Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

ГЛАВА 3

КОНТАКТНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

Особенности печатных жанров политической рекламы

Формы непосредственной коммуникации с избирателями

Некоторые стилистические особенности текстов политической рекламы

ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНЫХ ЖАНРОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

Политическая реклама традиционно использует различного рода полиграфическую продукцию, которая достаточно эффективна благодаря оперативной доставке избирателям и относительно недорога по сравнению со стоимостью эфирного времени или газетной площади. Эта продукция может распространяться несколькими способами – в частности, с помощью уличной расклейки, личной раздачи, почтовой рассылки.

Одним из самых популярных и эффективных типов печатной политической рекламы по праву считается политический плакат. Его характерные особенности – крупный формат, преобладание визуального ряда над вербальным, полноцветное исполнение обращения.

Этот жанр ориентирован преимущественно на эмоциональное воздействие, в его основе зрительный образ, метафора, они здесь ставятся на первое место: не изображение иллюстрирует текст, а текст дополняет изображение, направляет по определенному руслу то чувство, которое зрительный образ возбуждает в человеке. Действие рекламной идеи плаката рассчитано на длительное время и многократное использование.

«Плакат – это сгущенная, концентрированная информация, заряд, посылаемый в толпу народной массы, цель которого своим разрывом произвести в этой массе тот эффект, на который был рассчитан завод снаряда... Обострение товарного кризиса, выборная кампания в парламенты, война, революция – толкают на улицы городов пеструю, глазастую, крикливую рать плакатов»[1].

Специалисты по плакату и политическому маркетингу предъявляют к плакату следующие требования:

1. Плакат должен поражать. На его броскость работают все изобразительные элементы. Формат, цветовое решение плаката должны интриговать, вызывать любопытство: «...Цвет служит ему могучим средством музыкального внушения. В такой мере, в какой рисунок воздействует на интеллект, рождает представление, – краска, своим ударением, воздействует на эмоционально-чувственную сторону зрителя»[2].

2. Плакат должен быть тщательно выстроен композиционно: «...Композиция плаката должна быть ясна, как геометрическая фигура, как скелет строящегося дома»[3].

3. Плакат должен быть динамичным: «...Плакат, построенный динамично, словно падает на зрителя, вклинивается в его сознание, будоражит его, толкает вперед»[4].

4. Плакат должен быть быстро читаемым. Мысль излагается кратко, телеграфно – удар должен быть мгновенным, лаконичным и сильным.

5. Шрифт плаката должен быть достаточно четким, удобочитаемым, крупным: длинный текст в данном случае теряет смысл, так как плакат обычно воспринимается зрителями на некотором расстоянии и более или менее мгновенно, но читаемым он должен стать лишь при некотором приближении зрителя к плакату, иначе его любопытство слишком быстро охладится.

6. Плакат должен быть общедоступен и понятен.

Эмоциональные методы воздействия в плакате значительно преобладают над рациональными. Это позволяет ему внедрять рекламную информацию в сознание зрителя быстро и эффективно, способствует запоминанию и узнаванию, идентификации облика кандидата, выделению его из общего фона политических лиц.

Плакаты могут быть различными по содержанию, формату, характеру подачи информации, ориентированными на различные электоральные группы. Плакатное представление лидера позволяет более успешно, по сравнению с другими вариантами рекламы, решать задачи привлечения внимания избирателей к его фигуре. Размеры изображения, близкие к реальным размерам человеческого лица, возможность использовать крупный, удобочитаемый и запоминающийся шрифт – все это делает лидера более доступным для ознакомления. При профессиональном исполнении плакат способен оставить заметный след в сознании реципиента.

Вместе с тем плакат не обладает мобильностью, которая присуща, в частности, напрямую распространяемым листовкам – это несколько снижает эффективность его использования. Часто встречающаяся ошибка при создании плаката – попытка использовать его поле преимущественно для текстовой информации. Практически нет гарантий, что на улице она будет кем-либо прочитана, тем более воспринята. Подробные данные о кандидате целесообразнее размещать в портретном буклете. Впрочем, существуют и так называемые текстовые плакаты, в которых шрифтовое, композиционное решение работают наравне со словом.

