Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В первый год царствования тяжелая болезнь побудила Феодосия поторопиться с принятием крещения. Епископ Фессалоникийский крестил его. Сразу после крещения Феодосии издал эдикт, в котором говорится: "Это наша воля, чтобы все народы, которые находятся под нашим кротким и снисходительным правлением, твердо держались религии, которую римляне приняли от Петра. По наставлению апостола и по учению Евангелия, мы должны веровать в Божество Отца, Сына и Святого Духа, как равных по величию и представляющих святую Троицу... Кроме осуждения посредством божественной справедливости, противодействующие должны ожидать строгих наказаний, которые наш, руководимый небесной мудростью авторитет почтет удобным вам назначить".

Второй вселенский собор (381 г.)

В 381 году в Константинополе император Феодосии созвал совещание всех епископов Римской империи, которое именуется Вторым вселенским собором. Главным вопросом на этом соборе было прекращение распрей среди христиан.

Личный характер Феодосия

У императора Феодосия был очень неуравновешенный характер. У него нередко бывали порывы сильного гнева, он быстро раздражался, а когда успокаивался, бывал очень кротким. Об этом можно судить по следующему случаю.

В 390 году произошло большое кровопролитие в городе Фессалонике. Тысячи людей собрались там на конные бега. Перед самым началом бегов народ узнал, что один из самых любимых наездников заключен в тюрьму за уголовное преступление. Отсутствие сильнейшего наездника лишало интереса предстоящие бега. Народ стал требовать у приехавшего на зрелище главнокомандующего Фессалоникийской областью Ботерика освободить наездника. Ботерик отказал в этом требовании. Возмущенная толпа смяла охрану и убила Ботерика.

Получив об этом известие, Феодосии вышел из себя от ярости и приказал совершить беспощадный суд над всеми фессалоникийцами, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Епископ Амвросий стал ходатайствовать за фессалоникийцев, говоря, что надо наказать действительных виновников, а не всех жителей города. Немного остывший Феодосии обещал Амвросию пересмотреть свой первоначальный приказ. Но он слишком медлил с отменой приказа, который уже был отослан в Фессалонику. Римские войска, во исполнение приказа Феодосия, напали на цирк, где шло представление, и истребили там всех присутствовавших. Затем они начали убивать всех прохожих на улицах. В самый разгар бойни пришел приказ Феодосия об отмене его первого приказа. Тысячи людей были уже убиты на улицах города.

Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия

Епископ Амвросий, узнав об этом, бесстрашно заявил императору Феодосию, что он исключает его из членов Миланской церкви, в рядах которой числился Феодосии. Амвросий был готов идти на смерть, но он не мог не обличать зло, не мог поступить иначе. Обличение подействовало на Феодосия, он мучился от укоров совести. Через несколько дней он отправился в Милан, чтобы просить прощения у Бога в присутствии всех членов Миланской церкви. Но епископ Амвросий его не допустил в храм, бесстрашно сказав ему: "Ты весь с ног до головы забрызган кровью, соверши сначала достойный плод покаяния". После этого император Феодосии восемь месяцев находился в покаянном уединении. Затем он снова обратился к епископу Амвросию с просьбой допустить его до богослужения. Мы видим смирение императора; он, в руках которого была армия и все карательные органы, со слезами просит епископа Амвросия восстановить его в членах церкви. "Я плачу, - говорит он, - ибо для меня закрыт храм Божий, а следовательно, и небо, которое открыто для рабов и нищих". Амвросий потребовал от императора, чтобы в будущем смертная казнь совершалась спустя месяц после произнесения приговора, для того, чтобы пагубные действия вспыльчивости могли быть предотвращены. Император согласился с этим требованием. Сняв свои императорские одежды и встав на колени в присутствии народа, он громко воскликнул словами псалмопевца: "душа моя повержена во прах; оживи меня по слову Твоему" (Пс. 118,25). Окружающая толпа, видя его смирение и скорбь, плакала вместе с ним.

Умер император Феодосии в 395 году. В своем надгробном слове епископ Амвросий отметил, что Феодосии в последние пять лет своей земной жизни не пропускал ни одного дня, чтобы не вспомнить о преступлении, к которому привел его вспыльчивый характер. Епископ Амвросий недолго пережил императора Феодосия. Умер он в 397 году. Он был первым епископом, проявившим такую большую власть над императором. В последние годы своей земной жизни император Феодосии издал ряд указов, направленных против язычества, но при этом он не допускал террора против служителей языческой религии. Если во времена Константина Великого христианская церковь стала именоваться "католической", то есть "всемирной", то во времена Феодосия было прибавлено наименование "ортодоксальная" (православная), то есть правильно славящая Бога. Со времен Феодосия христианская церковь носила одновременно оба эти названия - вплоть до разделения церкви на западную и восточную.

