Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

функционирования общества» превращаются «в цель функционирования общества»
Важным условием мессианизации общественного сознания является также наличие лидера, способного и готового не только олицетворить, но и реализовать мессианскую идею. Чтобы быть таковым, лидер должен иметь вполне определенный политический имидж, свидетельствующий о его соответствии указанным качествам. Существенными компонентами этого имиджа служат: старание лидера подчеркнуть свою близость с народом, воспринять себя как его неотъемлемую часть; его стремление показать, что осуществляемые лидером функции жесткого контроля над обществом есть проявление заботы об этом обществе и выполнение непосредственно возложенной на него народом миссии.
Еще одним условием мессианизации общественного сознания является наличие политической партии. Речь идет, однако, не об обычной политической партии, а о такой, которая отвечает определенным признакам как с точки зрения ее социального состава и внутренней структурной организации, так и с точки зрения осуществляемых ею функций. По своему социальному составу данная партия выступает в качестве массовой политической организации. Она рекрутируется из разных слоев общества и прежде всего тех, которые составляют его ядро (представителей «низшего» и «среднего» класса). Для такой партии характерна жесткая внутренняя структурная организация (особые правила приема и исключения, четкая регламентация прав и обязанностей, строгая иерархия, партийная дисциплина и т. д.), монополия на управление всеми звеньями государственной машины и на распоряжение всеми экономическими и социальными ресурсами страны.
В-четвертых, тоталитаризм вырастает из особенностей индивидуальной и массовой психологии. Если иметь в виду индивидуальную психологию, то ее качественные характеристики содержатся в концепции властных отношений 3. Фрейда. Именно Фрейд обосновал идею, заключающуюся в том, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными, а также предсознательными. Объятый чувствами неуверенности и страха, раздираемый внутренними противоречиями, индивид верит всякого рода обещаниям, а потому и становится жертвой и одновременно средой для тоталитарных режимов .
Что касается массовой психологии, то ее научное объяснение дается в работах Э. Фромма. Критически проанализировав теорию психоанализа Фрейда, Фромм убедительно показал, что человек

140

в тоталитарном обществе становится пленником не столько индивидуальной, сколько массовой психологии.
В таком обществе, подчеркивает Фромм, «индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием»16. Индивид воспринимает силу всего общества как свою собственную силу и вследствие этого чувствует себя могущественным человеком.
'И наконец, в-пятых, тоталитаризм утверждается с помощью достаточно развитых средств массовой информации, которые выступают в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко заданном направлении. Не случайно в данной связи то, что именно в средствах массовой информации тоталитарные лидеры видят своих ближайших помощников и непосредственных проводников внутренней и внешней политики. Им они предоставляют громадные материальные и организационно-технические возможности для ведения пропагандистской и контрпропагандистской работы. Об их кадровом обеспечении они проявляют особую заботу, тщательно просеивая представителей средств массовой информации через номенклатурное сито и подвергая жесткому идеологическому контролю. С них они в первую очередь строго спрашивают, когда возникают перебои в функционировании тоталитарной системы.
Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичными при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системами как в экономическом и социальном, так в политическом и духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не «царство божье», то по меньшей мере «идеальное общество» на земле. Для обоснования указанных мифов средства массовой информации наделяются фактически правом полной свободы в выборе аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу. Наглядным примером тому служит выдвинутый Н.С. Хрущевым в 60-е годы и всячески разрекламированный средствами массовой информации тезис о том, что уже в конце XX в. советские люди будут жить при коммунизме.
Какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают

141

следующие проблемы. Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных, демографических, профессиональных и прочих интересов людей. В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии. На это обстоятельство особое внимание обратил в свое время H.A. Бердяев. «Внезапное падение советской власти,— писал он,— без существования организованной силы, которая способна была бы прийти к власти не для контрреволюции, а для творческого развития, исходящего из социальных результатов революции, представляло бы даже опасность для России и грозило бы анархией» . К сожалению, нечто похожее, о чем говорил H.A. Бердяев, Россия переживает сегодня.

