Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

241

ном числе случаев «инкубации», происходивших с теми, кто засыпал на земле62.

89. Homo-humus (человек-земля)

В рассмотренных нами верованиях земля предстает в образе матери, т. е. существа, порождающего все живущее, сотворяющего все из своей собственной субстанции. Земля «жива» прежде всего потому, что плодоносна. Все, что выходит из земли, наделено жизнью, и все, что в нее возращается, получает новую жизнь. Связь межу homo и humus не следует понимать упрощенно: человек — это земля, потому что он смертей; смысл еще и в том, что человек живет, потому что рожден от Terra Mater и вернется в нее. Солмсен" вывел значение слова mater из materies, и хотя эта этимология не верна (первоначально слово «материя» означало что-то вроде «сердцевина дерева»), все же у нее есть свое место в мифо-религиозной теории: «материя» выполняет функцию матери, потому что беспрерывно что-то порождает. То, что мы называем жизнью и смертью, — просто два момента в целостном существовании Матери-Земли: жизнь — это выход из утробы Земли, отделение от нее, а смерть — возвращение «домой». Часто выражаемое людьми желание быть похороненными на родине есть всего лишь профанная форма этой мистической любви к своей собственной Земле, потребности вернуться в свой собственный дом. Надгробные надписи, найденные при раскопках захоронений на территории Римской империи, говорят о радости быть похороненным в своем отечестве: Hie natus hie situs est (Здесь рожден, здесь и погребен — лат.);64 Hie situs est patriae (Здесь погребен, на родине — лат.}; Hie quo natus fuerat ptans erat illo reverti (В то место, где когда-то родился, туда желал вернуться — лат.)66 и т. д. Есть и надписи, в которых выражена скорбь из-за невозможности получить это утешение: Altera contexit tellus dedit altera nasci (Одна земля даровала рождение, другая покрыла — лат.)1'7 и др.68. И потом, ведь предателей не хоронили, потому что, как поясняет Филострат, они не достойны «быть очищенными землей»'19.
Вода считалась носителем семени; земля тоже носит семя, но в земле оно быстро дает плод. Споры и семена могут пробыть в воде на

Deubner. De Incubadone. Lpz., 1900 — по всему изданию.
63 Ср.: Dieterich A. Mutter Erde. S. 77.
64 CIL. V, 5595.
Vin.2885. V,1703.

65

66

67
ХШ, 6429.
№ Другие примеры см.: Brelich A. Aspetn delta morte nelle inscrizioni sepolcrali dell'bnpero Romano. Budapest, 1937. P. 36, 37.
Циг. по: ffarrison J. Prolegomena to the Study of Greek Religion. L., 1907. P.599.

242

протяжении нескольких циклов своей жизни, прежде чем дадут о себе знать; но о земле можно сказать, что она никогда не находится в покое, ее дело — беспрерывно рождать, наделять формой и давать жизнь всему, что в нее возвращается неживым и бесплодным. Вода есть в начале и в конце каждого космического цикла, а земля — в начале и в конце каждой отдельной жизни. В жизнь все приходит из воды, а в результате исторической (например, наводнения) или космической катастрофы (люхапралая) возвращается в свое изначальное состояние бесформенности. Каждое проявление жизни — это следствие плодовитости земли; всякая форма землею порождается, живет и уходит назад в землю в тот момент, когда завершается отпущенная ей доля жизни, — возвращается, чтобы родиться вновь; но прежде нового рождения побыть в покое, очиститься и собраться с силами. Вода предшествует всякому творению, всякой форме; земля производит живые формы. Если мифологическое предназначение воды есть открывать и закрывать космические циклы, то предназначение земли — стоять в начале и в конце каждой биологической формы и каждой формы, имеющей свою точку в истории места («люди места»). Время, так сказать, спящее в воде, активно и подвижно в работе земли — порождении. Живые формы появляются и исчезают по меркам истории со скоростью света. Но сам процесс их прохода по жизни бесконечен; смерть живой формы — это способ скрытого и временного существования. Как таковая же, как вид, живая форма не исчезнет, пока воды позволяют земле производить ее.

