Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

менения145. Согласно индийской традиции, человечество находится ныне в калиюге, т. е. в «темной эре», в периоде всеобщего смятения и полного духовного упадка, на последней стадии завершения космического цикла.

59. Лунная метафизика

Мы должны попытаться создать общую картину всех этих лунных иерофаний. Что они обнаруживают? Насколько они подходят друг к другу и друг друга дополняют, насколько они составляют «теорию» — т. е. выражают последовательность «истин», которые, взятые вместе, могут образовать систему? Отмеченные нами иерофаний Луны можно сгруппировать вокруг следующих тем: а) плодородие (воды, растительность, женщины; мифологический «предок»); Ь) периодическое перерождение (символизм Змея и всех лунных животных; «новый человек», переживший водную катастрофу, причиненную Луной; смерть и воскрешение инициации и т. д.); с) Время и Судьба (Луна «измеряет» или «ткет» судьбы, «связывает» вместе различные космические уровни и разнородные реальности; d) перемены, отмеченные противопоставлением Света и Тьмы (полнолуние — новолуние; «верхний мир» и «преисподняя»; братья — враги, добрые и злые) или равновесием между бытием и небытием, возможным и подлинным (символизм скрытого, темная ночь, тьма, смерть, семена и личинки).
Во всех этих темах господствующая идея — это идея ритма, воплощающаяся в последовательность противоположностей, это «становление» через последовательность противоположных модальностей (бытие и небытие, формы и скрытые сущности; жизнь и смерть и т. д.). Это становление, о чем даже не стоило бы и говорить, которое не может происходить без драмы или пафоса; Подлунный Мир — не только мир перемен, но также мир страдания и «истории». Ничто случающееся в этом мире под Луной не может быть «вечным», ибо ее закон — это закон становления, и ни одно изменение не конечно; каждое изменение — только часть циклического рисунка.
Фазы Луны дают нам если не представление об историческом происхождении, то, по крайней мере, мифологическую и символическую иллюстрацию всех дуализмов. «Преисподняя, мир тьмы, олицетворяется ущербной Луной (рога подобны лунному серпу, знак двойного витка — двум полумесяцам, смотрящим в разные стороны, а связанные вместе — они подобны лунной перемене, дряхлому и костлявому старику. Верхний мир, мир жизни и нарастающего света, олицетворяется тигром (чудовище тьмы и новолуния), который позволяет человечеству, представленному ребенком, избежать его челюстей (ребенок —
145 Ср.: Eliade M. La Concezione della liberta nel pensiero indiano // ASA. 1938. P. 345 - 354.

179

предок племени, подобный новолунию, "Возвращающийся свет")»116. Эти образы происходят из культурной области первобытного Китая, но символы света и тьмы были там взаимодополняющими; сова — символ тьмы, оказывается рядом с фазаном — символом света147. Цикада тоже одновременно сродни демону тьмы и демону света148. На каждом космическом уровне за «темным» периодом следует светлый, чистый период возрождения. Символизм появления из «тьмы» можно найти в обрядах инициации, а также в мифологии смерти, в жизни растений (похороненное зерно, «тьма», из которой поднимается «новое растение» (неофит) и во всей концепции «исторических» циклов. За «темным веком», калиюгой, должно наступить полное разрушение Космоса (махапралая), а за ним — новая, возрожденная эра. Та же идея обнаруживается во всех традициях, повествующих о космических «исторических» циклах, и хотя она, по-видимому, не появилась впервые в человеческом разуме с открытием фаз Луны, она, несомненно, превосходно иллюстрируется их ритмом.
Именно в этом смысле мы можем говорить о положительной ценности периодов тени, времен большого упадка и разложения; они приобретают сверхисторическое значение, хотя фактически как раз в такие времена история совершается наиболее полным образом, ибо тогда равновесие неустойчиво, условия жизни людей бесконечно разнообразны, распад законов и всей старой структуры ведет к новым событиям. Подобные темные периоды — своего рода тьма Всеобщей Ночи. И в качестве таковых они сами по себе представляют положительную ценность, как положительную ценность представляет собою смерть; это тот же символизм, что символизм личинок в темноте, зимней спячки, семян, лопающихся в земле, чтобы могла появиться новая форма.
Можно было бы сказать, что Луна показывает человеку его истинное человеческое состояние, что в каком-то смысле человек смотрит на себя и вновь находит себя в жизни Луны. Вот почему символизм и мифология Луны содержат элемент пафоса и в то же время утешения, ибо Луна правит и смертью и плодородием; и драмой и инициацией. Хотя модальность Луны — это в высшей степени модальность изменения, ритма, она равным образом — модальность периодического возврата; и этот способ существования тревожен и утешителен в одно и то же время — ибо, хотя проявления жизни так хрупки, что могут вдруг совершенно исчезнуть, они восстанавливаются в «вечном возвращении», регулируемом Луной.
Таков закон всего подлунного мира. Но этот закон, одновременно суровый и милосердный, может быть отменен, а в некоторых случаях
146 Hentze С. Objets Rituels... P. 55.
147 Hentze C. Fruhehinesische Bronzen. Antwerpen, 1938 S 59
148 Ibid. S. 66, 67.