Политическая жизнь расцвечена самыми разнообразными проявлениями человеческой духовности, она вызывает и мощное напряжение человеческой воли, и острые эмоциональные переживания, выражается в согласовании программ, доктрин. проектов, зависит от господствующих в обществе типов религии и мировоззренческих установок.
Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Те или иные компоненты сознания приобретают политическое значение, когда от хода дел в регулируемой ими сфере социальных отношений в решающей степени зависит реализация социальных, национальных интересов, целей, стоящих перед государством. Но только и политическом сознании осуществляется целостное воспроизведение политической жизни, отдельные же фрагменты ее могут отражаться другими формами общественного сознания.
Политическое сознание многомерно и важнейшие наиболее• значимые компоненты его структуры определяются теми

142

функциями, которые оно выполняет в политике. Среди них выделяются следующие: 1) объективное отражение политической реальности, которое осуществляется с помощью таких структурных компонентов политического сознания, как политическая наука и политическая теория; 2) ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология; 3) эмоциональное реагирование в разнообразных проявлениях политической психологии, ведь именно психологические импульсы побуждают людей к действию.
Интегральным выражением политического сознания, возникающим в ходе взаимодействия его трех важнейших сторон, служит феномен политической воли, которая как осознанная готовность к политическому действию служит выражением активно действующего политического сознания и формируется через убеждение. Отражая назревшие политические задачи, воля переводит мотивы политического сознания в конкретные политические действия, служит импульсом их развертывания.
В политическом сознании выделяют два уровня организации его компонентов: концептуальный — здесь оно функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ, учений; и обыденный — несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах политического поведения. Сюда же относятся толкования наиболее используемых в данной политической среде терминов типа «демократия», «суверенитет», «правовое государство», «право человека». 'Известно, что смысл, вкладываемый в эти термины «разными людьми, значительно различается и уж совсем не совпадает с тем значением, которым их наделяет теория. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, большинство людей в своих политических действиях руководствуются как раз именно такими представлениями, и, во-вторых, они складываются, формируются под воздействием двух факторов: исторического опыта и элементов теоретического знания.
Своеобразным проявлением политического сознания, где сломаны границы между его компонентами и каждый из них по разным причинам интенсивно проникает в другой, а все вместе они активно влияют на политическое поведение огромного количества людей, служит феномен массового сознания. Под ним понимается совокупность «самых разнообразных по их политической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь «формами психики, относящимися к разделам», сферам, уровням психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и

143

реакций, обыденного и теоретического знания, рациональных и иррациональных (в том числе фантастических) представлений» .
Формируясь непосредственно под воздействием экономических, социальных условий политической жизни, массовое сознание в полной мере отражает ее противоречивость и динамизм. Однако в его рамках не происходит необходимый для выработки целенаправленного политического действия процесс теоретического освоения этого многообразия. Реальная противоречивость факторов политического бытия здесь преодолевается, как правило, наиболее доступным способом — за счет абсолютизации значения того или иного элемента политической реальности. Массовое сознание может как стимулировать политическую деятельность многих людей, привлекая внимание и социальную энергию к решению какой-то реальной проблемы, так и существенно затруднять, деформировать ее, если эта проблема на самом деле не столь важна и актуальна.
Следует иметь в виду, что массовое сознание, ярко, непосредственно и быстро отражая действительность, именно в силу этих свойств способно к значительному ее искажению, особенно в момент острых политических событий, радикальных социально-политических изменений; как отмечал Джон Рид, «в период острых кризисов человек не всегда нормальным образом реагирует на происходящие события. Люди самых трезвых суждений, которые в обычное время наугад не принимали тех или иных фактов, не получив предварительного доказательства, верили самым диким слухам, не имевшим под собой никакой почвы»2.
Политическая практика поэтому постоянно и настойчиво рождает потребность выхода за рамки чисто эмоционального реагирования на события непосредственного, фрагментарного отражения политической действительности.

