Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4

В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Существовали также отделы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение», традиционная для русских журналов «Смесь». Был в журнале и своеобразный раздел «К рисункам», где комментировались помещенные в номере репродукции с картин русских и европейских художников или иллюстрации к художественным произведениям, рассказывалось о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание. По-видимому, А.Ф. Маркс был большим любителем живописи, потому что материалы об изобразительном искусстве занимали большое место и в самом журнале, и в его приложениях. Качество репродукций было для того времени неплохим. Осваивал журнал и фотоиллюстрации: «Нива» одной из первых в русской журналистике начала печатать фоторепортажи с театра военных действий во время русско-японской войны.

О появлении знаменитых литературных приложений к «Ниве» рассказал в своих воспоминаниях И.Д. Сытин. Он встретился с А.Ф. Марксом на выставке печатной продукции в 1883 г. «Симпатичный, с дурным русским произношением немец-издатель очень мне понравился, и мы разговорились.

– Очень хороши ваши картины-премии, которые вы прилагаете к “Ниве”, – сказал я. – Но, как иностранец, вы, мне кажется, делаете одну ошибку...

– Какую?

– Да ведь каждый год все картины и картины, эдак вы совсем перегрузите вашего подписчика. У него и стен не хватит, чтобы все ваши картины развесить...

– А что ему нужно?

– Книга ему нужна! Мы народ безграмотный, и картинами нас грамотными не сделаешь.

– А какая же книга ему нужна?

– Да мало ли книг-то. Вам разве не приходила в голову мысль, что при “Ниве” можно бы в виде приложения рассылать наших классиков? ...Произведений наших классиков народ не знает, а ведь большое дело можно было бы сделать...»[6].

Так это было или иначе, но именно литературные приложения – платные и бесплатные – снискали «Ниве» ее славу и подняли тираж.

Кроме полных собраний сочинений и различных литературных сборников, «Нива» выпускала с 1894 г. «Ежемесячные литературные и научно-популярные приложения», которые публиковали серьезные, квалифицированные статьи о литературе, модный журнал, иллюстрированный журнал, приложения для детей, настенные календари.

Многие, писавшие раньше и пишущие сейчас о «Ниве», ставят в вину журналу развлекательный характер, умеренно-монархическое направление. Однако «Нива» с ее публикацией и романа Л.Н. Толстого «Воскресение», и полного собрания его сочинений в качестве приложения вряд ли может считаться журналом монархическим, так как в конце XIX в. имя Толстого воспринималось как прямая противоположность монархии. «Два царя у нас, – писал А.С. Суворин в “Дневнике”. — Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии»[7]. Эта запись сделана в мае 1901 г.

Журналы для семейного чтения были самыми популярными среди еженедельников, по типу «Нивы» были созданы «Родина», «Север» и др.

Большое внимание привлекали журналы научно-популярные и для самообразования, значительная часть которых выходила еженедельно. Одним из наиболее читаемых научно-популярных журналов был «ВОКРУГ СВЕТА» – первое периодическое издание, ставшее собственностью И.Д. Сытина. Издатель приобрел его в июне 1896 г. у братьев М.А. и Е.А. Вернеров, основавших журнал путешествий и приключений, который так и не смог завоевать популярность. Тираж журнала, когда его купил Сытин, составлял 4500 экземпляров. Сытин отдавал изданию много внимания, это было его любимое детище, он сам подбирал книги для публикации, читал все материалы, подыскивал сотрудников. Редактировать журнал он поручил Е.Н. Киселеву, потом его сменила Е.Н. Поливанова, 10 лет во главе журнала стоял В.А. Попов. В отдел беллетристики были приглашены Вас.И. Немирович-Данченко, К.М. Станюкович, писавший очень популярные романы и рассказы о море и моряках, Д.Н. Мамин-Сибиряк, произведения которого о Сибири хорошо вписывались в тематику журнала, и др. В 1897 г. тираж вырос до 12 тыс., в 1908 г. он составил 42 тыс. Причиной такого роста тиража редакция считала интересное содержание, аккуратный выход, умеренную цену и хорошо подобранные приложения. Стоил журнал 4 рубля в год. За эту цену подписчики получали 52 иллюстрированных номера и 12 книжек литературных приложений, в которых печатались произведения иностранных авторов, в основном путешествия и приключения. Позже, заплатив еще 1 рубль, можно было получить репродукции с картин известных художников. Росло количество литературных приложений – их стало 24, но до 1912 г. цена оставалась прежней – 4 рубля в год.

