Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Больше всего монофизитов оказалось в Египте, в Александрийском патриархате, среди египетских христиан. Египетские христиане были двух национальностей - грехи, переселившиеся в Египет, и коренные египтяне. Во время монофизитского спора почти все египетские греки-христиане поддерживали решения Халкидонского собора против монофизитства, а почти все христиане из коренных египтян перешли на сторону монофизитов. Египетские христиане-монофизиты образовали свою отдельную церковь. Арабы, вторгшиеся в Египет в седьмом веке, назвали эту церковь "коптской" церковью. Коптами они называли коренное население Египта - египтян. С течением веков арабы перемешались с местным населением Египта, принявшим ислам; копты-христиане, а также греки-христиане не смешались с арабами, ибо браков между христианами и мусульманами не существовало. Таким образом, в лице христиан-коптов сохранилось до сего дня прежнее коренное население Египта. По цвету кожи копты несколько смуглее египтян-мусульман, то есть египтян, которые произошли от смешения с арабами. Коптская церковь существует и в наши дни; в ней распространены монофизитские взгляды.

Из Египта монофизитство проникло в Эфиопию, где христиане стали появляться, начиная с четвертого века. С пятого века все эфиопские христиане были увлечены монофизитством. До сих пор монофизитские взгляды распространены в эфиопской церкви.

Распространилось монофизитство и в Армении. Христианство в Армении появилось во втором веке. Большую роль в распространении христианства в Армении в четвертом веке сыграл епископ Григорий, называемый христианским просветителем Армении. Тринадцать лет он провел в заключении за распространение христианства, оставаясь верным Христу. Умер он в середине четвертого века. В пятом веке, во время монофизитского спора, все армянские христиане примкнули к монофизитам. В это время Армения находилась под персидским игом. Став монофизитами, армянские христиане отделились в особую церковь, которую назвали в честь епископа Григория армяно-григорианской церковью. Епископа, который жил в монастыре Эчмиадзине, близ Еревана, они провозгласили католикосом Армении (то есть всеобщим епископом). И в наши дни глава армяногригорианской церкви именуется католикосом и он имеет свою резиденцию в Эчмиадзине.

Таким образом, существующие и в настоящее время коптская, эфиопская и армяно-григорианская церкви являются монофизитскими церквами. Приняв монофизитские взгляды, они в пятом веке отделились от восточной православной церкви. У многих христиан этих церквей с течением веков монофизитские взгляды стали умеренными.

Сделав краткий обзор монофизитства, следует отметить, что в седьмом веке в восточной (православной) церкви возник новый спор, так называемый "монофелитский". Монофелитство является разновидностью монофизитства.

Если слово "монофизиты" означает "единоестественники", то слово "монофелиты" означает "единовольцы". Монофизиты отрицали различие между божественным и человеческим естеством Христа; монофелиты отрицали различие между божественной и человеческой волей Христа.

Монофелитский спор в восточной церкви возник в то самое время, когда войска Омара вторглись на территорию Византийской империи и отрывали от нее одну провинцию за другой. Главным виновником этого спора был византийский император Ираклий. Ему очень хотелось примирить монофизитов со всей восточной церковью. Говоря, что монофизиты впали в крайность, уча только об одном естестве Христа, Ираклий высказал мысль, что надо говорить не о едином естестве Христа, а о единой воле Христа. По мнению Ираклия, Христос имеет два естества - божественное и человеческое, но одну божественную волю, в которую слились воедино две Его воли - божественная и человеческая. Встав на такую точку зрения, Ираклий думал найти примирение с монофизитами, но он не примирил их со всей восточной церковью, а вызвал новый спор среди духовенства восточной церкви.

Во время осады арабами Иерусалима в 637 году иерусалимский патриарх Софроний собрал подчиненных ему епископов на Голгофу и там взял с них слово, что они будут вести непримиримую борьбу с монофелитскими взглядами, то есть со взглядами, высказанными Ираклием.

Император Ираклий, не ожидавший возникновения нового спора, решил административными мерами погасить его. Издав указ, он предложил прекратить все споры по этому вопросу. Но споры не прекратились, они продолжались и после смерти Ираклия.

Кто же прав?

Монофелиты, говорившие об одной воле Христа, или их противники, то есть все основное духовенство восточной церкви, говорившие о Его божественной и человеческой воле? Монофелиты неправильно решили, что говорить о двух волях Христа - это значит утверждать, что Христос имеет добрую и злую волю. Конечно, злой воли у Христа быть не могло. У Него была только одна добрая воля, ибо Он источник добра. В этом отношении монофелиты правы, да, собственно говоря, это общеизвестная истина, которую никто и не собирался оспаривать. Но поскольку Христос не только Бог, но и человек, то Он, естественно, мог ощущать некоторую раздвоенность в Своей воле.

