|
<<< ΛΛΛ >>>
13' См. также о восточнославянских обычаях катания по полям: Соколова В. К.
Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.
С. 172. Возможно, сами обычаи имитировали половой акт с «матерью-землей».
^ IX. 137
14' См. о функциях ругани в русской традиции: Успенский Б. А. Мифологический
аспект русской экспрессивной фразеологии // Избранные труды. М., 1994. Т. II.
С. 53 и ел.
450
Комментарии
"' Эротическая свобода свойственна традиции европейского карнавала и типоло-
гически сходных с ним календарных праздников у других народов.
IX. 139
"'' Круг идей, которые здесь Элиаде связывает с открытием земледелия, свойст-
вен не только земледельческим обществам: воскресение через смерть — одна
из центральных идей обрядов инициации; в связь с половыми отношениями
(эротическими ритуалами) у людей ставится и удача на охоте (возможно, уже в
палеолите, см.: Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство.
Новосибирск, 1971. С. 81 — 91; ср.: Новик Е. С. Архаические верования в свете
межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по
фольклору. М., 1994. С. 141), приплод скота (см., в частности, о славянской
традиции: Журавлев А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных сла-
вян. М., 1994. С. 31). Более того, можно считать «диагностическими» в своем
роде мифологические сюжеты, в которых даже процесс сбора дикорастущих
растений «внушал эротические помыслы» собирательницам (ср.: Леви-Строс К.
В травяной лавке мифов // От мифа к литературе. М., 1993. С. 11, 12): собира-
тельство, как известно, предшествовало открытию земледелия — если в мифах
корень съедобного растения вызывал эротические чувства у женщин, выкапы-
вающих его из земли, то здесь можно усматривать истоки земледельческих ве-
рований об обработке земли как половом акте и т. п. Ср., впрочем, вероятные
неолитические (если не палеолитические) истоки самого образа Великой боги-
ни-матери, воплощения плодоносных сил земли, в облике «охотничьей» богини,
покровительницы диких животных (ср.: Антонова Е. В. Очерки культуры
древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. С. 84 и ел.). Таким
образом, одно из главных положений концепции Элиаде — о предшествовании
сакральных идей и образов множеству их конкретных «профанных»
(исторических) воплощений — находит здесь определенное обоснование. См.
также послесловие.
Библиография
"* О трудах Вильгельма Маннхардта (Маннгардта) см.: Коккьяра Дж. История
фольклористики в Европе. М., I960. С. 413 и ел.
1в" «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера остается одним из самых популярных сочинений
по культурной антропологии (2-е русское издание вышло в 1980 г.), несмотря на
то, что и источники, которыми пользовался Фрэзер, и методы их интерпрета-
ции не раз подвергались критике. Более того, построения Фрэзера стали одним
из источников мифологизма в современном (модернистском) романе: (см. Ме-
летинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 31 и ел.).
ГлаваХ
<<< ΛΛΛ >>>
Связавшая сноп из растущей на ней пшеницы В классической древности20 дерево торжественно сжигалось в новый год26 человек в оргии утрачивает свою индивидуальность Мифы народов мира Каменная теофания аполлона
|
|