180

можно «превзойти» это периодическое становление и достичь абсолютного способа существования. Мы видели (§ 57), как в некоторых случаях делается попытка «объединить» Луну и Солнце, преодолеть противопоставление вещей, вновь сочетать их в первобытном единстве. Этот миф о воссоединении можно найти почти везде в истории религии в бесконечных вариациях — и, в сущности, это выражение жажды покончить с дуализмами, бесконечными возвратами и фрагментарными существованиями. Она существовала на самых примитивных стадиях, а это показывает, что человек с того времени, когда он впервые осознал свое положение во Вселенной, страстно желал и пытался достигнуть конкретно (т. е. при помощи и религии и магии) выхода за пределы своего человеческого статуса (так точно «отраженного» статусом Луны). Мы будем иметь дело с феноменами такого рода и в других местах, но я указываю на них здесь, потому что они отмечают первую попытку человека преодолеть свой «лунный способ существования»'

БИБЛИОГРАФИЯ

О лунарных культах и мифах в целом

Schimdt W. Semaine d'ethnologie religieuse. Vol. П. 1914. P. 294 и ел., р. 341 и ел.; Кгарре А. Н. La Genese des mythes. P., 1938. P. 100 и ел.; Кгарре А. Н. Etudes de mythologie et de folklore germaniques. P., 1928. P. 74 и ел.; Dahnhardt 0. Natursagen. Vol. I. Leipzig, 1907; Preuss K. T, Das Problem der Mondmythologie im Lichte der lokalen Spezialforechung//AFRW. Vol. ХХП1. 1925. S. 1 - 14; Roscher W. Uber Selene und Verwandles. Leipzig, 1890; Much R. Mondmythologie und Wissenschaft // AFRW. Vol. XXXVIL 1942. P. 231 - 261 (against the theories of Н. Lessmann, G. Hussing and W. Schultz); Tallquist K. Manen i myt och dikt, foktro och Kult // SO. Vol. XIL. Helsinki, 1947.
См. также: Nielsen D. Die altarabische Mondreligion. 1904; G. Dumeril. Tityos//RHR. Vol. III. 1935. S. 66 - 89; Jackson J. W. The Aztec Moon-Cult and its Relation to the Chank-Cult f India // Manchester Memoirs. Vol. LX. Manchester, 1916. Ne 5; Hentze C. Mythes et symboles lunaires. Antwerpen, 1932; Hentze C. Objets rituels, croyances et dieux de la Chine antique et de 1'Amerique. Antwerpen, 1936; Heutze C. Fruhchinesische Bronzen. Antwerpen, 1938; но см.: Karlgren В. Legends and Cults in Ancient China // BMAS. Stockholm, 1946. № 18. P. 346 и ел.

