Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

w Древнеиндийская «Панчатантра» (санскрит. «Пятикнижие»), см. рус. пере-
вод - М.,1959.

VIII. 116
25" См. о связи дерева с рождением — возрождением в славянских традициях:

Агапкина Т. А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми де-
ревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор.
1994. С. 86 и ел.

VIII. 118

ai' Помимо Майских деревьев, общеевропейской традиции известны также и Ро-
ждественские деревья (см.: «Календарные обычаи и обряды в странах зару-
бежной Европы. Зимние праздники». М., 1973), в том числе сжигаемое на Рож-
дество обрядовое полено, у южных славян называемое бадняк, см.: Толстой Н.
И. Бадняк // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т.
1.С. 127-131.

v' Св. Георгий - Юрий в русском фольклоре; обычай рядить участника юрьевско-
го обряда отмечен у русских лишь однажды, но известен западным и южным
славянам (ср.: Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, ук-
раинцев и белорусов. М., 1979. С. 174).

я>" Обход ритуальными процессиями дворов и сбор приношений вообще харак-
терны для главных календарных праздников, в том числе для зимней— свя-
точной— обрядности европейских народов (ср.: «Колядование» // «Календар-
ные обычаи... Зимние праздники»).

VIII. 122

2"* Меланф, вызвавший на поединок царя беотийцев Ксанфа, увидел за его спиной
Бога Диониса и упрекнул противника, что тот сражается не один; Ксанф обер-
нулся — и был убит (Мифы народов мира. Т. 2. С. 134).

•"' Имена Кострубоньки и Костромы — аналогичного персонажа календарного
праздника — восходят к праславянским обозначениям типа костра, коспруба —
«растрепа» и т. п. (ср. Этимологический словарь славянских языков. М., 1984.
Вып. 11. С. 158 и ел.; Мифы народов мира. Т. 2. С. 10 - 11) и относятся к кар-
навальному чучелу, но не к богу. Ср., впрочем, древнеегипетский календарный

 

448 Комментарии

обычай лепить из глины куклу Осириса и бросать ее в Нил, повторяя в ритуале
миф о боге, брошенном в реку (см.: Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока.
С. 59), и сходные обряды во время праздника Аргеи в Риме (Фрейдгнберг О. М.
Миф и литература. С. 152).

VIII. 123

•"" О ритуалах и символах, связанных с весной в славянской традиции, см.: Агап-
кина Т. А. Весна // Славянские древности. Т. 1. С. 348 — 352.

32' Само славянское понятие «святость» в индоевропейском контексте связано с
представлениями о росте, плодородии, жизни (Топоров В. Н. Святость и святые
в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1. С. 441 и ел.).

w Обряды календарного цикла с обходами дворов, ряжением, изготовлением ри-
туальных символов (деревьев и т. п.) вообще изоморфны и моделируют круго-
ворот Жизни и Смерти: ср. также симметричность традиционного для многих
культур, в том числе славянской, деления года на две половины — зиму и ле-
то — с их «пиковыми» точками летнего (Ивана Купала) и зимнего (Новый год,
святки) солнцеворота, весеннего (Благовещение) и осеннего (Воздвиженье) рав-
ноденствий (см.: Толстой Н. И. Народные верования // Славянская мифология.
М„ 1995. С. 20, 21).

Глава IX

^ IX. 125

"' При всей очевидности глубинной взаимосвязи производственного и ритуально-
го процессов в архаичных обществах интересны, в частности, наблюдения
В. Я. Проппа: интенсивность ритуалов возрастала тогда, когда собственно сель-
скохозяйственные работы сводились к минимуму — на святки и масленицу
(Русские аграрные праздники. Л., 1963). Ср. ниже, о ритуалах завершения жат-
вы — коммент. 8 к § 133.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   





Современники

сайт копирайтеров Евгений