Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

VIII. 100

5" См. рус. перевод: Кагаров Е. Г. Мифологический образ дерева, растущего кор-
нями вверх//Доклады АН СССР, 1928. Серия В, № 15.

v О мотиве дерева на могиле см.: Пропп В. Я. К вопросу о происхождении вол-
шебной сказки// Советская этнография. 1934. № 1 — 2. С. 128 — 151.

VIII. 101

7' Ср. сербскую песню о яблоне, на вершине которой сокол устроил гнездо, у
корней — змея грозит спалить огнем соколят (Сербские народные песни и сказ-
ки из собрания Вука Стефановича Караджича. М., 1987. С. 35. 36).

vm. 102

'" По Еврипиду (Вакханки, 1050 и ел.: рус. перевод — Еврипид. Трагедии. М., 1969.
Т. 2), сам Дионис помог Пенфею забраться на вершину дерева, откуда тот на-
блюдал за вакханками. Заметившие его поклонницы Вакха-Диониса растерзали
Пенфея, в чем можно усматривать традиционный мотив жертвоприношения у
священного дерева (см. о Пенфее как растерзанной жертве — Фреиденберг О. М.
Миф и литература древности. М., 1978. С. 332 и ел.).

 

446 Комментарии

Vin. 103

y Халколит - в археологической периодизации медный век, энеолит: об изобра-
зительных мотивах этой эпохи см.: Антонова Е. В. Очерки культуры древних
земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984.

^ VIII. 104
'°* Макара - в древнеиндийской традиции чудовище, часто морское, с раскрытой

^ пастью (Топоров В. Н. Макара//Мифы народов мира. Т. 2. С. 90, 91).
"' Гудеа - правитель города Лагаш в Двуречье (ок. 2150 — 2050 до н. э.).

VIII. 105

12' В комментариях к Библии (в том числе еврейск. «Мишна» — см. коммент. 7 к
§ 143) и многочисленных апокрифах запретный плод с Древа познания Добра
и Зла отождествляется с виноградом, источник зла усматривается в злоупот-
реблении вином.

1J Книга Енаха - один из ветхозаветных апокрифов начала н. э.
14" Гностические учения (гностицизм; от г ре ч. gnostikos — «знающий») — дуалисти-
ческие течения, противопоставляющие истинное знание духовного мира суще-
ствованию в материальном мире как царстве зла. О мандеях см. ниже ком-
мент. 9 к § 153.

VIII. 106

Змея, сбрасывающая шкуру и таким образом возрождающаяся, считается в

некоторых традициях бессмертной.

^ Vin. 107
""' Рус. перевод: Эпос о Гильгамеше. М.; Л., 1951. С. 53 и ел.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

384 лтпн270лугаль амару 95 луминууг230 лю200маву5бмакара 185

Символические системы
Представления о нем сформировались под влиянием христианских миссионе- ров

сайт копирайтеров Евгений