, воспроизводящихся в самых различных исторических обстоятельствах. Так, в специфике американской политической жизни многое лучше понять, если принимать во внимание действие индивидуалистической традиции.
Для российской политической культуры такой устойчивой традицией, действие которой является весьма ощутимым как в нашей политической истории, так и в современности, служит политический радикализм: предпочтение решительных действий в политике всем иным, уверенность в наличии быстрых и простых путей решения сложных проблем и стремление к их реализации. Во многих политических ситуациях такая ориентация является вполне приемлемой и необходимой, например, когда в силу тех или иных обстоятельств существует жесткая предопределенность, альтернативность выбора или угроза для данной политической общности. Но, как правило, такие ситуации в сфере политики возникают не часто в силу того, что здесь отсутствует обязательное совпадение социальной и политической структур (и представители разных социальных групп входят в одни и те же политические

179

формирования, и наоборот), всегда существует множество возможных вариантов действий при отсутствии явных преимуществ или противопоказаний для них,- а значительное количество непредвиденных последствий выявляется только со временем.
Решающее значение для определения типа любой политической культуры имеет сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия. То есть через традицию, разнообразные компоненты исторического опыта она связана с прошлым, с помощью нормы, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации способна влиять на будущие
политические события и процессы.
Разрыв же этих временных компонентов политического бытия лишает политическую культуру возможности сколько-нибудь целесообразного влияния на политические процессы, разрушает ее структуру. Абсолютизация значения прошлого, исторического опыта делает ее ведущим элементом ритуал, политика превращается в систему строго регламентированных действий со все менее ясным для основной массы людей смыслом. Эти действия во все меньшей мере имеют отношение к реальным проблемам той социальной и политической среды, в которой они разворачиваются, никак не влияют на течение событий.
С другой стороны, отрыв от прошлого оборачивается нарастанием исторического нигилизма, выражающегося в отрицании позитивного значения исторического опыта, разрушения отправных • точек исторического движения, лишении его смысла. Результатом • подобной настроенности становится крайнее безверие мятущейся ~ личности, стойкое представление о хаотичности исторического движения, его полной зависимости от произвола и случайности. Существует несомненное совпадение отчуждения от истории в прошлом и от политики в настоящем, выражающееся в том, что они воспринимаются человеком как места хаоса и потери жизненного смысла, где вполне приемлемы такие типы отношения к жизни, как апатия, отчуждение или бессмысленный бунт.
В отношении связи настоящего и будущего доминирующим в современных формах политической культуры становится стремление к преодолению противостояния, жесткого разрыва между ними. Различного рода политические цели, программы и прогнозы становятся более реалистичными, они исходят не только из отрицания, критики настоящего, но и из понимания его ценности, необходимости его сохранения.

180

4. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ СТРАНЕ

Многие характерные черты динамики политической культуры могут быть выявлены при анализе реальных политических процессов, происходящих в нашей стране. Для современного состояния нашего общества характерна болезненная ситуация, когда старые механизмы обеспечения социальной упорядоченности оказались сломанными или неэффективными., и идет сложный, необходимый поиск нового механизма, основанного не на отрицании и нивелировке социальных интересов, а на признании их специфики и автономности.
Следует при этом иметь в виду, что развитие политической культуры — это практический процесс и решающий фактор ее становления—приобретение навыков практического и эффективного участия граждан в решении насущных проблем общественной жизни. Низкий уровень политической культуры в значительной степени объясняется отсутствием опыта инициативного демократического участия в управлении и принятии политических решений. Это порождает отношение к политике как к сфере выполнения директивных указаний, разрыв связей между проблемами существования индивида и проблемами политической деятельности и политических отношений.
Однако ныне существует целая серия долговременных внешних и внутренних обстоятельств, радикальным образом меняющих как условия политической деятельности, так и ее мотивацию и средства осуществления. Происходит ощутимое умножение количества императивов социального бытия (экологических, энергетических, гуманитарных, медицинских), что предъявляет все более жесткие требования к политике, способной обеспечить выживание, безопасность и процветание как отдельной страны, так и всего человечества. Причем эти субъекты политического процесса оказываются неразрывно взаимосвязанными. Но из нарастающей жесткости условий выживания вытекает необходимость умножения направлений поиска наиболее оптимальной, удовлетворяющей важнейшие потребности стратегии выживания, что оказывается осуществимым при понимании необходимости многовариантности развития. Оно же вырастает из способности воспринимать многообразие интересов и ориентации как естественного состояния.
Об эволюции содержания политической культуры свидетельствует значительное обновление таких ее структурных компонентов, как навыки, ориентации, методы политического действия. Происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества демократического политического процесса, его восприятие как важной гарантии необратимости демок-

