Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1"" Миф о священном браке Неба и Земли ныне достаточно надежно реконструи-
руется и у алтайских (Бог Ульгень и Мать-Земля Умай), и у уральских (Нуми-
Торум и Богиня Калтащ-эква, «Земная мать») народов. См.: Сагалаев А. М.
Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С. 52 и ел.

20" "Шиузин" — «Книга песен» - древнейшее собрание китайских поэтических тек-
^ стов (XI - VI вв. до н. э.). См. рус. перевод: Шицзин. М., 1957. С. 389.

21' О мотиве священного брака у урало-алтайских народов см. выше (примеч. 19).
Функции громовержца в той или иной мере присущи небесным богам урало-
алтайской традиции, прежде всего — тюркскому Ульгеню, эпитетами которого
были «молниеносен», «громовержец».

II. 19

w Урало-алтайцы были соседями индоевропейцев в Евразии — взаимодействие их
религиозно-мифологических систем может относиться к эпохе расселения (и
разделения) индоиранцев во 2-м тыс. до н. э. (см.: Бонгард-Левин Г. М., Гран-
товский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983). Постоянным фактором, воздей-
ствующим на развитие религиозных представлений урало-алтайских народов,
оставалось иранское влияние (см.: Топоров В. 06 иранском влиянии в мифоло-
гии народов Сибири и Центральной Азии (1 - 2) // Кавказ и Средняя Азия в
древности и средневековье. М., 1981. С. 146 — 162).

11.20

"* Верховным божеством в реконструируемой мифологической системе индо-
европейцев было воплощение дневного сияющего неба — *deiuo (см.: Ива-
нов В. В., Топоров В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира.
Т. 1. С. 528).

м' Интересно, что в Satapatha-Brahmana, самой пространной из брахман — свя-
щенного толкования Вед, Дьяус — Небо считается вторичным божеством по
сравнению с воплощением Земли — Притхиви.

15 М. Элиаде

 

434 Комментарии

U. 21

"' Варуна, как и другие божества, оказывающиеся центральными фигурами тех
или иных ведийских гимнов и (соответственно) ритуалов, сосредоточивает
функции Верховного божества, гарантирующего стабильность Космоса. По-
этому наряду с функциями божества водной стихии он наделяется и функция-
ми Небесного Бога, но, как показал Ф.-Б.-Я. Кейпер (Труды по ведийской ми-
фологии. М., 1986. С. 159, 160), — Бога ночного, перевернутого Неба, поддер-
живающего перевернутое Мировое древо // РВ I, 24 (рус. перевод — Ригведа.
Мандалы I - IV. М., 1989. С. 28, комментарий Т. Я. Елизаренковой. С. 557).

П. 22

26' Двойные имена и парные божества в религиях индоиранцев действительно
объединяют противоположности — воплощают целостность Космоса во всех
его аспектах (благодетельный — опасный, дневной — ночной и т. д.). Ср.: Елиза-
ренкова Т. Я. «Ригведа» — великое начало // Ригведа. Мандалы I — IV. С. 502.

П. 23

"' Сюжет о хтонических существах, порождениях Неба и Земли, заключенных в
недрах матери, свойствен архаическим мифологиям: ср. упомянутый полине-
зийский миф о богах — детях Неба и Земли, — которые не могли разомкнуть
брачных объятий родителей, пока этот подвиг не совершил Бог леса — Тане.
А. Ф. Лосев выделял хтоническую стадию в развитии античной мифологии, на
смену которой пришла героическая, когда Зевс своими подвигами смирил хто-
нических чудовищ и учредил космический порядок (Лосев А. Ф. Античная ми-
фология в ее историческом развитии. М., 1957).

11.25

28" Тивац (Tiwaz, TiwaR) — древнегерманская форма имени небесного божества:

ср. ниже Тунару (Thunraz) — древнегерманское имя громовника.

/а' В скандинавской мифологии, прежде всего в песнях «Старшей Эдды», относящих-
ся к заключительному этапу развития германо-скандинавской языческой религии
(эпоха викингов, IX — М вв.), именно Один почитается как предводитель героев —
воинов, павших в битвах; Тор воплощает вооруженный «народ», защищает мир
людей и богов от чудовищ Хаоса. В позднейших работах («Верховные боги индо-
европейцев», 1977, рус. перев. 1986) Дюмезиль наделял Одина высшей «ма-
гико-юридической» функцией. Тор был носителем «второй функции» — воплоще-
нием силы и изобилия; видимо. Один со своим специализированным воинским
культом вытеснил на второй план первоначального главу германо-скандинавского
пантеона Бога Неба Тюра, также наделявшегося у воинственных германцев функ-
циями Бога войны (в античных источниках сопоставлялся с Марсом).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ты есть источник всякой вещи
Нараяна 185наяды 202нгаи 56нгурухи 59нденгея 61ндьямби 58невеста пшеницы 326нейт 176немезида 150

Но есть также великое растение самдхани
Могут подходить такому небесному божеству

сайт копирайтеров Евгений