|
<<< ΛΛΛ >>>
П. 30
"" Ашвамедха в древнеиндийской традиции — царский ритуал; человек, совер-
шивший этот ритуал 100 раз, возвышается над самим Индрой. Как часто слу-
15*
436
Комментарии
чается при отправлении культа, ритуал не привязывается жестко к той или
иной божественной фигуре — центральным оказывается «окказиональный»
персонаж, в данном случае — царь. (См. об ашвамедхе и сходных ритуалах:
Иванов В. В. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологиче-
ских терминов, образованных от asva — «конь» // Проблемы истории языков и
культуры народов Индии. С. 92 и ел.).
"' Цитируемый гимн не связан с ашвамедхои, а обращен к Соме — Божеству ри-
туального напитка (Ригведа. Мандалы V — УШ. С. 376), который готовят жерт-
вователи; при этом всякий ритуал, направленный на достижение нового со-
стояния (в данном случае — бессмертия), вполне сопоставим с инициацией.
"" Видимо, Элиаде использовал авестийский эпитет жадат, «первозданный», как
имя первобыка. Ср. имя ведийского первочеловека Пуруша: Ru - «человек»,
гща - «бык», указывающее на связь человеческой первожертвы с быком (см.:
Lincoln В. Priests, warriors and cattle. Berkeley, 1981. P. 69 и ел.).
4<1' Ашвины - др.-инд. Asvinau, «владеющие конями» или «рожденные от коней»: в
их небесную колесницу, согласно «Ригведе» (ср.: Мандала I, 46 и 116), запряга-
ются разные животные — в том числе горбатые буйволы, кони, ослы и птицы.
"' Близнечный культ, повсеместно распространенный в архаичных религиях, от-
личался от культа умирающих и воскресающих богов растительности. Связь
мифических близнецов с земным миром, смертными людьми, их функции
культурных и генеалогических героев, основателей реальных традиций, горо-
дов, государств, династий и т. п. (ср. Ромула и Рема), свидетельствует, по
А. М. Золотареву, о том, что их образы восходят к архаичным образам перво-
предков, воплощавших первобытную дуальную организацию— две фратрии,
на которые делилось первобытное племя (Золотарев А. М. Родовой строй и
первобытная мифология. М., 1964). В более поздней работе (1969) Элиаде вер-
нулся к проблеме близнечества - культов дурного и доброго близнецов - как
истока дуалистических религий (см. рус. перев.: Космос и история. М., 1987. С.
199 и ел.).
11.31
<е' Химинбырг — название небесного чертога, в котором обитает Бог Хеймдалль
(Старшая Эдда: Речи Гримнира, 13), Биврест — мост-радуга, ведущий на Небо:
<<< ΛΛΛ >>>
Человек живет в целостной среде В контексте любой религии всегда с сакральными предметами Творить историю Подмеченная нами в верховных существах
|
|