Редакторы «Вокруг света» точно определили основной профиль своего журнала: география, этнография, путешествия, приключения на суше и на море, описания экзотических стран и народов. Все это привлекало и молодого и зрелого читателя. Кроме беллетристики, журнал имел много других отделов: «Научные экспедиции и географические открытия», «Биографии знаменитых путешественников и исследователей», «Из великой книги природы», «Катастрофы в воздухе и драмы на море», «Люди науки, искусства и литературы», «Исторический калейдоскоп» (крупные исторические годовщины), «Современный спорт» и многое другое.

И хотя в самих номерах журнала печаталась масса интересного материала, «Вокруг света», подобно «Ниве», сохранился в памяти потомков благодаря своим приложениям. Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Конан Дойл, Александр Дюма, Эдгар По, Редьярд Киплинг и другие европейские и американские писатели стали известны в России после публикаций в приложениях к журналу «Вокруг света». В 1914 г. журнал издал полное собрание сочинений Генрика Сенкевича в 36 книгах. Для этого редактор В. Попов специально ездил в Варшаву, чтобы получить разрешение автора на новый перевод и новое издание в качестве приложения к журналу.

В 1916 г. главным делом «Вокруг света» стала подготовка к выпуску полного иллюстрированного собрания романов Жюля Верна, чья популярность в России была чрезвычайно велика. На его произведениях выросло несколько поколений. Было задумано издать все 90 романов сериями по 30 в каждой. Но война не позволила осуществить этот замысел, вышло 6 томов в 32 выпусках. Печатал журнал и русскую классику: собрания сочинений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, иллюстрированные русскими художниками. В 1913 г. Сытин первым получил право на издание полного собрания сочинений Л.Н. Толстого. В качестве приложения к журналу «Вокруг света» было издано 36 томов за 12 рублей с пересылкой, цена по тем временам достаточно умеренная.

С 1911 г. как самостоятельное приложение начал выходить альманах «На суше и на море», где печатались приключения, путешествия и фантастика. Он издавался до недавнего времени.

«Вокруг света» издается и сейчас. Это практически единственное издание, которое начинает свою историю в XIX в., с выхода журнала братьев Вернеров. И в отличие от других журналов и газет, имеющих названия органов дооктябрьской периодики, современный «Вокруг света» хорошо знает свое прошлое.

Большую известность имел в свое время журнал «ПРИРОДА И ЛЮДИ», который основное внимание уделял пропаганде естественнонаучных знаний. Издавал журнал П.П. Сойкин. Так же, как и И.Д. Сытин, он вышел из крестьянской семьи, получил только среднее образование и начал свою издательскую деятельность буквально с нуля. «Не имея ни наследственных, ни благоприобретенных капиталов, – вспоминал П.П. Сойкин, – обладая лишь тремя заветными выигрышными билетами, полученными от родителей, я взял под них ссуду в 600 рублей да 200 рублей достал заимообразно у добрых людей. За эти деньги я приобрел в 1885 году, в рассрочку, за 2000 рублей, маленькую типографию без машин, инвентарь которой состоял из ручных станков и 30 пудов шрифта»[8].

С 1889 г. в этой типографии и начал выходить журнал «Природа и люди». Первые номера разошлись так быстро, что пришлось выпустить второй и третий тиражи. Сначала в редакции работали всего два человека: сам Сойкин и студент-медик B.C. Груздев. Журнал состоял из пяти главных отделов: романы, повести и рассказы; историко-биографический; географо-этнографический; научный и отдел текущих событий.

Несмотря на то что подзаголовок гласил: «Журнал для семейного чтения», это было издание научно-популярное. Вокруг журнала сгруппировались известные русские ученые, которые любили и умели работать как популяризаторы. Журнал создал свою школу популяризаторов науки. С.П. Глазенап, Я.И. Перельман, A.M. Никольский, B.C. Груздев – активные сотрудники и авторы журнала на протяжении 25 лет его истории. Я.И. Перельман – автор известной «Занимательной физики» пришел в журнал в 1904 г., в 1907-м стал членом редколлегии, а затем ответственным секретарем редакции. Под разными псевдонимами он писал научно-популярные очерки по астрономии, математике, физике, естествознанию, а также научно-фантастические рассказы, хорошо иллюстрированные.