2. ИДЕОЛОГИЯ: ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ

Существенные особенности политики создают и особый тип ее духовного освоения, способный, во-первых, выражать интересы субъекта политики; во-вторых, отражать проблемы социальной целостности, управления обществом, государством, ведь именно они являются объектом политической активности; в-третьих, иметь систематизированную, теоретическую форму, ибо та действительность, в которой действует субъект политики, системно организована, и ему необходимо четкое представление о своем месте в этой системной организации.
Именно такие черты приносит в политическое сознание идеология, прежде всего благодаря таким ее сущностным чертам, как систематизированный, теоретический характер, способность

144

целостного отражения интересов классов, других социальных групп, стремление превратиться в элемент массового сознания, мотив политической деятельности. Любой субъект политики нуждается в идеологии — средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, формирует волю, стремление к политическому действию, мобилизует их активность, способствует социальной интеграции групп, вовлеченных в политическое действие или готовящихся к нему.
С полным основанием можно назвать идеологию «векторным» направляющим мышлением, приводящим политическое действие в соответствие с определенными интересами. Поэтому идеология, не будучи аналогом политического сознания, не отражая в полной мере все многообразие политической жизни, играет в ней столь важную роль. Это делает ее стержневым элементом политического сознания, наличие которого свидетельствует о способности ее носителя действовать активно, целенаправленно в сфере политических отношений. Благодаря идеологии «политика может, пусть не целиком, но все же в существенной мере «делаться из головы», т. е. осуществляется от имени и во исполнение теоретически формулируемых принципов» . Все остальные элементы политического сознания развиваются под определяющим влиянием идеологии, несут на себе отпечаток ее воздействия.
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике — политическое науки. Общим для них служит то, что и идеология, в политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителе» к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах, в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект; она выражает прежде всего интересы. ; В мировой политологии существуют не только убеждения том, что «так как политика предполагает следование определенной линии поведения, то есть какой-либо взаимосвязанной последовательности проектов действий, значит нет политики без идеологии»4, но и весьма критичные суждения об идеологии вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идее логического сознания присутствием человеческих интересов предпочтений. Многими современными политологами идеологи рассматривается как чисто ценностная форма сознание

145

кристаллизация убеждений, мнений людей, вовлеченных в политическое действие: «Это мышление действия, но не познания и объяснения» . В идеологии видят оппозицию рациональному, научному постижению социальной действительности, «структуру моральных критериев и политических идеалов» . В рамках такой методологической позиции возникают представления об идеологии как «кристаллизации ложного сознания» (В. Парето), «добровольной мистификации» (К. Мангейм), «секуляризованной религии» (Д. Белл) или «эрзац-религии» (У. Матц), «неузнанной лжи»
(Б.-А. Леви).
В работах классиков марксизма в зависимости от контекста
данный термин используется по крайней мере в трех значениях: 1) ложного, извращенного сознания, 2) всей совокупности сознания определенного класса, 3) вида теоретического сознания.
В центре представлений о специфике идеологии находится понятие ценности — такого элемента мыслительной деятельности, назначением которого служит как раз отражение именно момента взаимодействия, взаимозависимости объекта и субъекта, значимости первого для второго.
Чаще всего в политологической литературе идеологию характеризуют именно как систему ценностей и предпочтений (Д. Истон, М. Дюверже, В. Конноли, П.-А. Шомбар де Лов). Благодаря ценностям осуществляется столь необходимый для стимулирования и направления деятельности людей процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости для
субъекта.
Текучесть идеологических понятий, их зависимость от социальных интересов и предпочтений образует ощутимый налет субъективизма. Наиболее радикально и негативно на этот счет высказался известный французский политолог и философ Бернар-
Анри Леви: «Идеология — это неузнанная ложь» .
Неудовлетворенность формами идеологического осмысления действительности породила стремление как-то преодолеть его ограниченность и субъективизм, прежде всего за счет постепенного насыщения сознания людей научными знаниями, точной терминологией, снижения зависимости от политических предпочтений, влияния интересов, мировоззренческих позиций. Так возникает идея «конца идеологии», ставшая основанием влиятельной в 60-е годы XX в. концепции деидеологизации, смысл которой заключается в интерпретации очевидного факта: современный человек, становясь все более образованным, в своем социальном и политическом поведении все менее будет склонен руководствоваться непроверенными суждениями, неопределенными понятиями, отдавая свои предпочтения данным науки, точным знаниям.

