Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

низма в этнологии (ср. предисловие Ж. Дюмезиля), но и образ Высшего существа,
которым наделяет Элиаде демиургов — культурных героев первобытных мифо-
логий, должен предполагать существование в этих мифологиях неких низших
духов. Такая иерархия сверхъестественных существ не свойственна мифологиям
наиболее отсталых — «первобытных» — народов. См. также послесловие.

1.3

''' Дурм — в религии индуизма супруга Бога Шивы, созидающего и разрушающе-
го мир, воплощение его творческой энергии.

10* Шива — один из верховных богов индуизма: фаллический фетиш — лингам —
был символом его созидательной мощи.

"' Симпатическая магия - термин, введенный в культурную антропологию
Дж. Фрэзером в его знаменитой книге «Золотая ветвь» (рус. издание — М.,
1980. С. 20 и ел.). Логика магических действий, по Фрэзеру, основана на симпа-
тии — представлении о связи объекта с его изображением, принадлежащими
ему вещами, волосами и т. п.

1.4

12" Центральное для Элиаде и абсолютизированное противопоставление «сакраль-
ного» и «профанного», при котором «быт» исторически выводится из сакраль-
ного образца, вступает в противоречие с многочисленными реалиями этого бы-
та, когда сакральное неотчленимо во времени от повседневных занятий — будь
то строительство жилища, прядение или работа кузнеца, сопровождающиеся
бесконечными обрядами. При этом сами акты «профанной» деятельности,
естественно, могут возводиться исполнителями к «архетипическим образцам»
(см.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 50 и ел. Ср.: Фрейденберг О. М.
Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936 — о семантике материальной культуры как
о «вещном» коде первобытного мышления, из новых работ— сборник «Мате-
риальная культура и мифология». Л., 1981; Тело. Вещь. Ритуал. Невербальное
поле культуры. М., 1996. См. также послесловие).

1.5

13' Речь в приведенных здесь примерах идет именно об «избыточности», а не о
«совершенстве»: излишняя удачливость, равно как необычное долголетие и
т. п., считалась опасной для сообщества (обилие охотничьей добычи нарушает
нормальный обмен между природным миром и человеческим сообществом,
глубокий старик «заедает век» другого человека и т. п.).

1.7

"' Анимизм (от лат. anima — душа) — одухотворение всей живой и неживой приро-
ды — считался элементарной и начальной формой религиозных верований в по-
строениях эволюционной школы Э.-Б. Тайлора (1832 — 1917) (см. рус. перевод ос-
новного сочинения: Тайлор 9. Первобытная культура. М., 1939). Р.-Р. Mapper на-
стаивал на том, что первоначально это одухотворение не имело индивидуализи-
рованного характера — не отдельные духи, а некая безличная сила одухотворяла
природу в воображении первобытных людей (эту начальную стадию первобыт-
ных верований Mapper назвал аниматизмом — см.: Токарев С. А. История зару-
бежной этнографии. М., 1978. С. 125 - 130).

15" Традиционное для сравнительного изучения религий стремление обнаружить
универсальные формы и закономерности развития приводило нередко к игно-
рированию существенных различий в разных этнокультурных традициях: так,
по принципу «безличности» сакральной силы объединялись понятия брахман

 

430 Комментарии

(всеобъемлющая творческая сила в индийской традиции), хварзна (фарн) и им-
периум (обозначение харизмы, силы и удачи, присущей сакральному правите-
лю, царю, императору), древнескандинавское хамитья (воплощение индивиду-
альной удачи, судьбы).

16' Р. Кодринчпон — миссионер и этнолог, много лет проживший среди меланезий-
цев и впервые описавший представление о мане.

"' А.-М. Хокарт (1884 — 1939) — английский культурный антрополог, работавший
в Океании, на Цейлоне и в Египте. См.: Иванов В. В. Артур Хокарт и сравни-
тельный метод в этнографии // Природа, 1985. № 13. С. 83—87.

181 Магия противопоставляется религии как более примитивная и, стало быть, на-
чальная стадия первобытных верований в некоторых построениях эволюцион-
ной школы, связывающих религию со специализацией жреческого культа и
представлениями об иерархии сверхъестественных существ, которые и требуют
умилостивительного культа (ср.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. С. 61 и ел.). В жи-
вой «этнографической» реальности (как указывал и сам Фрэзер) магия неотде-
лима от религиозных верований. Их соотношение К. Леви-Строс (Первобытное
мышление. М., 1994. С. 287—288) описывает следующим образом: «Религия со-
стоит в очеловечении природных законов, а магия — в натурализации челове-
ческих действий [...] Здесь речь не идет об альтернативе или об этапах эволю-
ции. Антропоморфизм природы (в чем состоит религия) и физиоморфизм че-
ловека (как мы определили бы магию) образуют постоянные составляющие:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Насколько возможно видеть историю как часть сакрального процесса
через сорок лет породило растение

379сита 247сиф 275скамандр 196соломон 274

сайт копирайтеров Евгений