<<< ΛΛΛ >>>
35 Здесь и в других пассажах отражено неверное представление о составе христианской Троицы. Возможно, мнение о том, что Дева Мария претендует у христиан на статус божества, сложилось у Мухаммеда под впечатлением заметно растущего в христианстве той эпохи культа Богородицы. 36 Ибрахиму — патриарху Аврааму. 37 Вдобавок к уже упомянутым пророкам (прим. 1, 2, 22) здесь фигурируют Йусуф — библейский Иосиф Прекрасный, Илйас — Илия, ал-Йас' — Елисей, Лут — Лот. 38 Т. е. почитали бы наряду с Аллахом других богов. 39 Иудеи и христиане. 40 Мусульманам. 41 Большинство комментаторов отождествляет Узайра с библейским Ездрой (Эзрой) (1 Езд 7:1сл.). Однако, помимо Корана, нигде не говорится, что Ездра провозглашался Божиим Сыном, либо наделялся мессианскими чертами. Возможно, поводом к такому заявлению Корана послужило одно из несохранившихся апокалипсических сочинений, приписанных Ездре. В свое время апокалипсисы с именем Ездры пользовались широкой популярностью у иудеев и христиан. 42 Вновь, как и в 3-й суре, рассказывается о зачатии и рождении Йахйи, сына Закарийи (Иоанна Крестителя), а затем о рождении 'Исы (Иисуса). В случае с Йахйей Господь дал знамение единственно фактом его рождения. Собственно деятельность Крестителя в Коране никак не отражена. Не говорится также и о его личной связи с 'Исой-Иисусом. 43 Плохо понятый Лк 1:61 (прим. И. Ю. Крачковского). 44 Ср.: 3:33. 45 Между стихами 12 и 13 ощущается какой-то пропуск. Может быть, Мухаммед произносил стихи о рождении и детских годах Йахйи, но они остались незаписанными, либо выпали при составлении Корана. 46 В восточную часть храма, т. е. в михраб-алтарь. Ср. 3:32, прим 5. О посвящении юной Марии в Иерусалимский храм рассказывается в апокрифических «Первоевангелии Иакова», 7-8 и «Евангелии Псевдо-Матфея», 4-6. 47 В Евангелии от Луки 1:26 — архангел Гавриил. 48 Аллах. По мнению И. Ю. Крачковского — Гавриил (Джабрайл). Некоторые комментаторы видят здесь младенца 'Ису, который, похоже, был еще в материнской утробе. 49 Пальма, насыщающая плодами Марию, фигурирует в Евангелии Псевдо-Матфея, 20 в рассказе о бегстве в Египет. Мусульманской традиция, опираясь на это сообщение Корана, считает, что Иисус родился под пальмой. Любопытно, что во время мусульманского владычества в Палестине, в вифлеемской Церкви Рождества (см. раздел IV, прим. 146) в качестве священной реликвии демонстрировалась пальма. Об этом сообщает в 1355 г. арабский путешественник из Марокко Ибн Батутта: «Посетил я также Бейт-Лахм (Вифлеем), место рождения 'Исы, — спасение да будет над ним! При нем есть остатки ствола известной пальмы. Над этим местом большая постройка (т. е. Церковь Рождества — Б. Д.). Христиане чрезвычайно почитают это место и угощают тех, кто останавливается здесь». 50 Т. е. Аллаху. 51 Ребенка. 52 Родив, будучи не замужем.
<<< ΛΛΛ >>>
С одной стороны
Сын императора тиберия Упоминаемый в надписи царь
|