Как пример, можно привести Его внутреннюю борьбу в Гефсиманском саду. Его божественная воля бесповоротно стремилась к принесению Голгофской жертвы, а Его человеческая воля содрогалась от мысли о предстоящих страшных страданиях. В минуту этой раздвоенности из Его уст вырвался возглас: "Да минует Меня чаша сия" (Матф. 26,39). Но тут же победила Его божественная воля, и Он твердо сказал: "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Матф.26,39).

Христос здесь почувствовал раздвоенность не потому, что наряду с добром в Его сердце жило и зло; этого не могло быть, ибо в Нем не было и тени зла, но потому, что как человек Он не мог не испытывать содрогания при ожидании предстоящих мучений и смерти. Однако Его божественная природа всегда побеждала Его человеческую природу, Его божественная воля всегда побеждала Его человеческую волю.

В крайность впали монофизиты, объявившие, что два естества Христа слились в одно естество; в крайность впали и монофелиты, говорившие, что две воли Христа так слились в одну волю, что Он никогда не слышал голос человеческой воли. Впрочем, одно из этих утверждений непосредственно связано с другими, ибо если сказать, что два естества слились в одно, то сразу напрашивается мысль, что две воли слились в одну волю. Что же касается поправки Ираклия, которую он внес в монофизитский спор, а именно: что у Христа два естества, но одна воля, - то этой поправкой он не разрешил спора, а породил новый, который сделался продолжением старого спора.

Мы твердо, придерживаясь Слова Божия, считаем Христа истинным Богом и истинным человеком. Во время Своей земной жизни Он не мог испытывать некоторые противоречия между божественной и человеческой волей, как это мы видим на примере в Гефсиманском саду, но Его божественная воля всегда побеждала. В этом смысле Христос имел одну волю, волю Отца Своего Небесного, которой Он подчинял Свою человеческую волю.

Нередко бывает так, что, споря, люди говорят почти об одном и том же, но в разных выражениях, и тем самым запутывают себя еще больше. В связи с так называемым монофелитским вопросом было создано много местных соборов в разных местах Византийской империи, но эти соборы еще больше запутывали спорящих. Вместо того, чтобы всю энергию направить на проповедь Евангелия, служители восточной церкви расходовали ее на споры.

В седьмом веке хотя уже наметились расхождения между западной (католической) и восточной (православной) церквами, но официального разрыва между ними не было (официальный разрыв произошел только в одиннадцатом веке).

Во время монофелитского спора константинопольский патриарх Сергий имел по этому вопросу переписку с римским папой Гонорием, которого он познакомил с сущностью спора. Гонорий ответил, что во Христе только одна воля - благая, согласная с волей Бога Отца, и что весь этот спор поднят напрасно.

Ответ Гонория подлил еще больше масла в огонь спора. Безусловно, Гонорий ответил правильно, но не полно. Христос для того и пришел на землю, чтобы выполнить волю Отца Своего, ибо Он и Отец - одно. Но когда Христос воплотился на земле и стал, кроме божественной природы, иметь и человеческую, то эта человеческая природа, конечно, проявляла себя, однако, Христос прежде всего прислушивался к голосу Своего Небесного Отца, а не к голосу Своей человеческой природы.

Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)

В 680 году византийский император Константин IV, списавшись с римским папой Агафоном, созвал в Константинополе Шестой вселенский собор, на котором разбирался монофелитский вопрос. На собор прибыло 125 епископов; подавляющее большинство их были из восточной церкви, но некоторые были и из западной. Папа римский обратился с письмом к собору, выражая свое сожаление, что в связи с беспокойным положением в Италии он не может принять личного участия в соборе.

Этот собор, именуемый Шестым вселенским собором, состоял из восемнадцати заседаний. К концу собора число его участников дошло до двухсот человек. Собор осудил монофелитство как продолжение монофизитство и постановил, что во Христе должно исповедовать две природы и две воли, из которых человеческая в совершенном согласии подчиняется божественной, но не уничтожается ею. Это постановление Шестого вселенского собора согласуется со Словом Божиим.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как учреждение инквизиции для борьбы с еретиками много можно было бы сказать
В первый год царствования тяжелая болезнь побудила феодосия поторопиться с принятием крещения
Особенно много денег поступало за отпущение грехов
В истории христианства были эпохи
Мистики средних веков

сайт копирайтеров Евгений