<<< ΛΛΛ >>>
Берндт Р.-М., Берндт К.-Х. Мир первых австралийцев. С. 103 и ел.). Эти зна-
ки свидетельствовали об «автохтонности», местном происхождении нового
члена племени. Соответственно, «социальное» отцовство в архаичном обще-
стве было значимее биологического (см.: Мид М. Культура и мир детства. М
1988. С. 308 и ел.).
«Люди земли» («автохтоны») — традиционный мотив архаичных мифов: так,
Геродот передает скифский миф о змееногой богине, обитающей в пещере
(недрах земли) — хтонической прародительнице скифов [Геродот. История-
Книга IV. 9).
VII. 86
5' Представления о том, что земледельческие работы ранят «мать — сырую зем-
лю», свойственно и славянской традиции (Топорков А. Л. Земля // Славянская
мифология. С. 193).
VII. 87
'' О мотиве сироты в мировом фольклоре см.: Мелетинский Е. М. Герой волшеб-
ной сказки. М., 1958. С. 16 и ел.
Комментарии 445
VII. 92
7' Происхождение земледелия связано не просто с наблюдательностью женщин,
а с первобытным разделением труда, при котором мужчины занимались охо-
той, женщины — собирательством съедобных растений. Наблюдения собира-
тельниц можно рассматривать как «архетип» техники земледелия.
VII. 93
8" «Видевдат» - древнеиранское собрание священных текстов, «Закон против дэ-
вов».
Глава VIII
VIII. 95
'" Прорицание Вёльвы, стихи 2, 19 / Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелун-
гах. М., 1975. С. 183, 185.
2" См. о Майских деревьях: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной
Европы. Весенние праздники. М., 1977.
VIII. 98
у Эриду (Эреду) — один из древнейших городов Двуречья, культовый центр Бога
Эа, Эйя, или Энки, «владыки Земли».
VIII. 99
<<< ΛΛΛ >>>
Перевод
человек словно превращается в семя
|