Пиши и продавай! |
С 1309 по 1377 год папы остаются в Авиньоне и являются послушным орудием в руках французского короля. Как известно, в истории христианства этот период носит название "вавилонского пленения" пап - название, правда, не совсем удачное, поскольку народ израильский был уведен в вавилонский плен силой, папы же переселились в Авиньон добровольно. Точнее говоря, это было "Авиньонское пленение" пап. Надо также сказать, что папы, находясь в Авиньоне, очень покорно склоняли свои головы перед королем Франции; в отношении же других, менее сильных государств они по-прежнему стремились играть роль хозяев, особенно в раздробленной Германии. "Финансовый" папа Иоанн XXII Преемник Климента V - папа Иоанн XXII, - сын сапожника, ставший впоследствии банкиром. В истории папства был известен как "финансовый папа". Вступив на папский престол, он нашел финансы "святейшего стула" в полном упадке. И вот он проявляет свои способности банкира и вводит такую хитроумную систему налогов, при которой в самое короткое время он наполнит папскую кассу невероятно большой суммой денег. Его система заключалась в том, что в церкви все буквально стало стоить денег. Каждое духовное звание, каждое пастырское место в приходе, каждая привилегия в церкви - все оплачивалось большими суммами. Каждый монастырь за право существовать должен был также направить большую сумму в казну папы, но особенно много денег поступало за отпущение грехов. Церковь стонала под невероятной налоговой тяжестью, и в народе росло с каждым днем глубокое недовольство беспорядками в церкви. Иоанн XXII против нищенствующих орденов При такой погоне папы Иоанна XXII за деньгами не приходится удивляться, что он был самым решительным противником идей "нищенствующих" орденов и особенно идеала Франциска Ассизского. Он считал все эти высокие идеи о бедности и нищете последователей Христа еретическими. Он проклинал и мистиков, и особенно Мейстера Экхарта. Пожар на Латеранском холме. Эпидемия чумы в Европе Ко всем этим трудностям церкви прибавились еще и народные бедствия. Собор Петра на Латеранском холме сгорел в огне грандиозного пожара. Во всей Европе вспыхнула эпидемия чумы - этой "черной смерти", и в короткий срок от нее погибло две трети населения Европы. Люди считали эпидемию чумы судом Божиим. Всюду появились проповедники, проповедовавшие скорый конец мира, пока они не умолкали в пламени костров "аутодафе". Ко всем этим бедствиям прибавились еще гонения на евреев, которых в чем только не обвиняли. Слухи о связи Римского папы с диаволом Безнадежное отчаяние водворилось повсюду, и вот при таких обстоятельствах наступил 1350 год - год "Священного юбилея". Несметные толпы паломников двинулись в Рим в надежде получить избавление от невыносимых бедствий. А в Риме папский престол пустует: папа в Авиньоне. В народе стал распространяться слух, что папа в Авиньоне получил письмо от самого сатаны, в котором диавол будто бы приветствует папу как своего заместителя на земле и благодарит его за помощь в борьбе против Иисуса Христа. Никто не знает происхождения этого письма, но слух о нем растет и ширится. Сплочение европейских стран против папы Руководители европейских стран начали сплачиваться против папы. В это время величайший итальянский поэт Данте Алигьери написал свою "Божественную Комедию" и поместил в ней папу Николая III в самое страшное место ада. Стихи Данте зажигают умы и сердца людей и зовут к нравственной революции. Еще сильнее действует на умы слова знаменитого законоведа Марсилиуса, который жил и писал при дворе Людвига Баварского в Мюнхене. Марсилиус доказывал, что папа не имеет права претендовать на какую бы то ни было светскую власть. Благодаря сильным и неоспоримым доводам Марсилиуса папство получило сокрушительный удар, от которого оно больше никогда не оправилось. Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима Но папство ожидало впереди еще большее уничижение. В 1377 году папа Григорий VI вернулся из Авиньона в Рим, где ему была оказана небывало бурная встреча. В торжественной процессии, при свете восемнадцати тысяч ламп, жители Рима привезли Григория на Латеранский холм. После семидесяти лет будет, наконец, снова раздаваться в соборе Петра голос папы. Но Григорий умер через год. Его преемника, итальянца Урбана XII, французские кардиналы не захотели признать. Они избрали своего собственного папу - Климента XII. В Риме папский престол занимает Урбан, в Авиньоне - Климент. Церковь раскололась: Франция, Шотландия, Неаполь, Сицилия, Испания держат сторону Авиньона; Италия, Германия и Англия поддерживают Рим. Оба папы дошли до отлучения друг друга и сторонников противника. Борьба между Авиньоном и Римом захватила все монастырство. Местами дело доходило до убийств и поджогов. Франция и Англия устраивают свои церкви без пап В этой ужасающей неразберихе только две стороны - Франция и Англия - могли, благодаря своей силе, сохранять спокойствие. На основе идей Марсилиуса они приступили к устроению своих церквей без папы. Вскоре рождается план: создать Вселенский собор, чтобы положить конец церковной неразберихе. Парижский университет стал местом обсуждения проблем собора. Собору и всем его решениям должен был подчиниться и папа. Идея этого Вселенского собора оживила надежды народов на упорядочение церковных дел. Долгожданный собор действительно собрался, в 1409 году в городе Пизе, но закончился полной неудачей. Оставим на время печальные события в католической церкви и посмотрим, что делалось в четырнадцатом веке в других сферах христианства. Благотворное влияние мистиков Отвлекли его от борьбы с христианством |
|
|
|