Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Положение крестоносцев стало совсем плачевное. А тут еще английский король Ричард Львиное Сердце, в ответ на отказ Саладина возвратить Иерусалим, приказал заколоть две тысячи знатных мусульман, которые попали в его руки в качестве заложников. Огонь жесточайшего озлобления вспыхнул после этого в сердцах мусульман, и они ответили тем же, истребив пленных крестоносцев.

В 1193 году Саладин умер. Борьба за власть, начавшаяся после смерти Саладина между его сыновьями, подорвала единство мусульман. Однако вскоре выдвинулся брат Саладина - Альмелик Аладин, который овладел Египтом, Сирией, Месопотамией и принял титул султана.

Ричарду пришлось возвратиться в Европу - больше ему ничего не оставалось делать. Но до своей Англии он не добрался. У него было много врагов среди французов и немцев. Около Вены он был схвачен своими бывшими союзниками и заключен в тюрьму, где пробыл около двух лет. Только под влиянием угроз папы римского и сильных волнений в Англии он получил свободу.

В третьем крестовом походе принимали участие члены монашеских орденов - тамплиеров и тевтонского. Кроме того, подвизались члены монашеских обществ госпитальеров, которые оказывали помощь пострадавшим.

Третий крестовый поход не дал больших результатов. В результате этого похода крестоносцам удалось удержать лишь узкую полосу побережья в Малой Азии, а также Антиохийское княжество.

Ранние предшественники церковной Реформации

Как мы уже отмечали, большая часть христиан, как католиков, так и православных, была формальными христианами, которые носили имя для Христа, но, кроме обрядов, ничем не отличались от мусульман и язычников. Немало было таких мусульман и язычников, которые гораздо больше слушались голоса совести, чем формальные христиане.

Но не надо впадать в крайность и думать, что все христиане, как на Западе, так и на Востоке, были таковыми. Во многих сердцах горел огонь любви ко Христу, и этот огонь не могли погасить неверные представления этих христиан по вопросам, не имеющим главного значения. А главное в христианстве - это сердце, преданное Христу.

Светильники Христовы были во все времена и в разных христианских группах, отошедших от официальной христианской церкви. Так, например, в девятом веке подвизались павликиане, которых историки и богословы официальной церкви называют еретиками, отождествляя их с действительными еретиками - манихеями. В одном из предыдущих очерков мы уже говорили о павликианах, говорили о их положительных чертах, о их стремлении идти путем первохристианства. Но мы говорили и о их роковых ошибках, приведших это течение к полному распаду.

Богомилы

В дальнейшем возникли и другие течения, которые не были согласны с официальной церковью, не имели с ней общения и которых можно считать преемниками павликиан. С десятого века в Болгарии стали появляться так называемые "богомилы". Есть предложение, что основателем этого течения был болгарский православный священник Богомил, стремившийся идти путем первохристианства и порвавший связь с официальной церковью.

Богомилы, как и павликиане, отвергали церковную обрядность, отвергали иконопочитание, которое называли идолопоклонством, отвергали поклонение мощам и так называемым святым угодникам, говорили, что все верующие должны из себя представлять всеобщее священство. В этом отношении они, вне всякого сомнения, шли путем первохристианства. У большинства из них, кроме того, появились и свои особенности. Молились они четыре раза днем и четыре раза ночью. Некоторые богомилы установили правило молиться семь раз днем и пять раз ночью, а иным из них и этого показалось мало, и они стали молиться пятнадцать раз днем и десять раз ночью.

Конечно, каждый христианин должен быть в постоянном молитвенном общении с Господом, как и пишет апостол Павел: "Непрестанно молитесь" (1Фес. 5,17). Но это вовсе не значит, что нужно изнурять свою нервную систему бесконечными молитвенными ночами. Господь же не одобряет ревности не по рассуждению. Непрестанно молиться - это значит, что мы должны не только совершать нашу утреннюю молитву, но в течение всего дня, работая или отдыхая, иметь незримую для посторонних глаз молитвенную связь с Господом. А ночь Господом человеку даруется для абсолютного отдыха. Нет, конечно, правил без исключения - можно и ночью помолиться, если в этом возникает необходимость, но богомилы такие изнурительные ночные бдения возвели в обязательное правило. Были среди них и более здравомыслящие христиане, не впадавшие в такие крайности.