Монашество III - IV вв. Монах Павел

Говоря о христианстве в четвертом веке, нельзя умолчать о монашестве, которое в четвертом веке получило широкое распространение. Еще в третьем веке, в 251 году, во время жестокого гонения при Деции, многие христиане добровольно бежали в ссылку, спасаясь от смертной казни. Между такими беглецами был александрийский юноша по имени Павел, который поселился в пустыне, в Верхнем Египте. Постепенно он полюбил отшельнический образ жизни, начатый им по необходимости. Этот Павел и стал первым христианином-пустынником.

Монах Антоний

В том же самом 251 году родился в Верхнем Египте Антоний, которого считают отцом монашества. Будучи юношей, Антоний посетил отшельника Павла и попал под его сильное влияние. Он роздал всё имущество, полученное по наследству, и поселился в пещере, недалеко от Павла. Изнурительными постами он доводил себя до истощения, надеясь победить таким путём одолевавшие его искушения, не понимая того, что этим самым он подрывает свое здоровье, расшатывает нервную систему.

Несмотря на такое заблуждение, Антоний имел сердце, преданное Христу. Во время гонений при императоре Максиме в 311 году он возвратился из своего уединения, чтобы страдать вместе с народом Божиим. Он посещал больных, уговаривал малодушных. Вскоре он опять уединился и начал возделывать маленький участок земли. Его местопребывание стало известным христианам, и многие его стали посещать. Он не смог все время находиться в уединении и в конце концов, во время арианского спора, он, уже будучи старцем, отправился в Александрию, чтобы работать против арианства.

Антоний, вне сомнения, думал искренне и честно служить Христу. Для него главной целью было достижение святости, которую он думал достичь полным уходом из мира, полным удалением от людей. Христос же учит: "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф.5,15-16). Уходя из мира, удаляясь от людей, Антоний уподоблялся свече, поставленной под сосуд. Но нет, не таково назначение христианина. Христианин должен светить среди людей.

Монах Пахомий

В начале четвертого века примеру Антония последовал Пахомий, но он уединился не один, а увлек с собой маленькую группу христиан на пустынный островок на реке Ниле. Это, собственно говоря, и был первый монастырь в истории христианства. Сподвижников Пахомия стали именовать монахами, от греческого слова, имеющего значение "один", "уединенный". Пахомий выработал специальный устав для своего маленького общества. Монахи должны были отказаться от брачной жизни, жить вдали от мира, от людей, проявлять строгое воздержание в пище, держа свою плоть в постоянном изнурении. Они должны были заниматься каким-либо трудом: земледелием, плетением корзин, веревок. Свои изделия они сплавляли вниз по Нилу, и на вырученные деньги не только покупали себе продукты, но и помогали нуждающимся. В этом отношении общество, основанное Пахомием, не совсем оторвалось от людей, но светило светом Христа в этом мире, хотя и впало в некоторых вопросах в крайности. Эти крайности в последующие века приняли особо уродливые формы.

С середины четвертого века число монахов стало быстро расти. Пахомий основал также подобное общество и для женщин. Чем было вызвано такое явление? Оно было вызвано стремительным отступлением христианской церкви от первохристианства. Со времен императора Константина, когда языческий мир хлынул мощной волной в христианскую церковь и когда появилось много формальных христиан, большинство христиан уже не отличалось той высоконравственной жизнью, которая была присуща первым христианам. Христианская церковь оязычилась, стала полуязыческой-полумирской церковью. И вот некоторые христиане, уединяясь, уходя в монахи, этим самым выражали свой протест против печальной действительности, которую они наблюдали в христианстве. Уже и в третьем веке были заметны некоторые признаки отступления христианской церкви от первохристианства, и протестом против такого отступления тогда было движение монтанистов, которые, борясь с одной крайностью, впали в другую. Точно так же и монашество, протестуя против одной крайности, уклонилось в другую. Христос совсем не хотел, чтобы Его последователи измождали свое тело, подрывали свое здоровье и отказ от семейной жизни возводили бы в обязательное правило.

В четвертом веке монахи не имели никакого отношения к духовенству; они считались рядовыми верующими, среди них не было привилегированных лиц, все они называли себя братьями. Для совершения евхаристии (хлебопреломления) они приглашали обычно священника со стороны, но затем стали из своей среды выбирать священников для богослужений исключительно только в монастыре, а не для мирян.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Однако у константина нашлось пять человек соперников

Непогрешимости соборов
Особенно в западном патриархате

сайт копирайтеров Евгений