<<< ΛΛΛ >>>
74' См. из новых общих работ: Мифологии древнего мира. М., 1977; Франкфорт Г.,
Франкфорт Г.-А; Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984;
Хук С.-Г. Мифология Ближнего Востока. М., 1991; Якобсен Т. Сокровища тьмы.
История месопотамской религии. М., 1995.
"' См. также: Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевро-
пейцы; сравнительный анализ мифов Востока и Запада см. в кн.: Дьяконов И. М.
Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. Лингвистический комментарий:
Хелимский Е. А. К оценке надежности индоевропейско-сем1ггских лексических
сопоставлений // Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 13 — 20.
71>* Об архаических (начиная с неолитической эпохи) связях быка с образом Вели-
кой богини и т. п. см.: Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев
Передней и Средней Азии. М., 1984. С. 85 и ел. См. также: Иванов В. В. Бык //
Мифы народов мира. Т. 1. С. 203 (литература).
771 Работа Л Я. Штернберга «Античный культ близнецов при свете этнографии»
была опубликована по-русски в его книге «Первобытная религия в свете этно-
графии». Л., 1936. С. 73 — 108. Пионерским исследованием мифов о близнецах в
связи с первобытной дуальной организацией стала книга А. М. Золотарева «Родо-
вой строй и первобытная мифология». М., 1964. Индоевропейские мифы о близ-
нецах исследованы в кн.: Ward D. The divine twins. Berkeley; Los Angeles, 1970.
78" Литературу о шаманизме у алтайских народов см. в комментарии 63 к библио-
графии гл. П. Русское издание дневников В. В. Радлова: Из Сибири. М., 1988.
Глава III
III. 36
'* Бастиан Адольф (1825 — 1905) — немецкий ученый, один из основоположников
сравнительной этнографии, исследовавший также «элементарные» религиоз-
ные идеи.
2" Имеется в виду «миграционистская» концепция Г. Эллиота-Смита (1871 — 1937)
и У.-Дж. Перри (ум. 1949), выводивших солярный культ и вообще все дости-
Каммснтарии 439
жения цивилизации из Древнего Египта, откуда они разносились по миру ми-
грантами - «детьми солнца» (см.: Токаре» С. А. История зарубежной этногра-
фии. М„ 1978. С. 164 и ел.). '
•'" Увлечение лунарной и солярной символикой было характерно для культуроло-
гии первой половины XX в., включая психоаналитическое направление с его
апелляцией к «коллективному бессознательному» и т. п.; ср. недавно изданные
по-русски работы К. Кереньи и К.-Г. Юнга в кн.: Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть
архетипов. Киев, 1996.
4' См. ниже, коммент. 17 к § 45.
Связь Солнца с миром мертвых и, соответственно, с преисподней, царством
тьмы и т. п., характерна для архаичных космологических представлений о све-
тиле, погружающемся на ночь в преисподнюю. Ср. ниже, коммент. 8 к § 41.
III. 38
"' Культ Ворона характерен для палеоазиатских народов, культ Орла — для дру-
гих народов Сибири (см.: Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов //
Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 112- 126) и индейцев
Америки. Главная мифологическая функция Орла — связь между земным и
небесным миром (Иванов В. В.. Топоров В. Н. Орел // Мифы народов мира. Т. 2.
С. 258 - 260): в этом контексте он может быть и символом Солнца.
<<< ΛΛΛ >>>
Ритуальное убийство рыжих собак
Новосибирск К первой интеграции человеческой личности По самой своей природе источник
|