90. Космологическая солидарность

В тот момент, когда форма появляется из воды, всякая прямая органическая связь между ней и водой обрывается; водную форму от ее доформенного состояния отделяет пропасть. Но между землей и порожденными ею формами такого разрыва не происходит: формы остаются связанными со своим источником, от которого во многих случаях они отделяются только на время и к которому возвратятся, чтобы отдохнуть, окрепнуть и однажды явиться вновь. Вот почему между землей и ее органическими порождениями есть магическая симпатическая связь: вместе они образуют целое. Невидимые нити, привязывающие растения, животных и человека к земле какого-либо места, к земле, родившей и питающей их, сплетены воедино той жизнью, которая бьется и в Матери, и в ее детях. Солидарность земли, с одной стороны, и растений, животных и человека — с другой, определяется Жизнью, которая едина во всех них. Это биологическое единство. И если преступление против жизни вредит или наносит ущерб любой из форм, остальные формы тоже повреждаются, потому что все они взаимосвязаны на органическом уровне.
Каждое преступление — святотатство, могущее вызвать серьезные

243

нарушения на всех уровнях жизни, потому что пролитая кровь «отравляет» землю. Катастрофа проявляется в том, что и поля, и животных, и людей поражает бесплодие. В прологе к «Царю Эдипу»7" жрец оплакивает Фивы, на которые обрушились беды: «Город умирает—в плодах земли, в травах полей, в родовых муках женщин: все это не увенчивается родами». Наоборот, у мудрого царя, чье правление основано на справедливости, плодовиты и поля, и скот, и женщины. Одиссей говорит Пенелопе71, что у него земля дает урожай, деревья сгибаются под тяжестью плодов, овцы плодятся, как им положено, море кишит рыбой именно потому, что он славен своим добрым правлением. Гесиод так выражает это понятие антропокосмической гармонии и плодовитости, свойственное крестьянскому мышлению: «У того, кто не отступает от справедливости и честно ведет дела со своим ли, с чужаком, города процветают, а люди за их стенами благоденствуют. Мир, в котором пребывают юноши, обнимает их землю, и всевидящий Зевс не допустит у них разорительных войн. Справедливый закон не встречается с голодом или разрухой... Земля дает им обильную жизнь; на склонах гор вершины дубов усыпаны желудями, а в средине крон живут пчелы; курчавым стадам их овец тяжело под шерстью; их женщины рождают сыновей, похожих на своих отцов; бесконечное благоденствие пребывает с ними; и им не надо ездить за море, потому что благодатная почва дает им свои плоды»72. Иранский вариант того же самого звучит так: «При славном Ииме не было ни стужи, ни жары, ни старости, ни смерти, ни зависти — порождения демонов. Отцы и hxj-ыновья чувствовали себя пятнадцатилетними юношами, пока правил Иима, хозяин прекрасных стад, сын Вивахванта»73.

91. Почва и женщина

Одной из наиболее заметных черт культуры всех земледельческих обществ является параллелизм представлений о плодовитости почвы и детородной способности женщин. Греки и римляне очень долго отождествляли почву с женской утробой, а земледельческий труд — с актом воспроизводства человека. И во множестве других цивилизаций мы находим такое же отождествление, породившее немало верований и обрядов. Так, Эсхил говорит, что Эдип «посмел посеять семя в священную борозду, где сам был зачат, и посадил кровавую ветвь»74. У Софокла много раз упоминаются «родительские борозды»75, 70 25 и ел.
71 Одиссея. XIX, 109 и ел. ^ Труды и дни. С. 225-237.
' Yasna. 9, 3—5. Об индийской традиции см.: Meyer J. Sexual Life in Ancient Indi^a. L., 1930. Vol. 1. P. 286, 287. 4 Семеро против Фив. 750 и ел. ••'Царь Эдип. 1210.

244

«другие земли, которые можно вспахивать»76, «пахарь, хозяин далекого поля, которое он посещает однажды, в период сева» (Деянира имеет в виду Геракла)77. Дитерих, добавляя к этим классическим текстам78 еще множество аналогичных ссылок, отмечает также случаи появления мотива arat-amat (пашет — любит) в латинской поэзии79. Однако, как и следовало ожидать, сравнение женщины со вспаханной бороздой и акта воспроизведения человека — с трудом земледельца есть очень распространенное и примитивное представление. И мы должны выделить те несколько элементов, которые составляют это мифо-религиозное целое: идентификацию женщины с пахотной землей, идентификацию фаллоса с плугом, идентификацию пахоты с половым актом.
Позвольте мне сразу же сказать, что Мать-Земля и ее человеческая ипостась, женщина, играя доминирующую роль в этом ритуальном комплексе, все же играют ее не в одиночку. Есть еще мужчина и Бог. Плодоношению предшествует иерогамия. Древний англосаксонский заговор против бесплодия почвы прекрасно показывает, какое значение земледельцы придавали этой иерогамии: «Эй, Земля, Мать человека, зачни в объятих Бога, наполнись плодами на благо человека»"". В Элевсе жрец произносил древнее заклинание земледельцев: «Дай дождя! — Да принесешь ты плоды!» — глядя сначала на небо, потом на землю. Не исключено, что этот священный брак Неба и Земли был для первобытного мышления моделью плодовитости и земли, и человеческого брака. В одном из текстов «Атхарваведы»81, например, жених и невеста сравниваются с небом и землей.