146

Однако концепция деидеологизации себя не оправдала, желаемого очищения сознания людей от неясной терминологии и символики не произошло; и в конце XX в. люди, пользуясь достижениями науки, средствами точного анализа, не склонны расставаться с неверифицируемым знанием: ценностями, идеалами, мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, политическими лозунгами. Родоначальник теории деидеологизации Д. Белл в середине 70-х годов нашего столетия приходит к убеждению о неустранимости идеологических факторов из общественной жизни, высказывает мысль, что «истощение старой идеологии вызывает потребность в новой» . На смену концепции деидеологизации выдвигается концепция реидеологизации, смысл которой заключается в признании нарастающей зависимости политической и социальной жизни от того, что люди называют идеологией.
В любом политическом документе содержатся принципы и Термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство
возможностей».
Необходимым компонентом механизма власти делает идеологию ее ориентационная способность. Она придает политическому действию качества последовательности и целенаправленности на основе выдвижения идеалов и целей, соответствующих не только потребностям субъекта политики, но и реальным условиям, в рамках которых происходит развертывание, его деятельности.
В теоретической форме идеология преодолевает неизбежную противоречивость социальной действительности, сводя многообразие всех проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение важнейших задач ее исторического движения.

3. ПОЛИТИКА И ПРОПАГАНДА. СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ

Массовое политическое действие невозможно без использования такого инструмента распространения идеологического влияния, как пропаганда, назначение которой заключается в том, чтобы через формирование системы политических убеждении направлять политические действия больших масс людей, создавать в их сознании необходимые политические ориентации, выража-

147

ющиеся в готовности к определенному типу политического действия. Смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства. рационального и эмоционального моментов в политическом поведении больших масс людей.
Механизм пропаганды строится на внимательном учете и использовании психологических закономерностей, создающих как помехи, так и благоприятные условия для распространения идеологии, наращивания политического влияния ее носителей. А. Грамши обращал внимание на необходимые требования, «которым должно удовлетворять каждое культурное движение, стремящееся заменить житейский смысл и старые мировоззрения вообще: 1) всегда, и без устали повторять собственные аргументы (видоизменяя их литературную форму); повторение есть самое эффективное средство для воздействия на народное мышление; 2) непрестанно трудиться для интеллектуального возвышения все более широких слоев народа, то есть для того, чтобы придать индивидуальность аморфному элементу массы» . Процесс распространения идеологии зависит от ее принятия так называемыми референтными лицами, к мнению которых склонны прислушиваться другие люди, соизмерять с их поведением свои поступки. Отмечается наличие и такой закономерности, как «эффект ореола»: «это значит, что общественное мнение имеет тенденцию относиться с большим доверием к высказываниям тех лиц, которые уже имеют авторитет в той или иной области деятельности. При этом оказывается несущественным, что такие лица высказываются по вопросам, в которых они малокомпетентны» .
Влияние идеологической конструкции на массовое сознание определяется некоторой мерой соответствия взаимодействующих элементов теоретического и обыденного сознания. Ею служит наличие черт общности политических концепций и жизненного опыта людей: «никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит собственная жизнь» . Можно с определенностью считать, что чем это соответствие меньше, тем степень искажения больше.
Успех пропагандистского влияния в значительной степени зависит от умения придать той или иной идее образную форму, способную вызвать позитивный эмоциональный отклик у людей, специально той или иной идеей не интересовавшихся и со всей системой ее обоснования не знакомых. Важное и специфическое для политики средство осуществления такого рода влияния,