181

ратических преобразований. Налицо становится значительная дифференциация и открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений.
Возможность ведения успешной политики в условиях многообразия интересов и типов развития предполагает высокоразвитую способность кооперации усилий, взаимодействие между носителями разных интересов и политических ориентации, а его предпосылкой может быть только терпимость к существующим реалиям и интересам. Но терпимость — это свойство, вырастающее из информированности людей друг о друге, благодаря ей происходит как бы узнавание себя в другом, преодоление чувства принадлежности к географическим, социальным, мировоззренческим антиподам, которое буквально взращивалось в сознании наших людей в течение длительного времени. На этой же основе формируется открытость к усвоению мирового опыта, способность видеть собственные проблемы на фоне мировых.
Информация, таким образом, становится политической силой, в значительной степени творящей новую политическую культуру, вносящей в нее такие качества, как: глобализм, постепенное преодоление чувства фрагментарности, разделенности человечества; быстрота распространения и реагирования на те или иные жизненно важные для социальной и политической общности сведения, в силу чего информационные предпосылки важных политических преобразований могут чрезвычайно быстро (практически во взрывной прогрессии) формироваться в сознании
огромных масс людей; реализм, освобождающий человека от подчинения его поведения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ. Конечно, это рождает и чувство горечи, разочарования не только в предыдущих моделях развития, но и вообще во всяком рационально прогнозируемом будущем, порождает у определенной части людей склонность к мистическим, иррациональным формам отражения действительности и разрешения жизненных проблем.
Политика становится действительно массовым делом, поднимающим на осознанное, политическое действие огромные массы людей, она все в меньшей степени умещается в рамки обычной политической организации: политические партии, формируя движения, фронты, форумы — именно такой характер носят движения за реализацию наиболее фундаментальных политических потребностей современности: за мир, экологию, демократию. .
Ситуация ломки, смены типов политической культуры стимулирует доминирование двух основных видов политической идентификации:

182

популистской, при ориентации на немедленное требование реализации непосредственных проблем без учета и прогнозирования последствий и перспектив такого рода движения; и национальной, под воздействием таких факторов, как язык, особенности культуры или антропологические черты. Политическая консолидация на национальной основе предполагает как последовательное обеспечение и защиту своих собственных интересов, бережное отношение к теории, культуре, традициям своего народа, так и уважение чужих национальных интересов.
Действие политических установок в условиях реального усложнения политической жизни, как это и происходит в нашей стране, порождает элементы конфронтации, антагонизма как раз там, где они наиболее опасны и наименее нужны. Сказывается нестабильность, разнородность, отсутствие наработанных и общепринятых процедур разрешения возникающих в новых условиях политических проблем. При отсутствии общепринятых норм регуляции политических процессов бытуют крайние формы отношения к политике или как к жесткой системе иерархических связей, не допускающей никакого отклонения от предначертанной линии поведения, или, наоборот, у многих людей при входе в сферу политических отношений происходит то, что можно назвать «отпуском сдерживающих тормозов», когда политика воспринимается как сфера реализации чисто эгоистических или узкогрупповых интересов.

Сфера политических отношений достаточно многообразна, она включает в себя и институты, и процессы, и действия, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическая деятельность» дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте — разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной политической цели.
Важнейшими чертами такой деятельности служат: сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности; рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;

183

использование политической власти как главного средства
достижения поставленных целей.
Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядочения действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят по
крайней мере следующие.
Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих усилий в определенном направлении и направляющих таким образом ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих в принятии экономических, хозяйственных решений. От уровня экономического развития зависят возможности политической деятельности, проблемы, решение которых
требует властного государственного вмешательства.
Условия. Объективная взаимосвязь обстоятельств и факторов, влияющих на течение политической деятельности. Для истории характерно постепенное расширение круга факторов, служащих объективным основанием политической деятельности, выступающих в качестве ее стимулов. Например, глобальный характер современных экологических проблем диктует жесткие ограничения, пределы для политической деятельности, исключая одни ее виды, например войны, делая необходимыми многие виды других: разработка согласованной в рамках планеты природоох ранительной политики, защиту озонного слоя или восстановление
лесов.
Потребности. Это комплекс условий, воспринимаемых
людьми как абсолютно необходимые для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень многообразия потребностей. Усложняются многие традиционные потребности. Например, безопасность ныне не сводится только к военному ее аспекту, но включает и такие параметры, как экологическая, правовая, радиационная безопасность, эффективная система социального обеспечения и здравоохранения и т. д.
Расширение социальных потребностей вызывает рост многообразия интересов — отношений между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей.

