Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

менно защищали и обеспечивали плодородие. То, что Гермес приобрел форму человека, объяснялось действием греческого воображения и очень ранней народной тенденции все более персонифицировать свои божества и священные силы. Мы наблюдаем здесь эволюцию, но эволюцию без всякого «очищения» или «обогащения» божества, эволюцию, только меняющую формулу, в которой человек выражал свой религиозный опыт и свое понимание божества6*. Со временем греки представляли свои ощущения и воззрения по-иному. Их умы, смелые, гибкие и плодовитые, приобрели более широкие горизонты, и старые теофании, потеряв в этой новой обстановке свою действительность, потеряли также свое значение. Hermai проявляли божественное присутствие только умам, которые могли принять Откровение сакрального непосредственно, из вечного творческого акта, из всякой «формы» и всякого «знака». И таким образом Гермес перестал совпадать с камнем; его внешность стала человеческой, его теофания стала мифом.
Теофания Афины обнаруживает то же развитие знака в личность; каково бы ни было его происхождение, palladium, конечно, выражал с доисторических времен прямую власть Богини"". Аполлон Agyieus был сначала не более чем каменный столб81. В гимназиуме Мегары был небольшой камень пирамидальной формы, называвшийся Аполлон Каринос; в Малеа Аполлон Литезиос стоял рядом с камнем, а прилагательное lithesios недавно считалось произошедшим от lithos (камень)82 — этимология, которую Нильссон считает не лучше и не хуже, чем ей предшествующие. Безусловно, ни один греческий бог, даже Гермес, не был окружен столькими «камнями», как Аполлон. Но Аполлон не возник из камня, как и Гермес не «был» камнем; hermai просто напоминали об уединенности дорог, о ночных страхах и стояли для защиты путников, домов и полей7'. И лишь потому, что Аполлон завладел старыми местами богопочитания, он присвоил также их характерные знаки, камни, омфалы и алтари, большая часть которых первоначально посвящалась Великой Богине. Это не значит, что каменная теофания Аполлона не имела влияния до того, как этот Бог приобрел свою классическую форму: необработанный камень показывал первобытному религиозному сознанию божественное присутствие гораздо эффективнее, чем любая статуя Праксителя современникам скульптора.
90 Ср.: Lassew D. de. Les Dresses armies. P., 1919. P. 139 и ел.
81 De Visser. Die nichtmenschengestaltigen Gotter der Griechan. Leiden, 1903. P. 65 и ел.
82 Solders //AFRW. 1935. P. 142 и ел.
83 Ntlsson M. P. Geschichte. Vol. I. S. 189.

225

БИБЛИОГРАФИЯ

О предыстории погребальных камней и мегалитов

Yon Heine-Go Idem. Die Megalithen Sudostasiens und ihre Bedeutung fur die Klarung d. Megalidienfrage in Europa und Polynesien // APS. 1928. Vol. ХХШ. S. 276 — 315; автор стремится объяснить происхождение и функции мегалитов через верования, все еще существующие у народов Юго-Восточной Азии, в которых души умерших зафиксированы в камне; Perry W. J. Megalithic Culture of Indonesia. Manchester, 1918; Riesenfeld A. The Megalithic Culture of Melanesia. Leiden, 1950; Clemen C. Urgeschichtliche Religion. Bonn, 1932. Vol. I. S. 95 и ел. (рассматривает состояние вопроса, дает библиографию и критический обзор); Pettazzoni R. La Religione primiCiva in Sardegna. Piacenza, 1912. P. 185 и ел. (мегалиты и кромлехи в Экваториальной и Атлантической Африке); Hoppers W. Monuments to the Dead of the Bhils and Other Primitive Tribes in Central India. A Contribution to the Study of the Megalith Problem // Annali Lateranensi, 1942. Vol. VI. P. 117 - 206; Metzger E. Les Sepultures chez les Pregennains et les Germains des ages de la pierre et de bronze. P., 1933 (даются хорошая библиография и краткая индикация распределения мегалитов). Wilke G. Kosinna, and Bosch Gimpera consider that the origins of megalithic architecture must be placed in the Iberian peninsula; from there it must have spread all ver Europe; и ел. Obermaier H.\ BellidoA. G. Y. El Hombre prehistorico у los origenes de la humanidad, 2nd ed. Madrid, 1941. P. 171; хорошие подборки фотографий можно найти у Montez P. Historia da arquitectura priminva em Portugal. Monumentos dolmenicos. Lisbon, 1942; list, description and bibliography in Octobon. Statuesmenhirs, steles gravees, dalles sculptees//RAN. 1931. P. 291 - 579. P. Laviosa Zambotti поддерживает версию египетского происхождения мегалитической архитектуры; см.: Origini e difhisione della civilta. Milan, 1947. P. 238 и ел.

Религиозные взгляды доисторических и протоисторических людей мегалитических культур с исчерпывающей полнотой представлены в: Dominik J. W. Die Religionen des vorindogermanischen Europas // Christus und die Religionen der Erde. Vienna, 1951. Vol. I. S. 170 - 297.
Ср.: Imbelloni J. La Premiere Chaine isoglossemantfque oceanoamericaine. Les noms des haches lithiques//W. Schmidt. Vienna, 1928. P. 324 - 335.

