Пиши и продавай! |
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ Где, когда, на каком еще материале может критик, пишущий об искусстве, вмешаться, активно вмешаться в дело, практически касающееся миллионов людей? В. Саппак. Телевидение и мы. Собранные в этом учебном пособии критические эссе Анри Вартанова выходили первоначально в журнально-газетной периодике. Анри Суренович – постоянный телеобозреватель журнала «Журналист» и газеты «Труд», лауреат премии «За журналистское мастерство» Союза журналистов России. Первый наш телекритик Владимир Саппак тоже написал вроде бы журнальные статьи, опубликовал их в «Новом мире». А потом вышла книга «Телевидение и мы», выдержавшая три издания и остающаяся «телебиблией» для новых поколений режиссеров и журналистов ТВ. Коренным образом изменились социально-политические условия существования «голубого экрана», ставшего цветным – но подмеченные критиком эстетические закономерности и требования к телеработникам, исходящие из общечеловеческих норм этики, остались прежними – более того, проблемы обострились. Я считаю Анри Вартанова прямым продолжателем дела Саппака и потому приветствую появление критических эссе в виде сборника, книжку эту я буду рекомендовать студентам и спрашивать со всей строгостью знание телевидения девяностых-двухтысячных годов. Где еще можно узнать про ТВ конца пятидесятых – начала шестидесятых, как не из работы Саппака? Точно так же стремительно уходит в историю ТВ рубежа веков. Само ТВ не заботится о сохранении своей истории. Теленачальство справедливо полагает, что в будущем придется стыдиться нынешней коммерциализации зрелищ, погони за рейтингом любой ценой. А Вартанов-летописец в своей келье, уставленной видеомагнитофонами, независимо от начальства пишет историю, но не как бесстрастный свидетель, а как публицист, отстаивающий совершенно определенные социально-нравственные позиции. «Запас прочности» статей Вартанова, та основательность наблюдений, суждений и выводов, которая позволяет переиздавать их порой через много лет, базируется на том, что автор не просто публицист, а еще и серьезный ученый-искусствовед. Однако он очень хорошо понимает, какой стиль уместен в докторской диссертации и как должны отличаться от этой диссертации прямые обращения к заинтересованному читателю. В середине 60-х годов журнал «Советское радио и телевидение» провел широкую дискуссию о дикторах и комментаторах, о еженедельном обозрении «Эстафета новостей» – прообразе нынешних «Итогов», «Вестей» и «Намедни». Суждения Анри Суреновича о личности «телеперсонажа», об идеальном ведущем ничуть с тех пор не устарели. В середине 80-х он констатировал: «Характерен резкий разрыв между возвышенными эстетическими и просветительскими установками критиков и действительными потребностями массового зрителя». ТВ существует для массового зрителя, но руководствоваться должно не только пресловутым рейтингом (простым подсчетом зрительского «поголовья»), а и высшими интересами общества. Эти интересы вовсе не являются простой суммой интересов каждого зрителя. Телекритики, ведущие телекритики России заменяют сейчас некий общественный совет, подсказывающий и теленачальству, и всему обществу, что на наших экранах хорошо, а что никуда не годится. Настоящих квалифицированных телекритиков у нас совсем немного (как, впрочем, и в других странах, к примеру, в США). Не к каждому мнению прислушиваются телепрофессионалы. Анри Вартанов входит в первую пятерку наиболее авторитетных критиков, не уступая этой позиции вот уже много лет. Потому я и приветствую выход в свет «Актуальные проблемы...». Г. Кузнецов, зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ |
|
|
|