92. Женщина и земледелие

Никто не сомневается в том, что земледелие изобрели женщины. Мужчина почти всегда охотился или пас скот. Женщина же с ее острой, хотя и ограниченной способностью к наблюдению могла заинтересоваться тем, как падают в землю и прорастают зерна, и попытаться воспроизвести этот процесс искусственно . Кроме того, будучи связанной с двумя другими центрами космической фертильности — Землей и Луной, женщина получила исключительное право распоряжаться фертильностью и влиять на нее. Это основная причина, по которой женщины играли доминирующую роль в земледелии на его ранней
76 Антигона. 569.
77 Трахинянки. 30 и ел.
78 Dieterich A. Mutter Erde. S. 47. № 1, 2; V. Pisani. La Donna e la Terra // APS. 1942. Vol. XXXVII-XI. P. 248 и ел.
79 Dieterich A. Mutter Erde. S. 78, 79.
80 Цит. по: Krappe А. Н. Etudes de mythologie et de folklore germaniques. P., 1928. P. 62.
81 AV. XIV, 2, 71.

245

стадии, особенно когда оно было только женским занятием, — а в некоторых цивилизациях играют до сих пор82. Так, в Уганде полагают, что бесплодная женщина представляет опасность для семейного огорода, и муж имеет право развестись с ней по экономическим причинам*". Аналогичное верование — в опасность влияния бездетной женщины на урожай — мы находим у племени бханту в Индии84. В Никобаре верят, что урожай будет богаче, если семена сеет беременная85. На юге Италии распространено поверье, что все дела, которые делает беременная, будут успешны и что все посеянное ею будет расти, подобно зародышу86. На Борнео «...женщины играют ведущую роль в обрядах, сопровождающих выращивание padi, и в самом выращивании; мужчин призывают только расчистить землю и помочь на какихто последующих стадиях. Женщины отбирают и хранят семенное зерно; они же — хранительницы связанного с ним фольклора. Похоже, жители острова чувствуют природное родство женщин и плодородного зерна, о котором они говорят, что оно забеременело. Женщины иногда спят на полях в период созревания padi — возможно, для усиления своей собственной плодовитости или для увеличения урожая. Но они очень неохотно говорят на эту тему»87.
Индейцы бассейна Ориноко также предоставляли своим женщинам сеять маис и сажать корнеплоды; ибо, «так как женщины умеют зачинать и вынашивать детей, семена и корнеплоды, посаженные ими, приносят гораздо больший урожай, чем посаженные мужскими руками»88. В пальме, посаженной женщиной, как верят в Ниасе, больше сока, чем в пальме, посаженной мужчиной*®. Аналогичные верования бытуют у эве в Африке. Хиваро, индейцы Южной Америки, верят в то, что «женщины оказывают особое, таинственное влияние на рост культивируемых растений»90. Вера в родство женщины и плодородной почвы сохранилась и после того, как земледелие стало занятием мужчин, а примитивный заступ был заменен плугом. Это родство составляет смысл многих обрядов и верований, которых мы коснемся, когда подойдем к рассмотрению сельскохозяйственных ритуалов (§ 126).
82 Pestalozza U. L'Aratro e la donna nel mondo religioso mediteraneo // Rendiconn, Reale Institute Lombardo di Scienze e Lettere, cl. di Lettere, 1942-1943. Vol. LXXVI. № 2. P. 324 и ел.
83 Brif fault R. The Mothers. L., 1927. Vol. 3. P. 55.
84 Levy-Bruhl L. L'Experience mystique et les symboles chez les primitifs. P., 1938. P. 254.
85 Temple. Hastings's Encyclopaedia of Religion and Ethics. Vol. IX. P. 362.
Finamore. Tradizioni populari abrezzesi. P. 59.
87 Levy-Bruhl L L'Experience mystique... P. 254. Цит. по: Hose, MacDougall. Pagan Tribes of Borneo. I, Ш.
FrazerJ. Spirits of the Corn and of the Wild. Vol. I. P. 124; см. всю главу «The Role of Woman in Agriculture».
Levy-Bruhl L. L'Experience mystique... P. 254. Karsten. Цит. в: Levy-Bruhl L. L'Experience mystique... P. 255.

