Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

2> Ритуалы опахивания, в том числе впрягающимися в плуг обнаженными жен-
щинами, широко известны и в европейской (включая славянскую) традиции и
необязательно связаны с собственно аграрными культами — они устраиваются
и при падеже скота; при вызывании дождя в Полесье опахиваиием занимаются
старые женщины (или девочки) — то есть обряд лишен эротического смысла,
напротив, соблюдается требование ритуальной чистоты (Померанцева Э. В.
Роль слова в обряде опахивания // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
С. 25 — 36; Журавлев А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных сла-
вян. М., 1994, С. 99 и ел.).

IX. 129

•)" См. последнюю сводку данных о ритуальной бороде: Славянские древности //
Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 231 — 234.

IX. 130

4" Сведения о человеческих жертвоприношениях у первобытных народов, при-
званных передать жизненную силу жертвы полям, широко используются в эт-
нографической литературе, однако черпаются, как правило, из старых и не
вполне достоверных источников (ср.: Токарев С. А. Ранние формы религии.
С. 364, 365). Тем более рискованно возводить европейские карнавальные ри-
туалы сожжения, разрывания на куски или выбрасывания чучел, воплощаю-
щих плодородие, к реальным обычаям человеческого жертвоприношения (хо-
тя такие попытки предпринимались современными исследователями — ср.: Be-

 

Комментарии 449

леукая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.,
1978). Уничтожение ритуальных предметов вообще характерно для первобыт-
ного фетишизма.

IX. 131
5' Тоси («Наша бабушка») — одно из имен ацтекской Богини Земли и плодородия,

владычицы ночи Тласольтеотль (см.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 516).
''' См. русское издание: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. С. 477 и ел.

IX. 133

7" Соотнесение левой стороны с нечистой силой вообще, дьяволом, преисподней и
т. п. типично для традиционных воззрений (см.: Иванов В. В. Левый и правый //
Мифы народов мира. Т. 2. С. 43, 44).

"' В. Я. Пропп указывал на глубинную связь аграрных культов с культом пред-
ков, воплощавших хтонические силы Земли — преисподней («Русские аграрные
праздники»: ср. ниже, коммент. 10 к § 134); в более широком смысле умершие
предки были «агентами» человеческого сообщества в потустороннем мире,
обеспечивающими благодаря ритуалам регулярную связь между человеческим
миром и миром сверхъестественного, «культурой» и «природой» и т. д.

"" Как видно из изложения самого Элиаде, не только природа воздействовала на
жизненные силы группы, но и эти жизненные силы при посредстве ритуалов пе-
редавались природе: традиционные культуры были «настроены» на такого рода
обмен с природным (равно как и со сверхъестественным) миром; вариантом та-
кого обмена было и присутствие предков — части данной группы в ином мире.

IX. 134

IQ" Предки считались участвующими в главных календарных и семейных праздне-
ствах живых — специально приглашались на застолье, у них испрашивалось
благословение и т. п. Дело здесь не только в представлении о возрождении
предков в новорожденных потомках (Элиаде сам не раз подчеркивал, что та-
кого рода «прагматизм» не был основой традиционных верований), сколько в
стремлении объединить всю общину — и живых и мертвых, таким образом ин-
тегрировав Космос, природу и культуру в их взаимосвязи. Ср. § 138 о стремле-
нии к «биокосмическому единству» и т. д.

IX. 135

""С преисподней связана в большей мере Богиня Кали — одна из ипостасей Дур-
ги, воплощение ее губительных свойств.

12 Один — глава древнескандинавского пантеона, хозяин специализированного во-
инского рая — Вальхаллы, стал предводителем мертвецов («Дикой охоты») и
демоном плодородия в результате вырождения языческих верований в хри-
стианизированной народной культуре.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


410индокитай 281индонезия 60
246земи 35земляные колыбели 237зерванизм 379зиккурат 104
Его иногда путают с деревом жизни
388адаоямна 81адживья 259ак аяс 70акватический символизм 183акиши 58алакшми 380алим 95алмаз 401

сайт копирайтеров Евгений