148

особенно в моменты острых и быстротечных политических процессов,— лозунги. Механизм их внедрения активно использует каналы взаимодействия двух уровней политического сознания.
Назначение и содержание лозунгов определяют и характер требований к их форме. Лозунг должен быть кратким, чтобы его могли усвоить люди без специальной теоретической подготовки; понятным — в нем должны использоваться термины из уже распространенной и усвоенной политической лексики; конкретным — указывать на такое преобразование, необходимость которого уже назрела и в разных формах фиксируется общественным сознанием; четким — строго выделять это преобразование из всего комплекса социальных проблем, говорить о вполне определенном образе действия.
Взаимодействие идеологии и обыденного политического сознания — лишь один из аспектов многогранного процесса участия человеческого сознания в регуляции политической деятельности и формировании политических отношений. В его основе — наличие в обществе разнообразных потоков информации и условий для ее влияния на политическую жизнь.
Характер и способ распространения информации определяют и виды пропаганды, среди которых выделяют: белую пропаганду — когда источник идентифицируется правильно, а информация, содержащаяся в послании, точна; серую пропаганду — когда источник может быть, а может и не быть правильно установлен, а точность информации неопределенна; черную пропаганду — когда фальшивый источник (типа «подставных» радиостанций, самозваных представителей официальных органов или политических партий) распространяет заведомую ложь .
Соответствующая действительности и разнообразная информация оказывает мощное воздействие на активизацию деятельности личности в сфере политических отношений, повышает степень самостоятельности людей, служит гарантом, предпосылкой возрастания независимости их суждений. Из широкого доступа к разнообразной информации вырастает стремление к познанию последствий собственной деятельности, ответственность за реализацию решений, принятых при собственном участии.
Современная техника радикально увеличивает скорость распространения информации, придает способность охвата ею огромных масс людей в кратчайшие сроки, что создает возможность возникновения единых порывов, целенаправленных массовых действий. Образность современной политической информации

149

влияет на остроту восприятия и переживания событий, формирует чувство личной сопричастности и личного отношения к политическим деятелям. Это позволило канадскому теоретику средств массовой информации Маршаллу Маклюэну высказать категоричное, но все более оправдывающееся суждение, что «мы живем в Век Информации и Коммуникации, потому что электронные средства массовой информации мгновенно и постоянно создают всеобщее поле взаимосвязанных событий, в которых участвуют все люди» . При этом следует учитывать, что степень и характер участия зависят не только от средств информации, но и от ее содержания, ведь в принципе использование современных средств информации может обернуться и нарастанием тоталитаризма, манипулированием людьми.
Из факта взаимозависимости информации и политических структур, идей и интересов вытекает необходимость и возможность обратного целенаправленного воздействия политики на информационные процессы в обществе. Но каковы должны быть формы этой регуляции? Самое простое и известное средство воздействия и контроля — цензура, когда государство с помощью специально назначенных и ответственных перед ним чиновников регулирует содержание печатных и иных информационных материалов. Но результатом такого контроля служит столь значительное искажение массовой информации, что она начинает терять многие из своих функций по отражению действительности, выявлению социальных интересов и позиций, социальной и политической ориентации. Решительным противником цензурных ограничений печати выступал К. Маркс, считавший неизбежным последствием такого рода регуляции информационных отношений в обществе ситуацию политического тупика и моральной деградации, нарастающего разрыва народа и власти, наступающих вследствие того, что «правительство слышит только свой собственный голос, оно знает, что слушает только свой собственный голос, и тем не менее оно поддерживает в себе самообман, будто слушает голос народа, и требует также и от народа, чтобы он поддерживал этот самообман. Народ же, со своей стороны, либо впадает отчасти в политическое суеверие, отчасти в политическое неверие, либо, совершенно отвернувшись от государственной жизни, превращается в толпу людей, живущих только частной жизнью» . К сожалению, его последователи здесь у него мало что почерпнули.
Наиболее эффективным средством регуляции отношений между правительством и печатью служит закон, ограничивающий произвол как того, так и другого, предполагающий наличие их взаимных обязательств и ограничений. Практика показывает, что. юридический способ регуляции наиболее эффективен, приемлем и ясно для большинства членов общества. Он в наименьшей

150

степени подвержен искажению в ходе функционирования, его элементы общеизвестны и не сводятся к групповым нормам или произвольным установлениям, а их принятие осуществляется в ходе открытого обсуждения.
•В современных демократических обществах он воплощается в принципе свободы слова и печати, предполагающем наличие права личности на получение полной информации по важнейшим аспектам жизни общества и права на открытое выражение своего мнения по любому вопросу. Если : по теми или иным причинам возможность полноты реализации этих прав отсутствует, информация неизбежно концентрируется в определенных немногих центрах. Они и становятся центрами принятия политических решений, реальной политической власти. Другим участникам политических отношений уготовано в лучшем случае исполнительство.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Культурной
Такой процесс называется политической социализацией
Он обусловлен другими проявлениями многообразия в социальных отношениях
Государство
Международных отношений

сайт копирайтеров Евгений