Журнал «Природа и люди» много сделал для пропаганды идей К.Э. Циолковского. Авторы ряда статей журнала защищали приоритет ученого, пропагандировали его идеи. В 1914 г. в 36-м номере был опубликован фантастический рассказ самого изобретателя «Без тяжести». П.П. Сойкин и Я.И. Перельман просили Циолковского отдать в журнал его фантастическую повесть «Вне Земли». Опубликована она была уже в 1918 г. Выпускал журнал «Природа и люди» и приложения: с 1910 г. – иллюстрированный ежемесячный «Мир приключений», в 1906–1907 гг. вышли в качестве приложений 88 книг сочинений Жюля Верна. Деятельность П.П. Сойкина продолжалась и после октября 1917 г., в 1927 г. он возобновил издание своего старого журнала, но и периодичность, и содержание его было иным.

Сойкинское издательство, окрепшее и разросшееся, много делало для распространения знаний в русском обществе. В 1913 г. был создан журнал «Знание для всех», каждый номер которого представлял собой отдельную научно-популярную монографию. Это было издание для самообразования.

Журналы для самообразования на рубеже XIX и XX вв. появлялись в большом количестве. «Помощь самообразованию», «Вестник самообразования», «Путь к знанию», «Хочу все знать», «Учись сам», «Самоучка», «Деревенский самоучка» – перечень подобных изданий достаточно велик. Среди них были журналы-однодневки, созданные как дань моде, но существовали и серьезные, известные в своей области издания.

Одним из наиболее интересных среди журналов для самообразования стал «ВЕСТНИК ЗНАНИЯ», и хотя он не был еженедельником (первоначальный его подзаголовок: «Ежемесячный иллюстрированный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования»), все признаки еженедельника тут присутствовали: иллюстрации, приложения, научно-популярный характер публикаций. Это был журнал, как бы объединивший четыре недельные книжки в одну, выходившую раз в месяц. Его объем колебался от 140 до 300 страниц.

«Вестник знания» выходил с 1903 по 1918 г. Редактором и издателем был один человек – В.В. Битнер, отставной штабс-капитан, страстно увлеченный наукой. Опыт журнальной работы он получил в изданиях Сойкина, с 1890 г. постоянно сотрудничал в «Природе и людях», а с конца 1899 г. стал фактическим редактором журнала «Научное обозрение». Битнер вел в журнале отдел «Народный университет».

Идея народных университетов была распространена среди интеллигенции не только в России. Во время поездки по Германии в конце 80-х годов В.В. Битнер посетил заседание берлинского общества «Урания». Это произвело на него огромное впечатление. «В ней («Урании». – С.М.) соединяются музей, астрономическая обсерватория, физический кабинет, аквариумы, вивариумы и т.п., театр, чтение лекций из разных областей знаний, редакция довольно хорошего научно-популярного журнала... и серьезное научное учреждение для самостоятельных исследований в области естествознания, – рассказывал Битпер. – Почему же в нашей убогой России, где народ так нуждается в образовании, не устроить чего-либо подобного “Урании”? Эта мысль явилась для меня тем исходным началом, которое легло в основу первого периода моей популяризаторской деятельности»[9].

Тип своего журнала сам Битнер определял как «народный университет со статьями, лекциями и беседами, дающими определенную сумму знаний по всем отраслям науки». В объявлении, которое периодически публиковалось на обложке журнала, он был назван «не специальным, а общелитературным, но единственным толстым иллюстрированным журналом подобного рода». «Стремление к знанию в широком смысле слова, отражение жизни и духовных запросов общества, всестороннее освещение вопросов действительности – составляют задачи «Вестника знания». Сам Битнер считал, что он реформирует тип толстого журнала, оставляя в нем только энциклопедию и политическую газету и добавив иллюстрации, но получилось у него нечто переходное, где периодичность и наличие общественно-политической проблематики шли от толстого издания, а преимущественное внимание к науке и образовательным целям приближало «Вестник знания» к научно-популярной периодике. От толстого журнала осталось и стремление выдерживать направление, в «Вестнике знания» оно было преимущественно демократическим. В 1905 г. цензор даже причислил журнал к социал-демократическим органам, обвинив его в пропаганде революционных идей.

Демократические симпатии диктовала журналу его аудитория. Самообразованием занимались в те годы передовые рабочие, грамотные крестьяне, сельская интеллигенция. Своего читателя журнал хорошо знал. Подводя итоги двухлетней работы, редакция писала: «Благодаря созданному нами типу журнала, подобного которому не было даже за границей, у нас получился очень широкий круг читателей: наряду с высшей интеллигенцией (профессора, студенты, врачи), мы имеем подписчиков среди простых рабочих и едва грамотных, но мыслящих крестьян, обращающихся к нам с вопросами»[10].

1 | 2 | 3 | 4

сайт копирайтеров Евгений