Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2

В отличие от других низкостатусных и неизменяемых социальных ролей транссексуалы лишены такой распространённой возможности примириться со своей нестандартностью, ущербностью в глазах общества как «добывание» стандартного (то есть более высокого в нашем обществе) полового статуса для своих детей. Неизвестны действия, которые надо совершить, чтобы с уверенностью избежать проблем половой идентификации у ребёнка и, соответственно, человек не имеет возможности прилагать активные усилия, чтобы нереализованная в его жизни гармоничная половая идентичность была бы реализована его детьми. Можно стараться найти более высокостатусного партнёра для обзаведения детьми, чтобы часть его статуса (этнического, финансового и пр.) досталась детям и таким образом облегчить себе принятие себя и собственного статуса. Для транссексуала такой путь невозможен не только потому, что неизвестно, как влиять на половую идентичность, но и по другим причинам. У людей с нарушениями половой идентификации в большинстве случаев есть серьезные проблемы с деторождением, и вообще, появление детей (и приёмных в том числе) предъявляет новые требования к половой роли и, следовательно, к идентификации с одним из полов. Не говоря уже про все формальные проволочки с официальным получением родительского статуса.

Что же получается? Транссексуал вынужден довольно долго существовать с белым пятном в картине мира. Насколько это трудно, можно судить хотя бы по жёнам Синей Бороды (они не знали всего только про одну единственную комнату, но и это было непереносимо и приводило к весьма печальным последствиям). Это препятствует адекватному формированию образа Я (раз я не укладываюсь в существующую реальность), адекватному усвоению, интериоризации социального опыта, социальных норм (раз в социуме нет места для таких, как я, и в существующие нормы я не укладываюсь), построению реалистичных и оптимистичных, приемлемых представлений о своём будущем, конкретному построению этого будущего, возможности установления близких и доверительных отношений с окружающими. Конечно, все эти психологические процессы происходят, но человеку с транссексуальностью требуется больше времени и больше психологических ресурсов для благополучного прохождения всех этих этапов. Не всегда этих ресурсов хватает. Нередко (хотя и совсем не всегда) страдает какая-то из составляющих этого процесса – возникают представления о своей неполноценности, страдает образ Я, человек живёт с чувством глубокого одиночества, ущемлён социально.

До сих пор нестандартность в сфере пола для многих людей является чем-то постыдным, достойным или осмеяния или осуждения. Сам человек может именно так к этому и относиться. А даже если он сам так к этому не относится, чаще всего окружение относится именно так, причём часто самое близкое окружение – родители, семья. Например, одному транссексуалу родной брат сказал: «Таких, как ты, надо убивать». То есть многим эту свою особенность приходится скрывать от всех, даже от близких людей. Но именно о ней-то и хочется говорить. Помимо того, что, как уже говорилось выше, информация, объясняющая, что это такое странное со мной происходит, необходима для психологического развития, нужно и просто поделиться своими переживаниями, «выплакаться». Самая значимая для транссексуала область эмоциональной жизни закрывается, что ведёт к усилению эмоционального напряжения. Одновременно блокируется возможность узнать, можно ли как-то разрешить свою проблему.

Получается цепочка: нестандартность половой идентификации – отсутствие представлений об этом в культуре – противоречие между своими субъективными особенностями и картиной мира, образ Я не укладывается в образ мира – попытки что-то узнать, получить эмоциональную поддержку долго остаются безуспешными – формирование образа Я и социальных навыков запаздывает. Из всего этого следует уже вторичное усиление эмоционального дискомфорта и возможность выработки конструктивного поведения уменьшается. И так далее. Для кого-то это замкнутый круг. Для кого-то спираль с движением в сторону приспособления к такой жизни. А для кого-то спираль закручивается в направлении всё углубляющейся дезадаптации.

И вот тут, почти как ангелы с небес, доходят до транссексуалов средства массовой информации, которые вместо родных и близких, вместо врачей, психологов и учителей, несут информацию о существовании такого варианта жизни – с телом одного пола и душой другого. Как ключ в головоломке, это ставит всё на свои места. Белые пятна заполняются. Кроме того, во многих публикациях описывается не просто сам феномен транссексуальности, но и способ исправить эту ошибку природы – возможность хирургической и социальной перемены пола.

Конечно, это отнюдь не означает разрешения всех проблем. Транссексуалы всё равно остаются маргиналами, но всё же с завершённой картиной мира, осознающими свою принадлежность к некоей группе людей, а не совсем одиночками, и с надеждой на реальное разрешение проблемы в будущем.

