<<< ΛΛΛ >>>
VIII. 109
Мотив Крестного древа характерен для многочисленных христианских апок-
рифов: ср., помимо перечисленных Элиаде, славянскую версию — Пресвитер
Иеремия. Легенда о крестном древе // Родник златоструйный. Памятники бол-
гарской литературы IX - XVIII вв. М., 1990. С. 88 - 101.
Горы Фавор и Хорив — те возвышенности, которые библейская традиция связы-
вает с эпифанией, явлением Божества: согласно Новому Завету, на горе Фавор
произошло Преображение Христа, на горе же Хорив, согласно книге Исход
(XVII, б и др.). Господь явился Моисею.
^ УШ. 110
20 «Письмо пресвитера Иоанна» — латиноязычное сочинение, списки которого рас-
пространились во второй половине XII — первой половине XIII в. Содержало
легендарные сведения о географии дальних земель, приписанные пресвитеру
Иоанну, правителю мифического христианского царства, расположенного где-
то в Центральной Азии (см.: Райт Дж.-К. Географические представления в
эпоху крестовых походов. М., 1988. С. 253 и ел.).
^ VIII. 111
"' В заговорах действительно обнаруживается взаимодействие книжной (ученой)
и народной традиций, но последняя, безусловно, сохраняет весьма архаичные
Комментарии
447
сюжеты, в том числе специально занимающие Элиаде космогонические моти-
вы, включающие Мировое древо и т. п.: см. из последних работ— Исследова-
ния в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993.
VIII. 112
w Мировое древо служит коновязью во многих традициях — ср. ритуальный
столб, к которому привязывали коня при жертвоприношении во время древне-
индийской ашвамедхи и который отождествлялся с мировым древом (Ива-
нов В. В. Опыт истолкования...) и т. п. Однако имя «Иггдрасиль» — букв.: «Конь
Игга» Юдина) — связано не с этой традицией, а с мифом об Одине, который
сам был пригвожден к Мировому древу как жертва, древо же было
«носителем» — «конем» божества (см.: Мелгтинский Е. М. Иггдрасиль // Мифы
народов мира. Т. 1. С. 478, 479).
VIII. 113
м' См.: Лелеков Л. А. Мартйа и Мартйанаг // Мифы народов мира. Т. 2. С. 121.
<<< ΛΛΛ >>>
42артемизия 278астральная теология 169атимучьяте 216аутогения384ахисма 416ашватгха 255 Лосевым стадию фетишизма в развитии образов антич- ных богов 384 лтпн270лугаль амару 95 луминууг230 лю200маву5бмакара 185 Символизм появления из тьмы можно найти в обрядах инициации
|