Пиши и продавай! |
в) по своему этическому и эстетическому уровню. Одни сексуально-эротические описания и образы представляются обществу и отдельным индивидам социально приемлемыми, отвечающими их нравственно-эстетическим критериям, их чаще всего называют «эротическим искусством», тогда как другие кажутся вульгарными, низменными, оскорбляющими человеческое достоинство, их называют порнографическими, «непристойными». В современной эстетике есть несколько нормативных критериев, отличающих эротическое искусство от порног-рафии^. 1) Эротическое, как и всякое другое искусство, синкретично, целостно, оно изображает человека во всем богатстве его переживаний. Порнография аналитична, она фиксирует внимание на отдельных моментах сексуальности, вырывая их из жизненного контекста и сводя сексуальность к половому акту и его технике. , 2) Эротическое искусство неутилитарно, самоценно, оно исследует человеческий мир, открывает в нем новые грани. Порнография жестко функциональна, она вызывает сексуальное возбуждение, и только. 3) Эротическое искусство индивидуально: как в исполнении, так и в предмете его интересует неповторимое, своеобразное. Порнография имеет дело со стандартным, деин-дивидуализированным сексом, лишенным личностного смысла. Ее главный предмет — не личность и даже не индивидуальное тело, а гениталии. 4) Эротическое искусство строит свой мир по законам красоты, одухотворяет сексуальность. Порнография, напротив, сводит все дело к физиологии, дегуманизирует человека и эротику. 505 5) Эротическое искусство часто нарушает обыденные нормы благопристойности, потому что оно открывает новые глубины человеческого бытия, еше не понятые и не принятые массовым сознанием. Оно, как и поэзия, езда в незнаемое. Порнография оперирует стандартными клише, нарушение общественных условностей для нее — самоцель, так как необычные формы половой жизни сильнее возбуждают людей, а общественный скандал гарантирует прибыль. Она не столько разрушает запреты, сколько спекулирует на дефиците новизны. 6) Эротическое искусство, расширяющее границы человеческой свободы, гуманистично и нравственно. Порнография отрицает нравственность, унижает человека, делает его объектом манипуляций. Она закрепляет традиционную идеологию мужского господства (сексизм) и является одним из способов сексуальной эксплуатации женщин и детей. 7) Эротическое искусство — прежде всего средство свободного самовыражения художника. Порнография — это коммерция, производство, нацеленное на получение прибыли. С этим связаны ее массовость, стандартность и прочие особенности. Это не вид искусства, а часть индустрии развлечений. Но как ни важны эти различия, они существуют только в рамках определенной культуры и только для человека, стоящего на определенной стадии развития. Римский император Август в свое время отправил в ссылку Овидия за «Искусство любви», а «Завтрак на траве» Эдуарда Мане казался многим его современникам абсолютно непристойным и безнравственным (обнаженная женщина среди одетых мужчин). Дело не только в форме и степени откровенности изображения, но и в содержании эротических образов. Разные культуры и разные индивиды неодинаково воспринимают и оценивают одни и те же образы. Проблема здесь не столько в эстетике, сколько в сексуальных пристрастиях. Одного человека не смущают ни обнаженное тело, ни натуралистическое изображение полового акта, а другой краснеет даже от вида обтягивающего трико артиста балета (именно потому, что эта натяжка его волнует). Гетеросексуальных мужчин возбуждают лесбийские сцены и шокируют изображения мужских гомосексуальных отношений, лесбиянки находят отвратительными и оскорбительными изображения полового акта и т.д. 506 В массовой культуре и коммерческой эротике границы приемлемости еще более размыты. Популярный американский учебник сексологии определяет эротику как «сексуально-ориентированный материал, приемлемый для зрителя», а порнографию — как «сексуально-ориентированный материал, неприемлемый для зрителя»3. В любом современном обществе существует более или менее развитая сексиндустрия. Например, американцы ежегодно расходуют на эротику (видео- и кинофильмы, телевизионные программы, книги, журналы, технику) от 4 до 6 миллиардов долларов. От массовой продукции нельзя ждать высоких эстетических качеств. Коммерческая эротика не претендует быть ни учебником жизни, ни школой любви, она, как правило, примитивна, вульгарна и физиологична. Однако ее потребление является массовым, в сек-сшопы (у нас их стыдливо называют «интим») и порнотеатры ходят вовсе не потенциальные преступники и сексуальные маньяки, а нормальные образованные люди, причем мужчины делают это в 2,5—3 раза чаще женщин. Напротив, среди яростных борцов с порнографией имеется непропорционально много людей с неблагополучной или заторможенной сексуальной жизнью, которые не получают сексуального удовлетворения или не могут принять собственных эротических желаний. «Защита нравственности» позволяет им обсуждать и «проветривать» собственные психосексуальные комплексы и одновременно — чувствовать себя выше других. ... 2. Влияние сексуально-эротических материалов на сексуальное поведение Однозначного ответа на вопрос, как влияют эротические материалы йа сексуальное поведение и установки людей, нет и быть не может, необходимо уточнить, о каких именно материалах и о каких людях .идет речь. Тем не менее в психологии есть три теоретические установки по этому вопросу. Теория подражания утверждает, что демонстрация эмоционально притягательных и возбуждающих сексуальных образцов вызывает подражание, увеличивая тем самым вероятность распространения такого поведения. Сле- 507 довательно, если какое-то поведение нам не нравится, его не следует показывать. Теория катарсиса (греческое слово, обозначавшее первоначально эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, которое возникало у зрителей античной трагедии), наоборот, полагает, что эротические материалы и зрелища действуют как предохранительный клапан, позволяя человеку разрядить свои подавленные сексуальные влечения и тем самым уменьшая вероятность реализации социально неприемлемых желаний. И общество признает эту автономию говорят о специфических молодежных проблемах |
|
|
|