Безусловно, та благая роль, которую играют журналисты в просвещении транссексуалов – по сути не журналистская роль, и, сами того не желая, они берут на себя дополнительную ответственность. Хочется надеяться, что постепенно эта роль перейдет к тому, кому она больше соответствует – к врачам, психологам, педагогам. Но пока это реальность журналистской работы, а значит, и реальная ответственность перед конкретными людьми. Сформировавшиеся в течение всей жизни психологические особенности человека и обстоятельства его жизни при нём и остаются. При всем том благом воздействии, какое часто оказывают публикации о транссексуалах на других транссексуалов, сама по себе полученная информация не может восполнить недостающий социальный опыт и обеспечить ускоренное взросление, которого часто не хватает транссексуалам. Как уже говорилось, с одной стороны, нынешнее поколение узнаёт о транссексуальности в подростковом возрасте, а с другой, – даже достигшие формальной взрослости люди с транссексуальностью часто психологически остаются моложе. То есть самыми заинтересованными читателями становятся очень молодые люди, со всеми вытекающими из этого последствиями. Что само по себе повышает ответственность автора.

Если до этого они жили в социальном окружении, в котором они не могли поделиться своей проблемой и обсудить её, то им по-прежнему приходится скрываться и не с кем поговорить по поводу прочитанного. Всё это придаёт каждому опубликованному слову огромный вес. Такой огромный, что его хватает не только тому транссексуалу или близким ему людям, которые это слово прочитали, но и на плечах журналиста он оседает грузом всё той же ответственности.

Помимо читателей существуют ещё герои статей – транссексуалы со всеми теми же проблемами и особенностями.

Такой человек (часто гораздо более юный психологически, чем биологически) сталкивается с журналистом, который готов внимательно его выслушать и уделить внимание наболевшей проблеме. Порой рассказы о себе вылетают, как пробка из тёплого шампанского. А что потом? Журналист с его пониманием и вниманием ушёл, человек остался при прежних проблемах, в прежнем окружении. Да ещё теперь та часть этого окружения, которая ничего не знала, узнаёт всю подноготную. Речь при этом может идти не только о тех, кто знаком с самим транссексуалом, но и об окружении его окружения – знакомых его родителей, его возлюбленного или возлюбленной. Они могут узнать, о ком речь и без настоящего имени, по фотографии, по характерным деталям описания. Последствия могут быть самые разные, но в подавляющем большинстве случаев неприятные. Не очень давно один транссексуал, попал за компанию в какое-то интервью. Конечно, это было его свободное согласие, но довольно быстро он крепко об этом пожалел. Начались насмешки и издевательства. С этой работы пришлось уйти. Брать на работу человека с паспортом, где указан один пол, а внешность больше напоминает другой, никто не хочет...

Половая нестандартность очень болезненно воспринимается обычными в половом отношении людьми ещё и потому, что она затрагивает бессознательный уровень, создает угрозу глубинным представлениям о мире. Возможный механизм отвержения инаких в половом отношении людей предлагает и описывает в своей книге А.И. Белкин[6].

Конечно, журналист не в ответе за всех своих героев и читателей. Ответственность журналиста безусловно весьма ограничена, но, однако, коль скоро мы признаём огромное значение статей на темы транссексуальности, нельзя не признать, что между значимостью и ответственностью в данном случае есть прямая пропорциональная зависимость.

Литература:

1.      Белкин А.И. Третий пол. М., 2000.

2.      Василенко Л.М. Психические нарушения у лиц с транссексуальностью. Принципы лечения и реабилитации. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. м. наук. М., 1995.

3.      Частная сексопатология. Под ред. Васильченко Г.С. М., 1983, т. 1.

4.      Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.

5.      Williams J.E., Best D.L. Measuring Sex Stereotypes. Thirty Nations Study. // Cross-cultural Research and Methodology, 1977, vol. 6.

в оглавление << >> на следующую страницу

[1] Williams J.E., Best D.L. Measuring Sex Stereotypes. Thirty Nations Study. // Cross-cultural Research and Methodology, 1977, vol. 6.

[2] Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С 192.

[3] Белкин А.И. Третий пол. М., 2000.

[4] Василенко Л.М. Психические нарушения у лиц с транссексуальностью. Принципы лечения и реабилитации. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. м. наук. М., 1995; Частная сексопатология. Под ред. Васильченко Г.С. М., 1983, т. 1.

[5] Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.

[6] Белкин А.И. Третий пол. М., 2000.

1 | 2

сайт копирайтеров Евгений