В истории российского плаката встречаются уникальные способы использования этой, весьма эффективной формы политической рекламы, которые вполне можно взять на вооружение и в грядущих избирательных кампаниях. Искусствовед В.К. Охочинский[5] так оценивает размах плакатной агитации в период выборов в Учредительное собрание в 1917 г.: «Наиболее основательно взялись за дело эсеры... Для создания плакатов был организован конкурс и организовано специальное жюри. Плакаты выпускались различного содержания («общие», для деревни, рабочих районов, армии) и формата (для расклейки снаружи и внутри зданий, на столбах, дверях, витринах, а также для рассылки по почте, разбрасывания на митингах, вкладывания в упаковку товаров и пр... Газета «Народ» иронизировала: «Больше всего плакатов расклеила партия кадетов. Плакаты на все вкусы: тут и крестьянин на полевых работах с подписью «за землю и волю» (за что эсеры обвинили кадетов в плагиате); и франты в котелках, идущие подавать бюллетени за кадетов; и солдат в окопах, орущий во весь голос, что только кадеты спасут Россию; и полная женщина, похожая на кормилицу; и русские витязи, сражающиеся с лиловыми крокодилами». Кадетам же принадлежал и один из наиболее удачных плакатов того времени работы художника А. Зеленского: нога, «отфутболивающая» атрибуты царской власти.

Широкий спектр применения плакатных форм в предвыборной борьбе и их богатейшие потенциальные возможности продемонстрировала кампания Б. Ельцина по выборам в президенты 1996 г. Характер, назначение, форма исполнения плакатов варьировались от полноцветных имиджевых образцов до простейших, но не менее, если не более эффективных вариантов, требующих для воспроизведения только наличия ксерокопировальной техники. Пример первого – Ельцин со школьниками, заголовок – «Ты растешь вместе с Россией», фотография сопровождена каракулями первоклассника, попросившего маму, «чтобы она помогла ему и проголосовала за Ельцина, потому, что он хочет, чтобы всем было хорошо», слоган кампании: «Вместе победим!». Другой плакат этого типа – Ельцин с внуком и слоган: «Россия, за которую мы в ответе!». Еще один плакат – президент с характерным жестом поднятого крепко сжатого кулака: «Вместе победим!». Пример простого плаката – знаменитый красноармеец, сурово вопрошающий зрителя (по сравнению с классическим вариантом вопрос несколько изменен) «Ты запасся продовольствием?», достопамятные продовольственные «визитки» для москвичей, в которые изящная «окольцованная» женская ручка вклеивает фотографии и вписывает имена великих русских писателей с подписью: «Коммунизм. Жаль только жить в эту пору прекрасную...». В этом же ряду можно упомянуть серию плакатов, чье воздействие на зрителя основывалось на контрасте между крупно поданной многозначной цифрой и более мелким текстом. Цифра привлекала внимание и заставляла прочитать привязанный к ней текст: «Моя бабушка простояла 64245 часов в очередях. Я не хочу!», «Мой дедушка просидел 73855 часов в лагерях. Я не хочу!». Плакаты серии «Спаси и сохрани Россию» были построены на другом сквозном контрасте – между прошлым и будущим, между «красным» ужасом и нормальной жизнью: с одной стороны, кровавый закат с призывом «Не допусти красной смуты!», с другой – ромашковый луг в солнечный день с призывом «Голосуй за Ельцина!». Заслуживает упоминания также антирекламная серия, главным «действующим лицом» которой был лидер КПРФ. На одном из плакатов – сурово насупленный полупрофиль Зюганова с подписью «Купи еды в последний раз!». На другом плакате – пространство, поделенное пополам горизонтальной чертой, верхняя часть решена в красном цвете – традиционный символ компартии красные гвоздики и начальная часть разбитой надвое фразы: «Компартия не сменила названия...», нижняя часть – черная, стебли нежных гвоздик превращаются в обрывки колючей проволоки, конец начатой наверху фразы: «... Она не сменит и методы». Большую группу составляли ироничные текстовые плакаты: «Товарищи Фидель Кастро, Ким Чен Ир и Зюганов знают правильный путь. Все остальные просто заблудились», «Что плохого Марксу сделала Россия?».

