Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Представления о царстве умерших неясны и запутанны. Лучшие имеющиеся описания идут от шаманов, проникавших за грань жизни для освобождения души больного человека, попавшей в мир мертвых. Эти описания много говорят нам о трудных дорогах в этот другой мир и о поджидающих на них препятствиях.

Вместе с П. Радиным мы можем сказать, что эти рассказы фольклористически переработаны, богаты деталями, но вряд ли много значат для ординарного человека, доверяющего в первую очередь своим собственным религиозным переживаниям11. Условия последующей жизни не столь хорошо отражены в документальных свидетельствах, хотя и есть несколько описаний «жизни» мертвых. Обычно эти условия смоделированы с настоящей жизни и значительно различаются в зависимости от культурного фона.

Мы часто говорим в быту о «счастливых охотничьих угодьях» (райских кущах). Некоторые авторитеты утверждают, что индейцы никогда не верили в них, но это ошибочное утверждение. Охотничьи племена обычно считают, что после смерти им суждена райская жизнь, по крайней мере тем, кто придерживался норм общества. В этой жизни их поджидает много дичи. Индейцы аграрных племен верят в царство мертвых, обиталище Матери-Земли, дающей новую жизнь растениям. По вполне понятным причинам это царство представляет собой более мрачную картину жизни после смерти. Тем не менее аграрии часто сохраняют старую идею о счастливом рае, где бы он ни располагался, с изобилием даров земли. На вопрос о том, существовали ли контрастирующие царства мертвых, основанные на хороших и плохих деяниях, в религии индейцев доколумбовой эпохи, ответить трудно. Однако мы знаем точно, что такие представления развились под влиянием христианства, потому что циклическая концепция не предполагает воскрешения мертвых в этой жизни. Как сказал мне один индеец, тот, кто ушел, ушел навсегда. Только в религиозном сознании, инспирированном христианскими идеями, например в «пляске духов» — религии, возникшей около 1890 г., возможно возвращение умерших.Данный  в этой главе общий обзор религий американских индейцев познакомил нас с их представлениями о мире, мировой гармонии, сверхъестественных силах и видениях и цикле жизни и смерти. Но вследствие того что этот обзор должен был попытаться охарактеризовать религию американских аборигенов в целом, особенно в Северной Америке, он по необходимости был довольно общим. Следующие две главы дают более подробное описание двух конкретных американских религиозных традиций.

Глава 12. Религия шошонов Винд Ривер: охота,  сила и видения

богатство и разнообразие религий коренных жителей Америки затрудняют попытки дать общее описание столь сложного комплекса. Фокусирование нашего внимания только на двух племенных группах, шошонах Винд Ривер и зуни, на первый взгляд может облегчить интерпретацию индейской религиозной традиции. Как бы то ни было, полная красота и многообразие американских туземных религий могут быть оценены только при рассмотрении их в контексте каждой племенной группы.

Природа американских религиозных традиций контрастирует с такими религиями, как основанные конкретными личностями христианство, ислам и буддизм. Эти религии построены на опыте их основателей: священные писания отражают жизнь отца-основателя, и религиозные тексты комментируют этот опыт; общество организуется как единство последовате- лей. Именно потому, что эти традиции находят свое отражение в религиозных текстах, написанных лидерами-профессионалами, довольно легко идентифицировать формальное учение или наставление в этих религиях: к примеру, никейский символ веры в христианстве, четыре истины в буддизме или символ веры в исламе. Конечно, личные убеждения и практика последователей этих религий гораздо более разнообразны, чем эти формальные заповеди, но индивидуальные вариации всегда соотносятся с традиционным основанием веры.

У американских индейских религий нет ни конкретных основателей, ни священного писания, ни церковных или религиозных организаций, ни профессиональных лидеров. Эти религии передавались как устные традиции от одного поколения к другому. Племенная группа сама по себе представляет религиозное сообщество, получающее, изменяющее и передающее следующему поколению свою религию. Вследствие того что это — устные традиции, они не столь тесно привязаны к фиксированному характеру записанных норм и прошлому опыту, как это мы видим в основанных религиях, и, поскольку индейские религии придают большое значение непосредственному контакту со сверхъестественными силами в видениях и снах, они более податливы изменениям, основанным на этом духовном опыте отдельных индивидуумов. Короче говоря, традиции американских религий более подвижны и в большей степени видоизменяются в сознании людей, чем это наблюдается в большинстве мировых религий.

