<<< ΛΛΛ >>>
54 Вариант: «Слово истины» (прим. И. Ю. Крачковского). 55 Иудеи или христиане. 56 Ст. 35-37 — поздняя вставка: отрицание христианского догмата о Боге Сыне (прим. И. Ю. Крачковского). 57 Христиане? Евреи? 58 Т. е. ангелы и люди. 59 Пропуски в кораническом рассказе. 60 Аллах. 61 Мухаммед. 62 Иудеи и христиане, либо различные христианские течения. 63 Иудеи. 64 Заместили 'Ису или любого, кого можно было бы принять за Бога. 65 Последний час (ашрйт ac-cS'a — Коран 6:31; 16:77; 33:63; 43:66; 47:18 и др.). Этот эсхатологический термин идентичен таким понятиям как «последний день» (Пум ал-ахр —2:8), «день воскресения» (иум ал-кийама — 2:85), «Судный день» (Пум ад-дин — 1:4). Их христианские эквиваленты: «последние дни (=времена)», «конец дней», «кончина мира» и др. Мусульманские богословы различают понятия: са'а ал-сугра («малый час») — смерть каждого отдельного человека и его переход в иной мир, и са'а ал-кубра («большой час») — конец мира и суд Аллаха над человечеством. 66 То есть «дня возмездия» или «дня воскресения [из мертвых]» (иум ал-кийама), «мучительного, судного дня». Комментаторы понимают этот айат так, что 'Иса снова появится перед концом света. См.: Пиотровский М.Б. Указ. соч. С. 119. 67 Комментаторы толкуют слово «если» как отрицание. Смысл: «если нет у Бога сына, то я...» 68 Стихи 81-83 являются инвективой против христиан. 69 Пророков. 70 Здесь мы видим осуждение аскетического образа жизни христианских подвижников. 71 Т. е. Мухаммед. Комментаторы видят в этих словах специфическое толкование евангельского обещания Иисуса: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:16, а также 14:12, 15:26). Хотя в Евангелии под «Утешителем» разумеется Святой Дух, некоторые восточнохристиаские группы, которые не признавали Троицу и с которыми имел контакты Мухаммед, объясняли это обещание Иисуса так, что после него должен явиться еще один пророк. «Это представление о приходе еще одного посланца Бога, — замечает М. Б. Пиотровский, — было воспринято Мухаммедом и приложено к самому себе». Указ. соч. С. 183, прим 4. 72 Обвинение в колдовстве получали Муса (Моисей) (10:77) и сам Мухаммед (34:42; 43:29; 46:6).
<<< ΛΛΛ >>>
Христианский грекоязычный писатель нач 144 в этом фрагменте большинство исследователей видит инвективу против проповеди иисуса 178 в лейпцигской рукописи Гробница открылась Там воззвал закарийа к своему господу
|