О соотношении Луны, змей, сексуальности, смерти и инициации
Brif fault R. The Mothers. Vol. I - Ш. L, 1927; Frazer J. The Belief in Immortality and the Worship of the Dead. Vol. I. L, 1913. P. 60 и ел.; FrazerJ. Folklore in the Old Testament Vol. I. P. 52 и ел.; Hentze C. Mythes and symboles, passim.; Capelle P. De Luna, Stellis, Lacteo Orbe Animanim Sedibus. Halle, 1917; Cumont F. Recherches sur Ie symbolisme funeraire das Remains. P., 1942. P. 182 и ел.

181
О мифическом предке, порожденном Луной

Koppers W. Der Hund in der Mythologle der zirkumpazifischen Volker // WBKL. Vol. L 1930. S. 359 и ел.; ср. также: Schebesta P. Les Pygmees. P. 79.

06 отношениях Луны, воды и растительности
Saintyvcs P. L'Astrologie populaire, etudiee specialement dans les doctrines et les traditions relatives a 1'influence de la lune. P., 1937. P. 230 и ел.; Eliade M. Notes sur Ie symbolisme aquaOque // CZ. Vol. П. 1939. P. 139 - 152: reprinted in: Images et symboles. P., 1952. P. 164 - 198; Bidez J., Cumont F. Les Mages hellenistes. Vol. II. Brussels, 1938. P. 189, 227, 302 и ел.; Liungnan W. Tradinonswandenmgen: EuphratRhein. Vol. П. Helsinki, 1937 - 1938. S. 656 и ел.

О влиянии фаз Луны на исчисление времени
Schultz W. Zeitrechnung und Weltordnung in ihren ubereinslimmenden Grundzugen bet den Indem, Iraniem, Keltem, Gennanen, Litauem, Slawen // MB. № 35. Leipzig, 1924. S. 12 и ел. (критику позиции Шульца см.: Much R. Mondmythologie...); Dmnsuff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2nd ed. Leipzig, 1925. S.82. и ел.; Hirschberg W. Der «Mondkalender» in der Mutten-echtskultur // APS. Vol. XXVI. 1931. S. 461. и ел.

О различных оттенках лунных культов
Ras-Shamra, ср.: Caster Th. A Canaanite Ritual Drama//JAOS. Vol. LXVI. P. 49 76, особенно р. 60.
О лунных культах у халдеев и арамеев
Dhomu Е. La Religion des Hebreux nomades. 1937. P. 87 и ел.; Dhorme Е. Les Re ligions de Babylonie et d'Assyrie // MA. Vol. П. 1945. P. 59 и ел., 85 и ел.

06 особенностях лунных культов в ранних индийских цивилизациях
Mackay Е. J. Н. Chanhu-Daro Excavations 1935-36 // APS. Vol. XX. 1943. Na 16.

О лунных составляющих Варуны
Oldenberg Н. Die Religion des Veda. S. 178 и ел.; Lommel Н. Les Anciens Aryans. P. 83 и ел.; Walk L. // APS. 1933. P. 235; Eliade M. Le 'Dieu lieur et Ie symbolisme des noeuas // RHR. 1948; репринтное воспроизведение в: Images et symboles. P. 120 156.

06 элементах лунного культа в тантризме
Tucci G. Tracce di culto lunare m India // RSO. Vol. XII. 1929 - 1930. P. 419 427; Eliade M. Cosmical Homology and Yoga //JISOA. 1937. Июнь - дек. Р. 199 203; ср. также: Dasgupta S. Obscure Religious Cults as Background of Bengali Literature. Calcutta, 1946. P. 269 и ел.

182

О лунных элементах иранских религий
Widengren G. Hochgottglaube im Alten Iran. Uppsala; Leipzig, 1938. S. 164. и ел.

О лунной природе космических и исторических циклов
Eliade M. The Myth of the Eternal Return. L., 1955. P. 95. и ел.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В классической древности20 дерево торжественно сжигалось в новый год26
325митра 80миф-модель 374михайлов день 324мйнй105моногения 384море детей 186мритасамдживани

сайт копирайтеров Евгений