О роли доисторических камней (мегалитов, кромлехов, менгиров и т. п.)
Saintyoes P. Corpus du folklore prehistorique en France et dans les colonies francalses. P., 1934. Vols. I — П. 1936. Vol. Ш (большой фрагмент исследования включает почти все документы, использованные при публикации, и дает полные региональные библиографии); Reinach S. Les Monuments de pierre brute dans Ie langage et les croyances
populates//Cultes, Mythes, Religions. 1908. Vol. Ш. P. 366 и ел. *

О священных камнях у «примитовов»
работы: Frazer, Levy-Bruhl, Nyberg, Hartland, Koppers — примечания к текстам, а также Dahmen F. The Paliyans, a Hill-Tribe of the Palmi Hills (South India) // APS. 1908. Vol. Ш. P. 19 - 31, особенно Р. 28: «Mayandl, the god of the Paliyans and Puliyans, is usually represented by a stone, preferably one to which Nature has given some curious shape...»; Leenhardt M. Notes d'ethnologie neocaledonienne. P., 1930. P. 243 - 245.

226

О камнях-защитниках, фетишах и амулетах
Karsten R. The Civilization of South American Indians. L., 1926. P. 362; Nyberg B. Kund und Erde. Helsinki, 1931. S. 65, 141.

Мифы о каменных гигантах
ср.: Lehmann-Hnsche R. Ein Mythenthema aus Feuerland und Nord-Amerika, Der Stelnrise//APS. 1938. Vol. XXXIII. P. 267 - 273.

Мифы о «petra genitrix»
(обнаружены также в Малой Азии и на Дальнем Востоке), ср.: А. воя Lowis. Nord-kaukasische Steingedurtssagen//AFRW. 1910. Vol. ХШ. Р. 509 - 524; Simper M. Rassen und Religionen im alien Vorderasien. Heidelberg, 1930. P. 179 - 186; Dumezil G. Legendes sur les Nartes. P., 1930. P. 75 - 77; Schmidt W. Grundlinien einer Vergleichung der Religionen und Mythologien der austronesischen Volker. Vienna, 1910. S. 406; Perry W. J. The Children of the Sun. 2nd ed. L., 1926. P. 255; Williamson R. W. The Social and Political Systems of Central Polynesia. Camdridge, 1924. Vol. I. P. 48, 57, 382; Vol. П. Р. 304; Jackson Knight W. F. Cum an Gales. Oxford, 1936. P. 9; LayardJ. Stone Men of Malekula. L., 1942, по всей работе. Об отношении камней к фертильности (дождь) у некоторых племен Южной Америки — Hentze С. Mythes et symboles lunaires, Antwerpen, 1932. P. 32 - 33, 35 и т. д.

О фертилизации камней с отверстиями, в дополнение к работам, упомянутым в тексте
Seligmann S. Der bose Bllck. В., 1910. Vol. П. S. 27; Dechelette ]. Manuel d'archeologie prehistorique, celtique et gallo-romaine. P., 1906. Vol. I. P. 520 и ел.; а также статья в: SMSR. Vol XIV. S. 55.

О камнях для беременных
в итальянских народных верованиях, ср.: Bellucci G. D Feticismo primidvo. Perugia, 1907. P. 36, 92 и ел.; Bellucci G. Gli Amuletti. Perugia, 1908. P. 19.

О «дождевых камнях»
FrazerJ. The Magic Art and the Evolution of Kings. L., 1936. Vol. I. P. 304 - 307; FrazerJ. Folklore in the Old Testament. L., 1918. Vol. II. P. 58 и ел.; Eisler R. KubaKybele // PS. 1909. Vol. LXVIII. P. 42. № 222; Wagenvoort // SMSR. Vol. XIV. P. 53, п.; Wamwright G. A. The Sky-Religion in Egypt Camdridge, 1938. P. 76; Kunz G. F. The Magic of Jewels and Charms. Philadelphia. L., 1915. P. 5 и ел., 34; Perry W. J. Children of the Sun. P. 392.

О мифе о воде, изливающейся из скалы, ср.: Saintyves P. Essais de folklore biblique. P., 1932. P. 139 и ел.

О камнях свидетелях в Новой Каледонии
Leenhardt M. Notes d'ethnologie neocaledonienne. P. 30 - 31; among the ancient Andmerina Van GennepA. Tabou et totemisme a Madagascar. P., 1904. P. 186.

227

О происхождении представлений о камнях
Pettazzoni R. La drave mora // SMSR. 1925. Vol. I. P. 1 и ел.

О метеоритах ср.:
Elliade M. Metallurgy, Magic and Alchemy// CZ. P., 1938. Vol. I. P. 3.

О многообразной символике и религиозном значении камней
Bertholet A. liber kultische Modwerschlebungen // Sitz. Preuss. Akademie Wiss., Phil. Hist. Klasse. 1938. Vol. XVIII. P. 164 - 168, particularly 164 - 169.

О религиозных камнях в Индии
Oppert G. Der Salagrama Stein // ZFF. 1902. Vol. XXXIV. P. 131 - 137; Kind W. Vom Steinkult in Indien // Studien zur Geschichte u. Kultur des nahen u. fernen Osten, Paul Kahle zum 60 Geburtstag. Leiden, 1935. S. 163 - 172; m Japan: Deguchi Y. On the Traces of Stone Worship in Japan //Journal of the Anthtopological Society of Tokyo. ct, 1908. Vol. XXTV. № 271; in Peru: Minnaert P. Le Culte des plerres au Perou // Bulletin de la societe des americanistes de Belgique. August, 1930.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Китайская культура 162ян 398ян-инь 398яшма 400терминологиЧеский указатель
Символизм
Же поставить своей целью сравнительное исследование религий
Современном обществе
Мифы народов мира

сайт копирайтеров Евгений