Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

}1' Из последних работ, посвященных индоевропейским именам громовников, см.:

Николаев С. Л., Страхов А. Б. К названию бога-громовержца в индоевропейских
языках /I Балто-славянские исследования. 1985. М., 1987. С. 149 — 163.

 

Комментарии 435

11.26

•°" Специализации функций 6ожества-«суверена» и «подателя плодородия» по-
священы многочисленные работы Ж. Дюмезиля («Верховные боги индоевро-
пейцев» и др.).

Ц. 27

"" Bpumpawa (Веретрагна) - в иранской мифологии Бог войны и победы; его имя
^ соответствует эпитету индийского Индры - Вритрахан, «убийца Вритры».

м' Ср. перевод Т. Я. Елизаренковой: «Рудра породил вас... бык — в чистом выме-
ни Пришни» (Ригведа. Мандалы I — IV. С. 275).

"' Носители хараппской, или индской, цивилизации середины 3-го тыс. до н. э. —
середины 2-го тыс. до н. э., которым принадлежали поселения в Мохенджо-
Даро и Чанху-Даро, считаются протодравидами, обитавшими на Индостане до
вторжения индоариев (см.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древно-
сти. М., 1985. С. 82 и ел.).

л' Имя Богини Солнца города Аринна — Вурунсему, имя ее супруга. Бога грозы,
читается в современной литературе как Тару (Сару), см.: Иванов В. В. Хеттская
мифология // Мифы народов мира. Т. 2. С. 590. Супружеская пара — Богиня
Солнца и Бог грозы — возглавили пантеон с формированием государственной
^ религии Хеттского царства (см.: Генри О. Хетты. М., 1987. С. 125 и ел.).

37' Тешуб (Тешуп) также, как считается, не сразу стал главой пантеона - его имя
стало часто упоминаться в документах с середины 2-го тыс. до н. э. Согласно
хурригскому мифологическому циклу, Тешуб низверг своего отца Кумарби
после того, как тот расправился со своим отцом — Богом Неба Ану (ср.: Виь-
хельм Г. Древний народ хурриты. М., 1992. С. 88 и ел.).

j8" В. В. Иванов и В. Н. Топоров (Исследования в области славянских древностей.
М., 1974. С. 4 и ел.) считают сюжет поединка бога грозы с хтоническим чудо-
вищем — змеем «основным мифом» традиций индоевропейского круга, в том
числе (в реконструкции) — славянской мифологии: победа бога грозы обеспе-
чивает господство Космоса над Хаосом, очищение мира и человека от демони-
ческих сил, плодородие (дождь) и благополучие.

39 О соотношении божеств в западносемитской мифологии, в том числе об имени
Балу (Баал, грецизированная форма - Ваал) как эпитете нескольких божеств,
а также о Верховном Божестве Илу, Эль, Эл см.: Шифман И. Ш. Культура
древнего Угарита. М., 1987. С. 83 и ел.; Хук С.-Г. Мифология Ближнего Восто-
ка. М., 1991. С. 67 и ел.

w См.: 3-я Царств 18, 38.

411 На Крите, где сохранялись архаические аспекты культа Зевса, в том числе культ
быка, распространены были и предания о могиле Зевса на горе Юкта и др. (Ло-
сев А. Ф. Античная мифология. С. 110, 121 и ел.): Каллимах в Ш в. до н. э. считал
эти предания ложью - «К Зевсу» 8 и ел. // Античные гимны. М., 1988. С. 143.

П. 28

42' Лунарные (как и солярные и т. п.) знаки нехарактерны для искусства палеолити-
ческой эпохи: рог в руках «венер» из Ориньяка имел отношение скорее к охот-
ничьим культам и, соответственно, к магии изобилия охотничьей добычи и т. п.
(ср. мотив рога изобилия; о семантике женского образа в искусстве палеолита см.:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На тиморе господин солнце уси-нено муж госпожи земли уси-афу

Этот народный обычай возник из первоначального ряда карнавальных торжеств
378 новая вода 188 ностальгия по раю 349

сайт копирайтеров Евгений