Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Цельс старался опровергнуть и все основные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он также не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, ибо не видел себя грешником.

Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса.

Несмотря ни на гонения, ни на старания Цельса, христианство во втором веке продолжало распространяться. Многие люди осознали себя грешниками и верой приняли Христа как Спасителя.

И Христос давал таким людям радость спасения и утешения в скорбях.

Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония

В 180 году после смерти Марка Аврелия на римский престол взошел его сын Коммод. Под влиянием своей наложницы Марии он щадил христиан и даже многих из них вернул из ссылки. Последние два десятилетия второго века прошли для христиан спокойно по всей Римской империи. Однако и в эти годы совершилось одно событие. Видный римский сенатор Апполоний стал христианином. Один из его рабов донес об этом. Рабу за донос на господина раздробили ноги, и он в страшных мучениях умер. А самому Апполонию предложили дать объяснение своих убеждений перед сенатом. В сенате он выступил с горячей речью, в которой открыто объявил себя христианином. Сенат вынес решение обезглавить его, что и было сделано.

Лжеучения во II веке

Необходимо остановиться также и на лжеучениях, которые имели место среди христиан во втором веке. Ещё в апостольский период среди учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею: "Слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2,17-18).

Гностицизм

В конце апостольского века, ещё при жизни апостола Иоанна появилось учение гностиков. Слово "гностики" означает "знающие". Гностики уверяли, что только они имеют истинное знание. Против гностицизма было направлено первое послание апостола Иоанна. Во втором веке количество гностиков умножилось, и они усиленно пытались сеять свое лжеучение во всех христианских общинах.

Гностики были настолько далеки от христианства, что о них не следует говорить, как о каком-то течении в христианстве. Это было совершенно чуждое Евангелию учение. Мы говорим о гностиках лишь потому, что они в свое лжеучение вводили имя Христа, и потому, что они свое лжеучение усиленно пытались сеять в христианских общинах. Гностицизм - это, пожалуй, даже не извращение христианства, а введение некоторых христианских элементов в совершенно чуждое учение.

Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был воплощенным Богом, а лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Причем, здесь гностики расходились во мнениях. Одни из них говорили, что Иисус был простым смертным человеком; другие говорили, что Иисус Христос не был человеком; тело, которым Он был облечен, было лишь призраком, и все Его действия были только кажущиеся.

Культ Симона-волхва

Предшественником гностицизма считается Симон-волхв, о котором мы читаем в Священном Писании: "Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самаринский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря:дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8,9-23). Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики.

Иустин-философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (где раньше жил Симон) поклонялись ему, как богу. Культ Симона вскоре пал, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго ещё пыталось вторгаться в христианские общины.

Керинф - вождь гностицизма

Одним из вождей гностицизма был некий Керинф, родом из Иудеи, получивший образование в Александрии, живший в Ефесе, где он виделся с апостолом Иоанном в последние годы его жизни. Учение Керинфа представляло из себя одну из разновидностей гностицизма. Христос изображался им как обыкновенный человек, родившийся, как рождаются все люди. От прочих гностиков Керинф отличался лишь тем, что не считал материю злой силой и допускал мысль о воскресении тел.

Гностическая секта евионитов

Известно, что во втором веке существовала гностическая секта евионитов. Это слово происходит от еврейского слова, означающего "бедный". Или евиониты сами хотели подчеркнуть этим названием свою духовную нищету, или так прозвали их противники - неизвестно. Неизвестен и основатель этой секты. От других гностиков они отличались тем, что признавали Творцом мира Бога, а не какое-то духовное существо, удалившееся от Бога. Заблуждение их состояло в том, что они, как и прочие гностики, учили, что Иисус был простым смертным человеком. Евионитство существовало в Персии и Сирии до конца четвертого столетия. Евионисты строго соблюдали иудейские обычаи: совершали обрезание и отмечали день субботний. Этим они себя отделяли от прочих гностиков и держались от них обособленно.

Из лжеучителей, подвизавшихся во втором веке, следует упомянуть еще Сатурнина, Василида, Валентина и Маркиона. Секты, ими основанные, были разновидностями гностицизма. Все они в своём учении отвергали самое главное в христианстве - божественность Христа, крест Голгофы, то есть искупительную жертву Христа, надеясь получить спасение своими заслугами. Все эти секты особенно усиленно действовали во втором веке, затем их деятельность пошла на убыль, и, наконец, они совершенно распались и исчезли. Остатки некоторых из них еще сохранялись до пятого века.