184

Для определения направленности, вида политической деятельности решающее значение имеет степень, мера представленности частного интереса в политическом. Ведь ткань политики буквально сплетена из сложнейшего взаимодействия частного и общего интересов, это неизбежно и необходимо, но политика не может строиться ни на эгоизме, ни на альтруизме целых социальных групп.
Культурная, образовательная среда, в которой политическая деятельность разворачивается. Многие, ее компоненты практически не зависят от людей, и должны приниматься ими во внимание: это традиции, настроения, укорененные в определенной социальной группе стереотипы мышления и поведения.
В процессе детерминации политической деятельности действуют не абстрактные законы, интересы, обстоятельства и позиции, но их конкретные, обусловленные временем, местом модификации факторы как постоянного и долговременного действия, так и динамично меняющиеся. Их сочетание порождает политическую ситуацию — свойственное данному времени, месту взаимодействие объективных обстоятельств, непосредственно определяющих возможности и задачи политической деятельности, служащих причиной политического события. Стержень политической ситуации — отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами, но формируются эти отношения широким кругом факторов экономического, социального, политического и культурного порядков. Все элементы политической ситуации оказываются взаимосвязанными и требуют от субъектов политики определенного образа действий.
Смысл ее правильной оценки — в установлении связи объективных обстоятельств с действием политических сил. Каждое из состояний политической ситуации содержит в себе целый комплекс возможностей, осуществление которых зависит от активности, направленности действий вовлеченных в политику сил.
Здесь как бы фокусируются, отбираются и усиливаются социальные противоречия, значимость отдельных из них многократно увеличивается. В борьбе противоположных социальных сил, факторов детерминации — сущность, а в альтернативности выбора возможных направлений действия — показатель зрелости политической ситуации. Нетрудно видеть и то, что возможности, которые открываются в политической ситуации, не равнозначны, как и объективные социальные связи, отношения, которые их формируют, они могут быть необходимыми, а могут быть случайными, преходящими. Умение в гуще противоречий, социально-политических событий и тенденций выделить именно необходимые, определяющие, не возводить случайности в ранг

185

необходимости и, наоборот, не низводить явления необходимые до уровня случайных при определении направления политической деятельности в значительной степени определяет успех политической деятельности.
Следствием противоречивости политической ситуации служит постоянное динамическое изменение содержания ее элементов, характера их соотношения, способа объединения.
В системе факторов, входящих в политическую ситуацию, весьма важно выделение решающего звена, ключевого элемента этой противоречивой целостности. Его влияние получило название «сверхдетерминации» . В качестве элемента сверхдетерминации может выступать определенная экономическая или экологическая проблема, политический процесс, деятельность личности, состояние психологии, явление культурной жизни и т. д.
Существует ряд практических следствий учета этого положения и его возможностей в детерминации политических процессов. Во-первых, это значение первоочередного воздействия именно на этот элемент для последующего изменения всей политической ситуации. Во-вторых, в обеспечении процесса сверхдетерминации активная деятельность, в частности, деятельность политической партии или движения, лидера играет большую роль. В-третьих, следствием конкретного, уникального характера политической ситуации служит возможность постоянного изменения ведущего элемента сверхдетерминации, что исключает шаблонный подход к оценке и программированию политической деятельности.
Способность правильного отражения политической ситуаций дает важные преимущества в политической деятельности тому, кто ею владеет. Противоположностью этого политического качества является то, что можно назвать «политической слепотой», когда субъект, осуществляющий политическую деятельность, не воспринимает важных компонентов политической ситуации, абсолютизирует значение других ее компонентов, а ситуации в целом дает извращенное истолкование.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЛИТИКЕ

В процесс детерминации политической деятельности включены все элементы политического сознания, они здесь активно взаимодействуют, а их последствия часто просто сливаются. В процессе взаимодействия они образуют две основные модели субъективной детерминации политической деятельности — рациональную и иррациональную. Рациональность в политике выражается в способности выбора средств, соответствующих целям, постановке и выборе целей самим субъектом политического действия, в его стремлении владеть более полной, совершенное инфор-

186

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Динамика политиЧеской культуры
Общественным мнением формой реального воздействия людей на политические процессы
Основной массой участников организации
Пятое направление общественное управление
В первом случае политика рассматривается как частичка

сайт копирайтеров Евгений