246

93. Женщина и пахотная земля

Идентификация женщины со вспаханной бороздой встречается во многих цивилизациях, сохранилась она и в европейском фольклоре. «Я — земля», — восклицает возлюбленная в египетской любовной песне. В «Видевдат»8' незасеянная земля сравнивается с бездетной женщиной; в сказках бесплодная королева оплакивает себя: «Я, как поле, на котором ничего не растет»91. С другой стороны, в гимне XII века Дева Мария прославляется именно как terra поп arabilis quae fructum parturiit («непаханая земля, которая дает плод»). Баала называли «супругом полей»92. У всех семитских народов сравнение женщины с почвой было самым обычным93. В памятниках исламской литературы женщина называется «полем», «лозой с виноградными гроздьями» и т. п. В Коране94 говорится: «Твои жены тебе что твои поля». Индусы отождествляли борозду с вульвой (йони), а семена с semen virile (мужским семенем)85. «Эта женщина явилась, как живая почва, сейте в нее, мужчины!» Законы Ману также указывают, что «на женщину можно смотреть как на поле, а на мужчину — как на семена»97. Парада комментирует это так: «Женщина — это поле, а мужчина — сеятель»911. Финская поговорка гласит: «У дев поле в их теле»".
Ясно, что идентификация женщины с бороздой предполагает идентификацию фаллоса со вспахивающим орудием, а пахоты — с актом репродукции человека. Подобные антропо-теллурические сравнения могли возникнуть только в цивилизациях, где уже знали земледелие и понимали причины зачатия. В некоторых австралийских языках слово lak означает одновременно фаллос и лопату. Пжилуски высказал предположение, что этот же австралийский термин лежит в корне санскритских слов languid (хвост, лопата) и lingam (мужской репродуктивный орган)100. Это тождество — фаллос-плуг — постоянно появляется в графических образах101. Истоки же этих образов уходят в более далекое прошлое: на рисунке касситского периода к плугу при-
91 Van derLeeuw G. Religion in Essence and Manifestation. L., 1938. P. 96. M Robertson S. Religion of the Semites. L., 1923. P. 108, 536 и ел.
93 Ibid. P. 537; ср.: Dhorme E. La Religion des Herbreux nomades. Brussels, 1937. P. 276.
94 II. 223.
95 Satapatha-Brahmana, VII. 2, 2, 5.
96 AV. XIV, 2, 14.
97 IX 33.
98 Ср.: Pisam V. La Donna et la Terra // APS. 1942-1945. Vol. XXXVII-XL. " Nyberg B. Kind und Erde. S. 232. Na 83.
'с" Bagchi. Pre-Aryan and pre-Dravidian in India. Calcutta, 1929. P. 11; Eliade M. Yoga. P. 291; Le Yoga: Immortalite et liberte. P. 410.
101 Ср. репродукции в: Dieterich A. Mutter Erde. S. 107, 108.

247

соединено символическое изображение полового акта102. Первобытные ассоциации такого рода долго не уходят не только из разговорной речи, но и из языка серьезных писателей. Рабле пишет: «Член мы называем землепашцем природы» .14
Наконец, возьмем миф о рождении Ситы, героини «Рамаяны», где также найдем пример отождествления земледелия с актом репродукции. Отец Ситы, Янака (чье имя означает «прародитель»), нашел ее в поле во время пахоты и назвал ее Сита, т. е. «борозда»10- В одном из ассирийских текстов есть молитва, обращенная к богу, «чей плуг оплодотворил землю»105.
Даже и сегодня многие первобытные народы пользуются магическими амулетами в форме репродуктивных органов для вызывания плодоношения земли . Австралийские аборигены практикуют весьма любопытный оплодотворительный ритуал: вокруг вырытой в форме женского репродуктивного органа ямы они танцуют, держа стрелы наподобие эректированного фаллоса, и в завершение ритуала всаживают в землю палки107. Следует помнить, какая тесная связь существует между женщиной и сексуальностью, с одной стороны, и пахотой и плодовитостью почвы — с другой. Есть обычай, по которому нагие девственницы должны пройти с плугом и отметить первую борозду108. Этот обычай напоминает архетипический союз богини Деметры и Ясона в начале весны на свежезасеянном поле109. Смысл всех этих обрядов и легенд станет ясен, когда мы перейдем к изучению структуры сельскохозяйственных культов.