 

Рис. 2. Области проживания шошонов в штатах Вайоминг, Айдахо и Юта

Поскольку в религиях индейцев нет записанного кредо или закодированной доктрины, для того чтобы понять их представления о мире, мы должны изучить их обряды, мифы и убеждения, высказываемые отдельными членами племени. Тогда мы сможем понять их взгляды на человеческую жизнь и макрокосмос как на мир в его целостности. Как уже говорилось в главе 10, в рамках американского индейского сознания существуют две основные религиозные ориентации: охотничья и земледельческая. В этой главе описывается и исследуется религия шошонов Винд Ривер как образец охотничьей традиции, а в следующей — религия зуни как пример земледельческой традиции. В обоих случаях мы сначала рассмотрим исторические условия развития религий, затем более детально исследуем религиозные убеждения и практику и, наконец, дадим подробное описание некоторых конкретных примеров религиозной жизни.

Развитие культуры и религии шошонов

Шошоны Винд Ривер  получили свое название в честь резервации в центре западной части штата Вайоминг (рис. 2). Это район кустарниковых прерий, пересекаемых верховьем реки Винд Ривер и ограниченных Скалистыми горами на западе и открытыми мелкотравными прериями на востоке. Индейцы в резервации, шошоны и арапахо, имеют доступ к теплым долинам вдоль течения реки и к богатым охотничьим угодьям в горах. Эта местность была выбрана для резервации в 1868 г. знаменитым вождем Уошоки, лидером шошонов в течение почти 60 лет. Их бывшие враги — арапахо (алгонкианское равнинное племя) — были переселены в резервацию 10 лет спустя. Два племени живут отдельно друг от друга.

До того как индейцы были собраны в резервации, их предки принадлежали к различным шошонским группам. Это была часть широко представленной шошонской популяции (лингвистически известной как нумическая), которая в течение многих веков населяла полупустыни Большого бассейна и Южной Калифорнии. Индейцы Большого бассейна, разделяющиеся на многие племена, такие, как юты, пейюты, чемеуви, госиуты и т.д., были собирателями семян и орехов и охотниками на небольшую дичь. У них была одна из простейших культур в Северной Америке: они жили в викиупах (вигвамы из кустарника), имели низкий уровень социальной организации, почти не выходящий за пределы семьи, проводили много времени, перебираясь от одного источника пищи к другому, и устраивали очень примитивные благодарственные пиры с круговыми плясками. Их потомками на востоке являются шошоны Вайоминга и команчи южных прерий. Под влиянием экологических и исторических факторов культурные традиции этих индейцев претерпели значительные изменения.

Поскольку культура шошонов Винд Ривер тесна связана с этим культурным фоном, описание их дорезервационной истории необходимо. Большинство из них были шошонами прерий, конными воинами. Начиная с XVIII в. древняя культура обитателей Большого бассейна видоизменилась под влиянием культуры индейцев прерий. Они охотились на бизонов, жили в переносных палатках из бизоньих шкур (типи) и имели строгую военную структуру во главе с верховным вождем, но в то же самое время сохраняли более гибкие организационные формы под началом вождей с меньшей властью. У них были мужские союзы, по крайней мере с XIX в., и у них была«пляска солнца» как великий ежегодный праздник. Тем не менее во многих отношениях они происходили из равнинной культурной традиции, так же как и «вороны» лакота, киова и шайены, которые имели более сложные социальные и ритуальные структуры, занимались охотой на бизонов, использовали типи только в качестве укрытия от непогоды и владели геометрическим искусством. Так, шошоны, помимо типи — обычного предмета для индейцев прерий, — строили дома из циновок. У них были ремесла, типичные для равнинных индейцев, например изготовление изделий из бусин и сыромятной кожи, но, в отличие от индейцев прерий, они также плели корзины. Когда сезон охоты на бизонов заканчивался, различные семейные группы и отряды рассеивались по подножиям гор и вдоль горных рек, где они охотились на оленей, горных баранов и мелкую дичь, ловили рыбу и собирали ягоды и дикие растения — способ жизни, сохранившийся со времен обитания в Большом бассейне.

Этот стиль предгорной жизни был более типичен для другой группы вайомингских шошонов, овцеедов. Они представляли собой часть небольшой, но широко рассеянной в горных районах Вайоминга, Айдахо и Монтаны популяции, приспособившейся к жизни в горах. И действительно, ведь они получили свое название потому, что преимущественно охотились на снежных баранов. Их образ жизни представлял собой слепок древнего уклада шошонов в комбинации- с такими чертами жизни индейцев плоскогорья севера, как ловля лосося и форели в горных реках. До 1860-х годов у них не было лошадей, и потому они назывались «ходоками». Они жили в вигвамах из кустарника и не смешивались с другими группами.