Удачное обращение к тестовому плакату в очередной раз доказывает, что изобразительные средства в политической рекламе не ограничиваются только фотоматериалами или художественным рисунком. Рекламная задача может быть решена и посредством соответствующего цветового и композиционного исполнения, шрифта, качества полиграфии. Основные требования к художественному решению рекламного сообщения, предъявляемые специалистами в области психологии рекламы, – сбалансированность компонентов, использование контраста, пропорциональность. Значение имеют также размер шрифтов текстов и заголовков, их соотношение и т.д.: «От шрифтового набора и его компоновки зависит общее впечатление о рекламном сообщении, а эта первая реакция читателя – важнейший элемент спланированного общения»[6].

Политическая афиша играет такую же роль, как и плакат, но имеет меньший размер и может содержать больше текста.

Политическая листовка. Традиционно листовкой считается одностороннее или двустороннее печатное издание, в качестве основного средства воздействия использующая текст. Изобразительные средства листовки ограничиваются шрифтовым и композиционным исполнением текста и в ряде случаев использованием политической символики. Листовка – наиболее подходящий жанр для эффективного оперативного информирования аудитории о происходящих событиях (митинге, акции), призыва к конкретным действиям или донесения до избирателей основных положений программ партий и кандидатов. Этот жанр политической рекламы не требует больших затрат, мобилен, позволяет быстро доносить до избирателя изменения в кампании кандидата.

Политические листовки можно разделить на листовки проблемного, экспрессивно-агитационного, сравнительного и поддерживающего характера.

Листовка, отражающая какую-либо проблему, которая волнует избирателей, строится так, чтобы при обсуждении проблемы формировался и образ кандидата. Она может содержать фотографии, свидетельства лидеров (например, иметь форму обращения лидеров). В качестве примера приведем листовку, выпущенную в период президентских выборов 1996 г. от имени Союза землевладельцев России, Ассоциации крестьянских хозяйств, Крестьянской партии России и Союза земле пользователей России. Листовка разъясняла указ «О реализации конституционных прав граждан на землю», подписанный президентом перед началом избирательной кампании. Вниманию аудитории предлагались составленные в доходчивой форме ответы на актуальные вопросы, касающиеся действия нового закона: кто имеет право на земельную долю, как получить ее, что крестьянин вправе делать со своей землей, как избежать обмана и отстоять свои права на земельную долю. Были подробно расписаны юридические аспекты возможных операций с новой формой собственности – сдачи в аренду, получения ренты, продажи, передачи в наследство, дарения, обмена, получения кредита под залог. Основная цель листовки – закрепить в сознании избирателей-крестьян образ президента, на деле заботящегося о своем народе. Листовка не содержала открытых призывов к тому или иному голосованию, однако в ней присутствовала косвенная рекомендация, как именно голосовать: «...Впервые Вы получили право полного распоряжения своей землей... Будем ценить это великое право!».

Цель экспрессивно-агитационной листовки – воздействовать на сознание избирателей с помощью фактов, компрометирующих соперника, продемонстрировать слабость его позиции, осветить «темные» моменты его биографии, словом – разрушить его рекламный образ.

Экспрессивно-агитационные листовки имеет смысл рассылать адресно, предпочтительно сторонникам оппонента и особенно колеблющемуся слою электората. Как правило, подобные обращения политической антирекламы анонимны. Типичный образец материалов такого рода – одна из листовок противников Б. Ельцина (вероятнее всего, из ультраправого лагеря), распространявшаяся в период президентских выборов 1996 г. Она построена на основе контраста между обещаниями, которые давал президент, и тем, как эти обещания выполнялись: «Он обещал охранять конституционные права и свободы. И начал войну, ввел цензуру, создал службу политического сыска. Он обещал лечь на рельсы, если вырастут цены. Цены выросли в тысячи раз на рельсы он не лег... Он обещал много раз, что российские солдаты, мирные жители, женщины и дети не будут гибнуть в Чечне. Они гибнут там каждый день...». Другой пример – листовка, направленная против губернатора Московской области А. Тяжлова (выборы в Госдуму 1995 г.). Представляющая кандидата горьким пропойцей листовка построена по аналогии с известным рекламным роликом водки «Распутин» – на ней изображена бутылка с портретами губернатора на этикетке, надписью «Водка руководительская», «Изготовлена из предвыборных обещаний» и названием «Тяжлофф». Опять-таки по аналогии с популярной рекламой, текст листовки гласит: «Если при откупоривании бутылки Тяжлофф сверху Вам подмигнул, а Тяжлофф снизу показал язык, значит, Вам впарили туфту. В противном случае вам продали туфту на законных основаниях».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

сайт копирайтеров Евгений