94. Выводы

Во всех рассмотренных нами мифологических и обрядовых моделях земля почитается прежде всего за свою непреходящую способность плодоносить. Вот почему со временем Мать-Земля незаметно превратилась в Мать-Зерно. Но теофания почвы никогда полностью не уходила из образа «Матерей», или божеств Земли. Пример тому: первоначаль-
102 Ср.: Jermias A. Handbuch der altoricntalischen Geisteskultur. В., 1929. S. 387. Fig. 214.
103 Гарганттоа... Bk. П, ch. I.
104 Ramayana. Ch. 66; см. другие ссылки в: Cownaraswamy A. The Rig Veda as landnama bok. P. 15, 33.
105 Цит. по: Langdon. Semitic Mythology. Boston, 1931 P. 99.
106 Dieterich A. Mutter Erde. S. 94.
107 См. ссылки в: Dieterich A. Mutter Erde. S. 94 и ел.; об эротическом смысле палки ср.: Meyer J. J. Trilogie aldndische Machte und Feste der vegetation. Vol. Ш. Zurich; Lpz., 1937. S. 194 и ел.
108 Огромный материал по этому вопросу см. в кн.: Mannhardt W. Wald- und Feld-kulte. В., 1904-1905. Vol. 1. S. 553 и ел.; FrazerJ. The Magic Art. Vol. I. P. 469 и ел.; 480 и ел.
109 Odyssey. V, 125.

248

ные атрибуты Матери-Земли мы видим во всех женских персонажах греческой религии — Немезиде, Фурии, Фемиде. И Эсхил110 вначале молится Земле, потом Фемиде. Верно, что Ге, или Гея, в конце концов уступила место Деметре, но эллины никогда не теряли ощущение связи между Богиней злаков и Матерьк>3емлей. Еврипид111 говорит, имея в виду Деметру: «Она есть Земля... Называйте ее как хотите!»
Земледельческие божества заняли место первобытных божеств почвы, но это не повлекло за собой исчезновения первобытных обрядов. За «формой» сельскохозяйственной Великой Богини мы все еще различаем «хозяйку места», Мать-Землю. Но новые божества имеют более ясные черты, более динамичную религиозную структуру. В их историю начинают входить эмоции: новые божества переживают драму рождения, плодоношения и смерти. Преображение Матери-Земли в Великую Богиню земледелия — это превращение простого существования в живую драму.
От космической иерогамии Земли и Небес до самых незначительных элементов обрядности, носящих следы почитания земли, — во всем этом лейтмотивом проходит одна и та же идея: земля производит живые формы, это лоно, не устающее давать жизнь. В каждом явлении, порожденном эпифанией Земли, в «священном присутствии», в божестве, еще не оформившемся, или в четко определенной фигуре божества, даже просто в «обычае», к которому примешаны воспоминания о подземных силах, — всюду мы распознаем идею материнства, способности к неустанной рекреации. Могут рождаться и чудовища, как в гесиодовском мифе о Гее. Но и чудовищные порождения Теогонии всего лишь иллюстрируют неисчерпаемость креативных ресурсов Земли. Иногда даже не надо определять пол этого божества Земли, этой вселенской рекреатрисы. Не случайно многие божества Земли и некоторые божества плодородия двуполы'12. В таком случае божество заключает в себе все животворные силы, и эта формула полярности, сосуществования противоположностей впоследствии проявилась в самой возвышенной философии. Божества становятся всем для верующих, вытесняя остальные религиозные персонажи, и начинают властвовать во всех космических сферах. И мало какие божества имели такое же право или такую же способность стать всем, как Земля. Но восхождение Матери-Земли к положению высшего, если не единственного, божества было остановлено как ее иерогамией с Небом, так и появлением сельскохозяйственных божеств. Следы этой потрясающей истории сохраняет факт бисексуальности некоторых божеств Земли. Но Мать-Земля никогда не теряла полностью свою изначальную роль «хозяйки места», источника всех живых форм, покровительницы де-

Эвмениды. I.
111 Вакханки. 274.

112
Nyberg В. Kind und Erde. S. 231. № 69. 72.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дерево становится религиозным объектом
Правый мифы народов мира
Их религиозное значение

сайт копирайтеров Евгений