Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 – Но ведь участвовать в таких совещаниях должен каждый журналист. Значит, это тоже его профессиональные обязанности? – Да, но они не образуют специального направления творческой деятельности, они как бы сопровождают производственный процесс. А вот следующая группа профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться третьему направлению творческой деятельности журналиста – участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. – Вы вроде бы говорили выше об участии в подготовке конкретных, фрагментов массовых информационных потоков – номера газеты или журнала, программы телевидения... – Да, реально это так и выглядит. Помните наш разговор о потоках и притоках?.. Так вот, «притоками» оказываются те дискретные порции информации, которые с определенной периодичностью поступают в массовые информационные потоки в виде новых номеров газет, журналов, новых выпусков радио- и телепередач. Тот факт, что их много, что у них разная периодичность и разные ареалы, обеспечивает непрерывность массовых информационных потоков. Но в практике журналиста это выглядит именно так: работа над номером издания, работа над передачей. Посмотрим, из чего же конкретно складываются его обязанности на этом направлении деятельности... – Прежде всего – из собственно журналистского творчества! – Не горячитесь, Алеша! Мы же говорим сейчас о производстве массовых информационных потоков, то есть о процессе сборки, процессе объединения в некую целостность отдельных «готовых» продуктов массовой информации, среди которых, конечно же, есть и журналистские тексты. – А, да... Тогда основное здесь – литературное редактирование. – Сразу видно газетчика. Но приводить в соответствие с нормативами цивилизованного общения на языках массовой информации приходится не только словесные тексты. Помню, когда я делала первый материал для радио и записывала на «Репортер» речь своего героя, не обратила внимания на то, что его коллега, присутствовавший при разговоре, сильно простужен. Стала прослушивать пленку – пришла в ужас: высказывания шли на фоне такого «звукового сопровождения», что могли вызвать у слушателей только смех. Благо, редактор у меня был опытный и при монтаже положение спас. Так что правильнее в нашем случае говорить более широко – о редактировании текстов, предназначенных для опубликования. – От слова «редактирование» попахивает цензурой... – Почему же?! Ни цензура, ни вкусовая правка этим понятием не предполагаются. Речь только о том, чтобы не было текстов безграмотных, оскорбительных для глаза или для слуха людей, текстов, не поддающихся восприятию и пониманию. Второй ряд обязанностей на этом направлении – участие в конструировании номера или выпуска. Как правило, дизайн издания или программы сегодня – дело специалистов. Но каждый журналист, подавая заявки на публикации, включаясь в обсуждение макетов номера или эфира, вносит свою творческую лепту в формирование содержания и облика массовых информационных потоков. Есть тут и еще один ряд обязанностей: через систему дежурств журналисты оказываются, подключены к самому процессу выхода информации в свет, оперативно решая возникающие проблемы, подстраховывая от ошибок и «сбоев». – У меня насчет конструирования вопрос. Моделирование, конструирование, макетирование... Как это все соотносится? – Моделирование – наиболее широкое понятие. С одной его разновидностью – планированием – мы уже познакомились. Макетирование – еще одна его разновидность: это оперативная подготовка графической модели номера... А конструирование – процесс реального «устройства» информационного потока, расположения его частей. В газетно-журнальном производстве для обозначения этого процесса есть хороший профессиональный термин – «верстка». Но в практике электронной прессы он стал употребляться в значении «словесный макет»... – Все, схвачено! Ну, теперь-то мы, наконец, дошли до собственно журналистского творчества? – Да! Возникнув как хроникально-репортерское, журналистское творчество сегодня обнаруживает весьма любопытную тенденцию: оно развивается таким образом, что журналистский текст становится все более полифункциональным. Идет ассимиляция журналистикой определенных закономерностей других видов производства массовой информации, и она оказывается способной замещать их в информационном процессе. Как складываются отношения журналистики и публицистики, мы уже знаем. Обратите внимание на тот флирт, который возник между журналистикой и игротехникой. С рекламой и справочно-информационной деятельностью отношения развиваются в том же направлении... Но при всем при том собственно журналистское творчество сохраняет свои исконные черты, делающие журналистику журналистикой. О них-то и предстоят нам дальнейшие беседы. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СФОРМИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ОБСУЖДАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ Если Вы заинтересованы в том, чтобы выработать свою позицию по рассмотренным выше проблемам, имеет смысл решить три задачи: 1) отдать себе отчет в основных положениях концепции автора; 2) проверить «на прочность» все аргументы; 3) сформулировать альтернативную точку зрения, подтвердив ее своей аргументацией. Для того чтобы сделать это было легче, предлагаем Вам несколько наводящих вопросов. 1. В чем сущность творчества? Чем отличается творческая деятельность от деятельности репродуктивной? 2. Как соотносятся понятия «творчество» и «труд»? Какие формы организации творчества есть в развитом обществе? 3. Что такое массовое сознание общества и какова его роль? Что такое общественное мнение? 4. Что такое массовая информация, и в каких формах она существует? 5. Как соотносятся понятия «система средств массовой информации» и «массовые информационные потоки»? 6. Какова роль журналистики в системе средств массовой информации? 7. В каких профессиональных обязанностях реализуется творческая деятельность журналиста? 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
|