К двенадцатому веку количество богомилов в Болгарии умножилось, они стали появляться и в других местах Южной Европы. Многие из них ходили с мешками для сбора милостыни, которую делили между собой, а также старались при этом помогать нуждающимся людям, находившимся в бедственном положении. Сами они вели очень скромный образ жизни, выступая против излишеств в пище и одежде, нередко при этом даже впадая в крайности, проповедуя совсем нищенский образ жизни.

Богомилы, как и их предшественники - павликиане, отвергали Священное Писание Ветхого Завета, признавая только Священное Писание Нового Завета, то есть Евангелие, апостольские послания и Книгу "Откровение". Конечно, Новый Завет должен быть основным руководством для христиан, но нельзя игнорировать и Ветхий Завет, который полон глубоких прообразов и назиданий.

Богомилы порицали любой вид войны, всякое кровопролитие, под каким бы предлогом оно ни совершалось, они объявляли богомерзким делом. Мирно проповедуя свои взгляды, они осуждали социальное неравенство и всякую форму угнетения одного человека другим. Один из деятелей болгарской православной церкви обвинил их в том, что они "учат непослушанию начальству, проклинают богатых, клевещут на бояр, служащих царю, и запрещают рабам работать на господ". Но их проповедь была не проповедью ненависти, а проповедью любви.

Много репрессий обрушивалось на богомилов со стороны властей, однако среди простого народа они вызывали к себе сочувствие. Официальные власти стали клеветнически говорить о богомилах как о политической партии, которая якобы с целью захвата власти проповедует мятежи и вооруженные восстания, и требовали их полного искоренения.

Официальные церкви, то есть католическая и православная, поголовно всех без исключения богомилов стали называть еретиками, гностиками и манихеями. Есть основания думать, что затем некоторая часть богомилов еще больше впала в крайности, которые нарушили их связь с Господом. В среду части богомилов, действительно, проникли гностические представления о том, что вся материя, вся природа является творением диавола, противным Богу. Это лжеучение завело некоторых богомилов в дебри ложных понятий по целому ряду вопросов.

Но никак нельзя утверждать, что все богомилы были таковыми. Официальные католические и православные церковники не были заинтересованы в объективном исследовании этого вопроса. Они ставили своей целью очернить всех тех, кто не принадлежит к официальной церкви, и заблуждение части богомилов приписывали вообще всем богомилам без исключения. Надо думать, что среди богомилов были истинные светильники Христовы. Но были и такие, которые, потеряв огонь Духа Святого в сердце, действительно впадали в ереси, а некоторые богомилы возвратились во время гонений в ряды официальных церквей.

Катары

Богомилы в то время не были единственным течением, стремившимся на путь первохристианства. С десятого века в Южной и Западной Европе стали появляться христиане, называя себя "катарами". Это название происходит от греческого слова, имеющего значение "чистые". Надо сказать, что еще и раньше катарами себя называли некоторые группы манихеев, которые были явными еретиками. Поэтому получилась путаница, которая была очень выгодна господствующей официальной церкви. Она не делала никакой разницы между катарами-манихеями - и катарами-христианами, приписывая еретические взгляды катаров-манихеев вообще всем людям, которые носили название катаров. Очевидно, христиане-катары хотели этим своим названием подчеркнуть, что вот они-то, действительно, чистые христиане, но получилось так, что их стали путать с катарами, далеко не чистыми.

Про христиан-катаров можно сказать, что они похожи на павликиан и богомилов, отличаясь от них лишь некоторыми особенностями. Христиане-катары увлеклись строгим подвижничеством, впадая при этом в крайности. Стремясь к чистоте, многие из них стали считать смертным грехом принятие мясной пищи. Среди христиан-катаров умножались проповедники, которые говорили, что каждый христианин должен быть безбрачным. Это, конечно, не путь первохристианства, а уклонение от него. На первохристиан они были похожи тем, что отвергали церковные обрядовые формы, отвергали иконопочитание; их богослужение состояло из чтения Евангелия на родном языке, понятном для верующих, и из молитв. Причем молились они, как и первохристиане, своими словами, и образцом для всех молитв была молитва "Отче наш".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В этих сочинениях лютера главным является
Имел большое влияние в высших кругах западной церкви

Монофелитский спор в восточной церкви возник в
Положив начало поклонению священным предметам

сайт копирайтеров Евгений