<<< ΛΛΛ >>>
27" Лунарная символика столь же популярна в мировой культуре, сколь и соляр-
ная (ср. главу 3), и также претендовала в некоторых построениях на универ-
сальность. Как явствует из предшествующего изложения, Луна сама была эле-
ментом символической структуры, включающей такие важные «стихии» Кос-
моса, как вода, земля, категории времени и пространства и т. д. В конкретных
мифологических текстах — в том числе в приводимых Элиаде ацтекских, ин-
дийских, греческих — Луна постоянно упоминается вместе с Солнцем: в тради-
ционных символических классификациях эти планеты оказываются той парой,
которая естественно соотносится с днем и ночью, светом и тьмой, жаром и су-
хостью, холодом и влагой, а также жизнью и смертью, мужским и женским
началами и т. д. Таким образом, уже эта элементарная и архаичная система
бинарных противопоставлений давала человечеству возможность преодолеть
«лунный способ существования».
Глава VI
VI. 75
'" Теория о генетических связях древних культур, которые оставили мегалитиче-
ские сооружения, была свойственна миграционистским построениям (ср. выше
о теории миграции «детей Солнца» и т. п.). О несостоятельности таких концеп-
ций о «мигрантах-каменщиках» см.: Бсллвуд П. Покорение человеком Тихого
океана. М., 1986. С. 301 и ел.
VI. 76
2" Очевидно, речь идет о приношении сокровищ в одном из культовых мест, ко
торыми славились самодийцы: в их культовых местах скапливалось немало се
ребра — монет и ювелирных изделий, но золота не было.
444 Комментарии
VI. 78
•)' Иони (yoni) — символ женского чрева — сочетался в индийской традиции с
фаллическим символом (линга), часто имевшим форму каменной стелы мен-
гира (см.: Мифы народов мира. Т. 1. С. 600).
VI. 79
4' Кааба — святилище в Мекке, культовый центр мусульман, где хранится святы-
ня ислама — черный камень-метеорит.
VI. 81
5* См. рус. перевод: Павсаний. Описание Эллады. Т. 2. С. 431, 432.
VI. 82
''' Ср. выделяемую А. Ф. Лосевым стадию фетишизма в развитии образов антич-
ных богов (Античная мифология в ее историческом развитии. С. 14 и ел.).
Функционально гермы, стелы (часто с подчеркнутой фаллической символи-
кой), устанавливавшиеся у дорог на границах земельных владений, были близ-
ки омфалу, «пупу Земли».
Глава VII
VII. 84
' Объятия Земли и Неба разорвал в полинезийских мифах Бог леса Тане (см.:
Сказки и легенды маори. М., 1981. С. 13 и ел.).
2" Как покровительница брака, Фригг близка богиням — супругам небесных богов,
воплощающим землю и плодородие, но не тождественна Богине Земли
(воплощение Земли в германо-скандинавской традиции — Ёрд).
VII. 85
<<< ΛΛΛ >>>
Строительства времени41 227билыъя 199бимбеаль 53богиня пшеницы 309бодхисатва 345болот 106боа констриктор 159болутуква 185
влением божества
|