Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

''' Фетишизм (от фр. «fetiche» — идол, талисман) — культ неодушевленных пред-
метов, наделяемых сверхъестественными свойствами. Присущ всем традици-
онным верованиям и едва ли может считаться особой формой религии.

'' Шаманизм (от эвенк, «шаман», «саман» — возбужденный, исступленный чело-
век) — архаическая форма культа, главная фигура которого — шаман — наде-
лялся способностью в состоянии экстаза общаться с миром духов. В той или
иной мере свойствен всем традиционным верованиям, как доминирующая
форма культа был распространен у народов Сибири и индейцев Северной
Америки.

11.16

8" Тангароа в мифах маори — сын Небесного Бога Ранги и Богини Земли Папа, бог
морской стихии, рыб и пресмыкающихся (см. рус. перевод мифа: Сказки и
мифы Океании. М., 1970. С. 561).

"' Миф о близнецах — культурных героях и демиургах — действительно повсе-
местно распространен в Меланезии и едва ли может считаться вторичным, вы-
теснившим исходные представления о Верховном существе; см. рус. перевод
мифов: Сказки и мифы Океании. С. 97 и ел. и предисловие Е. М. Мелетин-

II. 17

10" Исходя из конкретного материала первобытных верований, Элиаде признает
непрочность своей посылки об исходном почитании небесного божества: соот-
ветственно и «бесспорность» утверждения о замене веры в Верховное существо
«другими концепциями» также не может быть безусловной.

"" Цагн в мифах бушменов — тотемный первопредок и демиург. Танец в его честь
связан с его деянием, совершенным в мифологические времена, когда Цагн
превратил людей, убивших его сына, в обезьян-бабуинов. По завершении тво-
рения он превращается в кузнечика-богомола (см. анализ мифов и тексты в
кн.: Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. М., 1975).

12* См. выше (примеч. 10) о малой обоснованности такого хода религиозной исто-
рии у Элиаде.

"" Скорее, можно усматривать формальное сходство обрядов инициации с позд-
нейшими мистериями, чем собственно с учениями о спасении — сотериологии:

и те и другие предполагали временную смерть посвящаемых и воскресение их
для истинной жизни, но целью возрастной инициации было не достижение спа-
сения или блаженства, а переход в группу взрослых полноправных членов
племени.

"* Приведенные наиболее архаичные мифы (австралийцев, бушменов и др.) сви-
детельствуют, скорее, об обратном ходе действия: культурный герой и патрон
инициации поднимается на Небо по завершении Творения.

15" Двуполые божества в архаичных и древних религиях наделяются особой твор-
ческой потенцией — они сами могут производить потомство (см.: Токарев С. А.
Двуполые существа // Мифы народов мира. Т. 1. С. 358, 359). Очевидно, это
действительно шаг к формированию образа единого Бога-Творца (см. о мате-
ринских чертах в образе библейского Бога: Аверинуев С. С. ЕФЕПЛАГХгПА //
Историко-филологические исследования. М., 1974. С. 161 — 171).

"' Ср. концепцию В. Н. Топорова (О брахмане. К истокам концепции // Пробле-
мы истории языков и культуры народов Индии. М., 1974. С. 20 — 74), согласно
которой брахман первоначально представлял собой ритуальное сооружение,
воплощавшее Мировое древо в жертвенных обрядах. Очевидно, что образ

 

Комментарии 433

Высшего существа не был изначальным и в разных традициях мог иметь раз-
личные истоки.

11.18

"' Стремление к следованию традиции (Элиаде использует для ее обозначения
термин архетип, значение которого у этого исследователя не вполне совпадает
с тем значением, которым наделяли архетип последователи психоаналитиче-
ской школы К.-Г. Юнга), сохранению «чистых» истоков, «истинной» веры -
свойственно не только традиционным обществам и политеистическим религи-
ям, но и религиозному сознанию (самосознанию) вообще: ср. лозунги, под ко-
торыми боролись противоборствующие стороны в эпоху европейской Рефор-
мации или русского раскола. Противоречивость подхода Элиаде заключается в
том, что он как бы отождествляет здесь позицию исследователя — внешнего
наблюдателя — с позицией «объекта» исследования, принимая за «вечную» ис-
тину те представления об «архетипе», которые формировались исторически.

1в" Иерархия высших богов и низших духов была характерна для обских угров
(ханты и манси) и самодинцев, якутов и других тюркских народов, но отнюдь
не для всех народов Севера. Более того. Творец и культурный герой у палео-
азиатских народов (чукчей, коряков и др.) — Ворон — наделялся чертами трик-
стера, мифологического плута, деяния которого совершались не только во бла-
го, но и во вред человеческому сообществу и заслуживали проклятий, но не
культа (ср.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 178, 179;

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Николай 381кумарасвами 146
404- 406эротический символизм 167

Есть само существо божества

сайт копирайтеров Евгений