Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В начале одиннадцатого века папство, попав в некоторую зависимость от светских руководителей, на время пришло в упадок. В 1024 году римский папа Иоанн XIX за деньги хотел даже официально признать первенство константинопольского патриарха, который называл себя вселенским патриархом. Но эта уступчивость римского папы вызвала страшную бурю в Западной церкви, и он вынужден был прервать переговоры с Восточной церковью.

Полный разрыв

Наконец, при римском папе Льве IX и константинопольском (византийском) патриархе Михаиле Керуларии в 1054 году совершился полный разрыв между этими двумя историческими частями христианства, который продолжается до сего дня. Патриарх в своем послании упрекнул папу во введении ряда новшеств. Римский кардинал Гумберт перевел послание патриарха на латинский язык и показал его папе. Папа потребовал у патриарха ответа: как он смел судить ту кафедру, которую судить никому из смертных не положено!

В мае 1054 года в Константинополь для переговоров прибыли папские легаты (представители) во главе с кардиналом Гумбертом. Они потребовали полной покорности константинопольского патриарха римскому папе. Оскорбленный патриарх 15 июня 1054 года отказался продолжать переговоры. Римские легаты всенародно на другой день положили в алтаре собора святой Софии акт отлучения патриарха и всех тех, кто его поддерживает. Этот акт был написан совсем не христианским языком, изобиловавшим бранными словами. Тогда патриарх Михаил решил не оставаться в долгу перед папой римским и предал анафеме его и присланных им легатов, написав об этом послание всему Востоку, то есть Константинопольской церкви, находившейся в Византийской империи, Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской церквам, оказавшимся на территории, захваченной арабами. Весь Восток предупреждался от церковного общения с Западом.

Во всех восточных церквах с этих пор перестали вспоминать папу при богослужениях. Западная церковь, уже давно называвшая себя католической, то есть вселенской церковью, после этих событий 1054 года назвала Восточную, так называемую православную церковь греческой схизмой, то есть греческим расколом. Многие православные иерархи пошли ещё дальше и стали именовать католическую церковь "латинской ересью". Ересь - это уже нечто большее, чем раскол.

Восточные епископы и богословы выступали главным образом против главенства римского папы, против введения на Западе причащения пресным хлебом и против утверждения западных богословов, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

Древняя христианская церковь обычно при хлебопреломлении употребляла обыкновенный квасной хлеб, но примерно с девятого века на Западе при причащении стал употребляться особый пресный хлеб, то есть без закваски. Восточное духовенство не соглашалось с этим западным нововведением, ссылаясь при этом на древнюю христианскую церковь, в которой при хлебопреломлении употреблялся квасной хлеб, то есть хлеб испеченный из теста, замешанного на дрожжах и имеющего в себе соль. По мнению многих древних толкователей Слова Божия, такой хлеб не только говорил о ломимом теле Христа, но имел и другое символическое значение. Соль, имеющаяся в нем, символически говорила о том, что ученики Христовы являются солью земли, а закваска, положенная в тесто, напоминала о "закваске" Духа Святого, которую должны иметь в своих сердцах последователи Христовы. Три меры муки в притче Христа о закваске, по мнению большинства толкователей, говорили о том, что все существо человека, то есть дух, душа и тело должны войти в соприкосновение с этой "закваской".

Очень скоро богословы как Востока, так и Запада стали учить, что при хлебопреломлении хлеб и вино буквально превращаются в тело и кровь Христа. И при этом богословы продолжали считать, что хлеб должен быть квасным, как и в древней церкви. Но вот Западная церковь сделала нововведение - стала употреблять пресный хлеб, что вызвало большое нарекание со стороны восточного духовенства.

Наиболее же крупный спор у западных богословов с восточными получился в вопросе, от Кого исходит Дух Святой. Этот вопрос о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, так называемый "филиокве", был поднят в Западной церкви по настоянию императора Карла Великого, которого в данном вопросе консультировали некоторые западные богословы. Само собой разумеется, что это толкование вопроса о Духе Святом не должно было бы быть причиной для разделения церкви. Большинство восточных богословов считало, что Дух Святой исходит только от Отца.

Сам Христос так сказал о Духе Святом: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ев. Иоан. 15,26). Здесь мы, с одной стороны, видим утверждение, что Дух Святой исходит от Отца, а с другой стороны, Христос говорит, что Он (Христос) пошлет Духа Святого. Если сказать, что Христос пошлет Духа Святого, то вполне можно сказать, что Дух Святой в этом смысле исходит и от Христа. Ведь Христос сказал: "Я и Отец одно" (Ев.Иоан. 10,30).

Подлинной причиной разделения между Западной и Восточной церквами был как вопрос о Духе Святом (филиокве), так и борьба за власть в христианстве, борьба за первенство между Западной (католической) и Восточной (православной) церквами.

