Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

7 Такое влияние, сколь бы оно ни казалось неправдоподобным, нельзя исклю-
чить априори. Часто полагали, что некоторые аспекты индийской религиозной
жизни (ритуалы, связанные с землей и похоронами, почитание змей, символы
половых органов и т. д.) можно объяснить через влияние неарийских абориге-
нов. Точно таким же образом считалось возможным оказание первобытными
людьми подобного воздействия на людей цивилизованных. В последнее время,
однако, некоторые этнологи отрицают, что у наиболее примитивных индий-
ских аборигенных племен (в частности, у мунда) когда-либо существовали ор-
гнастические культы, равно как и то, что индоевропейцы могли позаимство-
вать у них эти культы.

06 отношениях индоевропейских пришельцев и местных дравидских и дру-
гих племен в древнейший период см.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в
древности. М., 1985. С. 66 и ел.

Ш.41

Тотемические верования австралийцев не связаны с процессами «соляри-
зации» и тем более монополизации власти неким Верховным существом: на-
против, Солнце (и Луна) являются тотемическими классификаторами, обо-
значающими ту или иную человеческую группу, наряду с другими «равно-
правными» тотемическими символами — зооморфными, астральными и т. п.
Даже в Египте, стране гипертрофированного солярного культа, по наблюде-
ниям М. Э. Матье, в разнообразных обликах «Солнца-победоносца из-под
звериного или птичьего образа ясно проступают черты древнейших тотеми-
стических культов» (Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956. С. 35; о тотемиз-
ме см. коммент. 5 к § 12).

Ш.42

"' Ср. самый знаменитый мегалитический памятник в Европе- Стонхендж в
Британии, являющийся первобытной обсерваторией: Вуд Дж. Солнце, луна и
древние камни. М., 1981.

 

440 Комментарии

1С" Уже отмечалось (ср. выше: коммент. 8 к §41), что для Австралии (как и для
других регионов) не характерна непременная связь инициации с солярным
культом.

Ш.43

"' Почитание того или иного божества в качестве верховного в зависимости от кон-
кретной ситуации, равно как и множественность воплощении одного и того же
божества, контаминации его образа с образами (и функциями) других богов ха-
рактерны для политеистических религий. Ср.: Франкфурт Г. и др. В преддверии
философии. С. 60 — 61 и др.

12" Об эволюции погребального культа в связи с культами Ра и Осириса см.: Коро-
стовуев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1973. С. 63 и ел.

III. 44

13' Традиционное для эволюционистской этнографической науки различение матри-
архальных, как наиболее архаичных, и патриархальных обществ было дополне-
но, в частности, построениями Л. Фробениуса и др. исследователей (оказавших
влияние на Элиаде), относивших традиционные земледельческие культуры к
матриархальным, связанным с хтоническим культом Великой богини и т. п., ско-
товодческие (в том числе индоевропейские) — к патриархальным, где господство-
вал культ вождей. Небесного бога и т. п. Реально «матриархат» (материнско-
родовой строй) был связан не с властью женщин и господством хтонических
культов, а с матрилинейным счетом родства. Уже в самых архаичных обществах,
включая австралийское, матрилинейный счет родства мог сочетаться с патрили-
нейным.

1<" Гелиос — сам порождение титана Гипериона, брат Богини Луны Селены, естест-
венно связан, как и всякое солярное божество, с представлениями о земном
плодородии и преисподней (через воды Океана, куда Гелиос спускается ночью
в золотой ладье). Ср. другое солярное Божество греческой религии — Аполло-
на, наделенного функциями смертоносного Бога: его смертоносные стрелы
разносят чуму; А. Ф. Лосев предполагает даже мотив людоедства (во всяком
случае, человеческих жертвоприношений) в связи с культом Аполлона (Антич-
ная мифология. С. 294 и ел.), что напоминает о североамериканских образах
Солнца и его сестер-людоедок: все эти функции солярных образов становятся
понятными, если отвлечься от их «чистой солярной» природы и обратиться к
мифологической структуре в целом (ср.: Леви-Строс К. Первобытное мышле-
ние. С. 363).

^ Ш.45

15' Представление о Солнце как иерофании Верховного существа в первобытных
обществах (начиная с австралийского) — явное преувеличение в концепции
Элиаде, очевидно связанное с теорией прамонотеизма В. Шмидта. С. А. Тока-
рев, учитывая разнородный характер отношения к Солнцу как к сверхъестест-
венному существу в первобытных обществах, считал, что эти данные вообще
не могут объединяться под одной «рубрикой»: культ Солнца не может выде-
ляться как самостоятельная «форма религии», в отличие от тотемизма, культа
предков и т. п. (см.: Ранние формы религии. М., 1990. С. 30 — 32).

"** Амбивалентность солнечного божества в индийской традиции, как и во многих
других, связана с противопоставлением дня и ночи, света и тьмы. Митры и Ва-
руны, глазом которых является Сурья в цитируемом гимне «Ригведы»: дневной
путь солнца — сфера Митры, ночной — Варуны (см. рус. издание: Ригведа.
Мандалы I — IV. С. 140, коммент. на с. 611).

 

Комментарии 441

"' Мотив безногости Солнца в цитируемом гимне «Ригведы» свидетельствует
скорее не о змеиной природе светила, а о его исходной неподвижности — Вару-
на создал путь для Солнца и приставил ему ноги (Ригведа. Мандалы I — IV.
С. 29). Соответственно, и представления о демонической природе Солнца, от-
носимого к классу асура, преувеличены: при том, что в индийской традиции
(как и в других политеистических традициях) природа всякого божества амби-
валентна (и сам главный враг демонов Индра может включаться в класс асу-
ра), главной функцией солнечного божества остается устроение космического
порядка (регулярная смена дня и ночи - ср. РВ П, 38) и противостояние силам
Хаоса и мрака. Небеса Савитара противопоставлены небу Ямы — Бога загроб-
ного мира (РВ I, 35, 6).

18' Миф о воссоединении прокомментирован в т. 1 наст. изд.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

16 бездетные женщины племени майду в северной калифорнии прикасаются к скале
Бессмертие достается ему автоматически как верховному правителю
Китайская культура 162ян 398ян-инь 398яшма 400терминологиЧеский указатель
Народов

сайт копирайтеров Евгений