Были также другие шошонские племена на юго-западе Вайоминга, в местности под названием «Река Медведей». Первоначально они представляли очень простую культуру Большого бассейна, затем в начале XIX в. смешались с белыми охотниками — трапперами — и занялись торговлей на активном маршруте форт Ларами — форт Бриджер — Солт-Лейк-Сити. Они развили свою собственную культуру: частично индейскую, частично «белую».

После индейских войн XIX в. все эти шошонские племена (и смешения их) были собраны в резервациях Айдахо (Лемни, форт Холл) и Вайоминга (Винд Ривер). Поскольку всегда существовали тесные связи между различными группами и смешанные браки, естественно, что некоторые индейцы Вайоминга поселились в Айдахо, а некоторые индейцы Айдахо — в Вайоминге. Другой причиной переселения индейцев-шошонов было помещение всех овцеедов Йеллоустонского национального парка в резервации Айдахо. Тем не менее нынешние шошоны Винд Ривер представляют собой в основном потомков прежних вайомингских индейцев.

Этот комплекс культурного и исторического фона отражается в религии шошонов Винд Ривер такой, как мы ее узнали в нашем столетии. Существует, во-первых, религиозный комплекс, связанный с  культурой охотников и собирателей плодов и ягод, проявляющийся в охотничьих идеях, шаманизме и мифологии. Во-вторых, произошло наложение религиозных идей и ритуалов индейцев прерий, представленных поисками видений, «пляской солнца» и концепцией активного верховного бога, верой в счастливую загробную жизнь после смерти. Это изменение структуры религии произошло в период с 1775по 1825 г., возможно чуть ранее, и сопровождалось сильным акцентом на ритуализм. Поскольку равнинные шошоны были доминирующей группой среди всех шошонских племен Вайоминга, влияние их религиозных идей отчетливо прослеживается и в современной религии шошонов Винд Ривер.

Как бы то ни было, в период первых переселений в резервацию и особенно в связи с крушением воинствующей религии «пляски духов» началась еще одна переориентация религии, на этот раз в более мирном направлении: идеи и обряды, связанные с войной, были отброшены и большее внимание стало уделяться концепции здоровья и счастья. Это было время, когда традиционные формы поисков видений были отвергнуты и даже признаны вредными для их участников; время, когда «пляску солнца» стали интерпретировать как обряд племенного соединения и излечения от болезней, а христианские ценности и ритуализм начали проникать в традиционную религию. Внедрение мескализма (пиотизма), религии мескала, также начинается в этот период. (Мескал — кактус, растущий в Мексике и на юге Техаса; употребляется некоторыми индейцами для того, чтобы, наряду с другими целями, возбудить воображение и испытать видение.) Развитие религии в XIX в. характеризуется христианизацией некоторых религиозных течений, распространением мескализма и принятием новых культов, но также и усилением религиозного трибализма  (племенного  обособления).

Вклад религии овцеедов в религиозное сознание шошонов представляет собой отдельный вопрос, и степень этого влияния трудно оценивать. Есть некоторые свидетельства того, что понятия горных духов и каменных великанов были особенно характерны именно для этой религии12. Кроме того, взаимообщение различных групп шошонов Винд Ривер так тщательно перемешало несколько типов и примеров религиозного влияния, что сегодня трудно выделить их источники.

Еще одно представление о религии шошонов можно дать через интерпретацию форм, практикуемых знахарями и знахарками и традиционалистами до самых последних времен. Сегодня почти уже не осталось старых знахарей и знахарок, а те, кто выдают себя за них, действуют без знания традиционного набора средств, комбинируя подсмотренное в практике шошонов и паниндианистские приемы. Чтобы изучить ранний стиль религии шошонов Винд Ривер, тот, что практиковался в их бытность охотниками, мы должны положиться на свидетельства носителей традиций шошонов, сохранивших многие убеждения и обряды старых времен.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Иностранные религии процветают
В древности обширный корпус шрути в полном своем объеме состоял из нескольких десятков отдельных текстов
Выполнении вневременных требований всеохватывающей религиозной традиции
В сновидении получила знак
Означавший начало формального обучения кришнайи

сайт копирайтеров Евгений