После разделения западная часть христианства продолжала идти ещё дальше по пути удаления от первохристианства.

Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве

Разделение церквей обнаружило резкую грань между Восточной и Западной церквами. Восток и Запад вступили в новую эпоху своего исторического бытия. В самый разгар событий, связанных с разделением церквей, умер папа римский Лев IX. После его смерти папами последовательно были Виктор II, Стефан X и Бенедикт X. Однако, фактическим руководителем всего западного духовенства при них был кардинал Гильдебранд.

После смерти германо-римского императора Генриха III был провозглашен новый император Генрих IV, которому в ту пору было всего шесть лет. Во время его малолетства опекуншей при нем была назначена его мать - императрица Агнесса. Но на самом деле всеми государственными делами заправлял кардинал Гильдебранд.

Гильдебранд заставил папу принять новый порядок избрания пап. Отныне этим делом должна была заниматься коллегия кардиналов. Слово "кардинал" происходит от латинского слова "кардиналист", что означает "главный". На западе кардиналами стали именоваться главные и ближайшие помощники папы, его заместители. В Восточной церкви заместителями патриарха являются митрополиты, их можно назвать главными епископами.

Итак, отныне папа не мог никем быть назначен, он избирался только коллегией кардиналов.

Папский престол в руках Гильдебранда

В 1073 году кардинал Гильдебранд взошел на папский престол под именем папы Григория VII. Одним из главных направлений его деятельности была борьба с симонией и борьба с браком духовных лиц. Борьба с симонией - это весьма благородное дело, а в отношении брачного вопроса духовенства Гильдебранд уже по традиции стоял на неверных позициях своих предшественников.

Став папой, Гильдебранд (Григорий VII) с усиленной энергией стал продолжать свою прежнюю политику. Главнейшей его задачей было подчинение всей государственной власти папскому престолу. Когда он еще не был папой, он говорил, что духовная власть папы и светская власть императора подобны двум глазам в человеческом теле, и они равны между собой. Но когда он стал папой, то изрек, что папа - это солнце, а император всего лишь луна. Высокомерие Григория VII росло не по дням, а по часам. Он стал учить, что выбранный коллегией кардиналов папа только один имел право составлять новые законы для церкви. Он потребовал, чтобы епископы целовали ему ноги. В этом он превзошел всех руководителей церкви, которые были до него. В церкви, как Восточной так, и Западной, уже давно практиковался обычай целования рук духовенству, но папе Григорию VII для папской персоны этого показалось мало. Он выдвинул идею, что по заслугам первого римского епископа - апостола Петра каждый папа становится фактически святым и не может согрешать в вопросах веры. Это утверждение Григория VII в дальнейшем стали еще больше внедрять последующие папы.

Столкновение королевской и папской тираний

Когда подрос король Генрих IV, папа Григорий VII старался его всецело держать в своих руках. Но Генрих IV оказался не менее властолюбивым человеком, чем папа Григорий VII. С 1076 года их взаимная борьба приняла особенно ожесточенный характер. Папа Григорий VII отлучил Генриха IV от церкви и объявил его лишенным власти за то, что тот, наперекор запрету папы мирянам поставлять епископов, продолжал ставить их собственной властью. В ответ на отлучение Генрих IV объявил о смещении папы с папского престола. Об отлучении Генриха папа обратился ко всем христианам Запада в своем послании. Это послание разделило весь Запад на две партии, одна поддержала папу, другая короля, считая, что папа не правомочен лишать короля власти. Сам же папа настаивал, что Слова Христа, сказанные апостолу Петру: "Паси овец Моих", не делают различия между королями и прочими людьми. Постепенно положение Генриха IV стало осложняться, почва уходила у него из-под ног, перевес получался на стороне папы. Многие люди были обижены королем и теперь решили ему это припомнить. Ряды сторонников короля таяли. Увидев это, он, одевшись в простой грубый плащ, босиком, невзирая на холод и дождь, отправился к папе, чтобы просить у него прощения. Папа не соизволил его принять в течение трех дней. Генрих без пищи стоял у стен папского замка под снегом и дождем. Все в замке страдали от черствости папы, но он был непреклонен. Наконец он соизволил выйти. Высокий, красивый Генрих упал на колени перед тщедушным папой. После продолжительного объяснения папа изложил свои условия. Генрих должен явиться перед государственным собранием германских князей, на котором будет председательствовать сам папа. Если это собрание сочтет нужным, то он будет лишен королевского достоинства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Руководители западной церкви смотрели на целибат как на средство сохранения земельной собственности за церковью
Времени византийские императоры потеряли контроль над лангобардами
Сделали бы столько для распространения евангелия в мире
Войска Ярослава дошли до уральского хребта
Особенно ярким событием в истории христианства восемнадцатого века является рождение quot

сайт копирайтеров Евгений