Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^ XII. 157

2" Как уже отмечалось (коммент. 8 к § 133), живые и мертвые - предки состав-
ляли две части общины, воссоединявшейся в периоды поминальных и кален-
дарных празднеств: предки были «агентами» живых сородичей в ином мире и
влияли на силы природы, поэтому их жизнедательные силы поддерживались
живыми.

•' Пасхальные глиняные яйца — писанки — довольно редкая находка: в погребе-
ниях часто встречается простая яичная скорлупа.

XII. 158

Немотивированность или указание на авторитет предков и богов характерны
для ритуала, миф, как правило, мотивирует (описывает) происхождение реа-
лий повседневной жизни и культа.

В «Авесте» персонификация времени и земного бытия — божество Зерван
(Зрван) скорее противопоставлен воплощению духовного бытия — Ахура-Мазде
(см.: Лелеков Л. А. «Авеста» в современной науке. М., 1992. С. 228 и ел.).

"' В дуалистических поверьях румын и славян Сатана возникает из отражения
или тени Бога и нарекается его братом: возможны манихейские (иранские) ис-
токи этих дуалистических верований (при посредстве богомильского дуалисти-
ческого движения, распространенного в Х — XI вв. на Балканах). (См.: Веселов-
ский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XI — XVII // Сбор-
ник отделения русского языка и словесности. СПб., 1889. Т. XL VI, № 6. С. 1 —
116), но они не связаны собственно с «зерванизмом».
О неубедительности трактовки Змея как метафоры Солнца см. коммент. 17 к

, § 45.

Ахи Будхнья, видимо, связан с Солнцем и небесной сферой вообще как Миро-
вой змей, объемлющий Вселенную (ср.: Топоров В. Н. Ахи Будхнья // Мифы на-
родов мира. Т. 1. С. 137).

В этом понимании амбивалентной мифологической логики сближения и со-
вмещения противоположностей Элиаде приближается к позднейшей концеп-

 

454 Комментарии

ции мифологического у К. Леви-Строса (ср.: Структура мифов //Леви-Строс К.
Структурная антропология. М., 1983. С. 183 — 208; Неприрученная мысль Ц Ле-
ви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. Ill — 335, особенно с. 126
и ел.).

XII. 159

ю' Псевдо-Дионисий — византийский автор V в., чьи сочинения («Ареопагитики»)
были приписаны ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту (см. последнее
издание: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом бого-
словии. СПб., 1994).

"' Николай Кузанскт (1401 — 1464) — философ и теолог, кардинал. Основывался
на построениях Дионисия Ареопагита и мистицизме Менстера Экхарта в своем
понимании божественного абсолюта как совпадения противоположностей (см.:

Николай Кузанскт. Сочинения: В 2 т. М., 1979 - 1980).

12' В эволюционистских концепциях истории первобытного общества обрядовые
оргии считались отголосками изначальной формы половых отношений — про-
мискуитета (ср. из последних работ: История первобытного общества. Общие
вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. С. 245 и ел.). Оргиазм, отно-
сительная свобода половых отношений действительно свойственны первобыт-
ному празднику [Абрамян Л. А. Первобытный праздник и мифология) и его
пережиткам в народной «карнавальной» культуре; но сам по себе этот оргиазм
не был ритуализован в той мере, в какой ритуализация присуща оргиастиче-
ским мистериальным культам и некоторым милленаристским движениям —
религиозным явлениям, характерным уже для цивилизации, а не для «самого
элементарного уровня религиозной жизни».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   




346-347 калькутта 23nbsp

сайт копирайтеров Евгений