Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1.8

1а' Иконоборчество - движение, направленное против почитания икон в Византии в
VIII — первой половине IX в. Элиаде употребляет этот термин в более широ-
ком смысле: ср. библейскую заповедь «не сотвори себе кумира» (ей и стреми-
лись следовать иконоборцы), запрет на изображение живых существ в исламе,
уничтожение священных для католиков изображений святых в период Рефор-
мации и т. п.

20' Аватара (др.-инд. «нисхождение») — в индуизме воплощение божества в
смертное существо. Вишну — одно из главных божеств индуизма — обладал
многочисленными аватарами.

1.9

21" Пример термина джуок, или джт, распространенного у народов нилотской
группы, свидетельствует, как и многочисленные упомянутые термины типа
мина, о том, что они исходно относились к категории сверхъестественного, ко
всему многообразию «иерофаний», но не к некоему конкретному Высшему су-
ществу. Африканский этнолог Окот п'Битек (Африканские традиционные ре-
лигии. М., 1979. С. 69 и ел.) отмечает, что джок — это родовое понятие, кото-
рым могут обозначать и духов предков, и силу колдуна: каждый сакральный
объект имеет своего джока. Тот же исследователь специально занимается про-
блемой, вставшей перед миссионерами, которые должны были проповедовать
у нилотов и искать термин, адекватно передающий христианское понятие бог —
слово джок не вполне подходило для такой передачи (там же. С. 60 и ел.). Вме-
сте с тем эти проповеди и поиски соответствий между христианством и тради-
ционными верованиями влияли и на отбор информации, которую миссионеры
стремились получить от аборигенов, и собственно на представления самих но-
сителей традиционных культов. О проблемах, связанных с представлениями о
Высшем существе в первобытных верованиях, см. также вводную статью.

22' Ваишнавы — поклонники Вишну в индуизме.

 

Комментарии 431

1.10

я' Отличие первобытного мышления от современного— одна из вечных проблем
культурной антропологии: ср. полемику Леви-Огроса с концепцией примитивного
дологического мышления Л. Леви-Брюля (Первобытное мышление. С. 111 и ел.).
Безусловно, и первобытное мышление было системным, направленным на опре-
деление места индивида, коллектива и окружающих их феноменов в мире — на
конструирование «модели мира». Поиски пути к спасению — сотериологии — ха-
рактерны все же для обществ, преодолевших «первобытную» модель, опреде-
ляющую место человека в мире и общине, но не дающую оснований для рефлек-
сии по поводу этого места.

Глава II

П. 11

'" Ф. Вильгельм Шмидт (1868— 1954) — католический священник, миссионер, этно-
лог и лингвист, создатель венской этнологической школы. На основании собран-
ного им огромного материала по первобытным верованиям (Der Ursprung der
Gottesidee. In 12 Bd. Freiburg— Aschendorff, 1912— 1952) создал теорию «пра-
монотеизма» — изначальной веры в единого Бога-Творца. Его взгляды повлияли
на представления Элиаде о месте Высшего существа в первобытных верованиях.

2' Для «первобытной» модели мира характерно противопоставление Неба, куда
уходят первопредки — культурные герои по завершении актов Творения, и
Земли, где остаются «реальные» следы их деятельности. Небо скорее наделяет-
ся в этом контексте атрибутами иного мира, недостижимого для живых людей,
чем свойствами бесконечности и тем более могущественности.

•)" Верховное божество Ио неизвестно другим полинезийским народам: очевидно,
представления о нем сформировались под влиянием христианских миссионе-
ров (ср. Мифы народов мира. Т. 2. С. 319).

П. 12

4* Представления о Байаме, видимо, также подверглись влиянию христианских
миссионеров. В мифах австралийцев — издатель К. Лангло-Паркер (Мифы и
сказки Австралия. М., 1965) — Байаме сидит не на троне, а на хрустальной ска-
ле, причем, согласно некоторым сюжетам, он врос в скалу, наполовину окаме-
нев после заклинания, произнесенного его сыном. Вообще вся деятельность
этого и подобных ему «небесных божеств» протекает как раз на Земле, где
Байаме, Бунджиль, Дарамулун и другие выступают в первую очередь как
культурные герои, устроители жизни и пространства, освоенного теми племе-
нами, которые сохраняют веру в них как в своих первопредков. На Небо эти
персонажи удаляются по совершении ими культурных деяний — превращаются
в «праздных богов» (deus ouosus), образ которых специально рассматривался
Элиаде (см. ниже § 14 и главку «Далекий Бог» в рус. переводе книги
«Священное и мирское». С. 78 — 80). Представления о Байаме и ему подобных
культурных героях можно считать, таким образом, лишь «зародышем небес-
ной мифологии» (Мелгтинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 180).

5' Тотемизм (от «оджибве ототем» — «его род») — вера в родство людей, родов и
племен с определенными природными объектами, чаще всего — животными,
признается в последнее время не столысо формой религии, сколько системой
описания, способом первобытной социологической классификации (ср. Леви-
Строс К. Первобытное мышление. С. 37 и ел.). «Божественные существа» вро-
де Байаме так или иначе представляются в мифах основателями этой системы
[Берндт Р.-М., Берндт К.-Х. Мир первых австралийцев. М., 1981. С. 175 и ел.).

 

432 Комментарии

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Змеи с женщинами


Идентификацию женщины с пахотной землей

сайт копирайтеров Евгений