Борьба христиан с гностицизмом во II веке

Гностицизм не смог заглушить христианства. Скажем даже больше: он принес некоторую пользу христианству. Господь допускает лжеучения для испытания истинной веры у христиан. Человек, горячо любящий Христа, не пойдёт ни за каким лжеучением. Христианин может сам не разобраться в своих чувствах ко Христу, но лжеучение, с которым он соприкоснулся, выявит его подлинное отношение ко Христу. Если в сердце мало огня любви к Спасителю, то ум такого христианина запутается в философских дебрях, он пойдёт за лжеучителем. Если гностицизм и увел из христианских общин некоторых христиан, то он этим очистил христианские общины, освободив их от легковесной соломы.

С гностицизмом христианам пришлось вести упорную борьбу, а для этого нужно было вооружаться Словом Божиим, глубже изучать его. Таким образом гностицизм способствовал тому, что среди христиан проявились глубокие толкователи Слова Божия.

Гностики заимствовали многое у языческих философов Греции, Египта, Персии. Для того, чтобы опровергать гностиков, нужно было знать то, на что они опирались. Таким образом, при посредстве гностиков, многие служители Христа вынуждены были познакомиться с языческой классической литературой, что расширило их кругозор. Сердце, любящее Христа, впитывает из всего того, что читает, все светлое и прекрасное и отвращается от всего плохого. Читая подобную литературу, служители Христа не принимали ошибочных представлений, но обогащали свой ум теми знаниями, которые им могли быть полезны. И когда гностицизм, сам того не ведая, выполнил свою миссию в отношении Церкви Христовой, Господь положил конец его существованию.

Обособление духовенства во II веке

Второй век характерен тем, что в этот период очень заметной стала разница между служителями церкви и рядовыми христианами. Семена, посеянные апостольскими учениками, стали приносить плоды. Личность служителя церкви, в особенности епископа, все больше и больше возвышалась. Первоначально не было в христианстве обособленного священнического звания. Вначале все обращенные ко Христу люди шли и проповедовали Христа. Если же в том или ином месте находилось значительное количество христиан, то они регулярно собирались на богослужебные собрания, преломляли хлеб и поучали друг друга. В таких маленьких общинах не было специальных проповедников, каждый христианин мог говорить то, что у него было на сердце. Христианские общины росли, и апостолы, посещая их, рукополагали в них выбранных старейших (или, как они еще назывались, пресвитеров или епископов). Диаконы тоже избирались общиной и несли хозяйственное служение. Такой простой порядок был в христианстве апостольского периода.

По мере того, как общины численно росли, к служению проповедью стали допускаться не все, а более способные христиане, имеющие в этом служении особый дар от Господа. А все христиане продолжали оставаться священством Христовым, ибо служение проповедью - это лишь один из видов служения Христу. Остальные христиане совершали другое служение: посещали больных, утешали скорбящих, увещевали заблуждающихся и т.д. Каждый чувствовал себя священником Бога Всевышнего, и каждый считал себя обязанным совершать какое-либо служение. Мысль об отделении привилегированного священнического сословия от остальных верующих чужда учению Христа и апостолов.

Во втором веке мы видим некоторые изменения. Появилась уже трехстепенная система служителей церкви: епископы (наблюдатели за целым рядом общин), пресвитеры (руководители общин) и диаконы (помощники пресвитеров). Это было вызвано изменившимися условиями. Когда количество общин возросло, то, естественно, возникла необходимость в духовных наблюдателях за деятельностью ряда близлежащих друг от друга общин. В связи с ростом числа общин и числа членов общин христианам приходилось создавать более приемлемые в соответствующих условиях формы церковной организации. Поэтому Христос в Своем учении и не оставил ясного указания о формах управления церковью. Но один незыблемый принцип был дан христианам на все века, а именно: все христиане должны представлять из себя всеобщее священство и все служители церкви должны скромно нести своё служение, не возвышаясь над остальными верующими. Никакие условия времени не должны нарушать этот основной принцип Церкви Христовой. Однако, воодушевленные посланиями апостольских учеников, допустившими в этом вопросе отклонения от учения Христа и апостолов, епископы стали требовать по отношению к своей персоне больше почестей.

Во втором веке служители церкви еще не оставляли своих гражданских занятий, своего ремесла. Они зарабатывали себе и своей семье на пропитание своим трудом, а в общине трудились безвозмездно. Лишь такие служители, которые несли особое благовестническое служение, связанное с постоянными разъездами по общинам, жили на добровольные пожертвования верующих.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В 381 году в константинополе император феодосии созвал совещание всех епископов римской империи

Всю власть на руси взял в свои руки Ярослав
К седьмому веку тесно слилось с официальной церковью
Особенно идеала франциска ассизского

сайт копирайтеров Евгений