Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

На первый взгляд: в чем проблема? В повседневной жизни она решается достаточно просто: человек отказывается от подписки или покупки какого-то периодического издания, переключает канал или просто выключает радиоприемник, телевизор. Однако мы попытались смоделировать ситуацию, при которой творческая личность не удовлетворена творческим потенциалом журналиста, а последний достоверно знает об этом. Причем мы не будем анализировать причины происшедшего – об этом речь пойдет далее, где мы будем говорить о технологиях организации диалоговых отношений с аудиторией СМИ. Нас интересует другой аспект проблемы – методологический: какие альтернативные варианты могут иметь место тогда, когда журналист, скажем так, миновал уже – по мнению аудитории в целом или отдельных ее представителей – пик своей творческой активности?

§            Ретроспективный вариант. Журналист пытается самореализоваться, используя творческие приемы, методы, способы, язык, способствовавшие успешной, по его мнению, деятельности в прошлом. В практической деятельности СМИ это находит выражение в появлении изданий, программ определенной направленности, эксплуатирующих, как правило, одни и те же темы (к примеру, ностальгия по ушедшей молодости) или делающих ставку на завоевание внимания лишь какой-то одной социально-демографической группы: пенсионеров, ветеранов Вооруженных Сил, женщин, овдовевших в годы войны, или, к примеру, такой совершенно специфической группы, как «стиляги» 60-х годов; и т.д.

§            Прогностический вариант. Аналогичная попытка, но журналист пытается совершить творческий экскурс не из настоящего в прошлое, а из настоящего – в грядущее, то есть спрогнозировать, а если есть такая возможность, то и реализовать на практике программы, которые, по его мнению, еще только будут когда-нибудь насущно необходимы, адекватны интересам аудитории. Таковыми, на наш взгляд, являются узкоспецифические периодические издания, выходящие по инициативе и благодаря творческой «пассионарной» деятельности отдельных журналистов (например, в недавнем прошлом – издания по проблемам компьютерных технологий, ныне – по мультимедиа, поп-арту, литературоведческие, театральные журналы и т.д. и т.п. Аудитории в этом случае, зачастую, следует еще «дорасти» до высоких творческих состояний журналистов и их проявлений в каких-то конкретных формах, и именно этот фактор определяет противоречивость взаимоотношений коммуникаторов и коммуникантов.

§            Альтернативный вариант. Журналист, издание в своей творческой деятельности просто-напросто отказываются от каких бы то ни было примет времени, мирских проблем. Уход от настоящего сопровождается либо имитацией освещения жизнедеятельности некоего мифического социума, либо гипертрофированным проецированием собственного внутреннего мира до «глобального» уровня. В качестве альтернативного варианта развития можно, видимо, рассматривать и периодические издания, пытающиеся структурировать бытие с помощью лишь формально-логических, сугубо лексических и других подобных способов отражения реального мира. При тоталитарных режимах, в силу закрытости, определенной зашифрованности текстов, они нередко являются единственно возможными для легального выхода и распространения.

Главное отличие от прогностического варианта в том, что журналист ставит задачи на творческую самореализацию лишь для «внутреннего» потребления продуктов интеллектуального труда.

§            Кумулятивный вариант. При нем журналист, как правило, на какое-то короткое время исчезает с «горизонтов» журналистской деятельности, чтобы вернуться к аудитории творчески преображенным («кумуляцио» с позднелатинского – «накопление»). Данный вариант – наиболее распространенный в сфере любой творческой деятельности. Но только кажется, что на подобный шаг способен, к примеру, каждый журналист. Эйфория от первоначального творческого успеха заставляет его, как правило, еще долго использовать наработанные приемы и методы, привычные формы самореализации и язык. Почувствовать момент насыщения аудитории, а еще лучше предуведомить его, дано лишь по-настоящему творческим личностям, ориентирующимся не только на собственный вкус, пристрастия, симпатии, антипатии, но и на мнения отдельных представителей аудитории, творчески опережающих основную ее массу.

Качественное изменение издания, теле-, радиопередачи, роли и функций самого журналиста предполагает, в первую очередь, максимилизацию творческих усилий личности или группы творческих работников. Это не вынужденное (или не только вынужденное) действие. Работа по-старому ввергает их в состояние творческой болезни, характеризующейся апатией, равнодушием к сделанному, иногда цинизмом по отношению к профессии, коллегам, аудитории. Нередки случаи, когда люди не в силах разобраться в причинах подобных состояний, в том, что мера их потенциальной творческой энергии не имеет форм и способов реализации.

Что касается примеров кумулятивного варианта развития СМИ, отдельных журналистов, то их достаточно много. Это и перманентная реконструкция телевизионных информационных выпусков как общенациональных, так и местных телестудий. И реализация творческих проектов Владом Листьевым и его коллегами. И практически реализуемый газетой «Первое сентября» принцип педагогики развития. И многое другое. В том числе есть примеры и безуспешных попыток журналистов «дважды войти в одну и ту же реку», то, что мы выше обозначили как ретроспективный вариант творческого развития.

Социальный аспект массово-коммуникационной деятельности, безусловно, является значимой составляющей предлагаемой нами в данной книге концепции. И не только потому, что, как мы говорили, творческое самовыражение – вот главная цель человеческого существования, венчающая биологические или психологические ступени восхождения к Творчеству. Можно быть, к примеру, несчастливым в биологическом смысле, но счастливым в социальном и в творческом. Или наоборот. В зависимости, конечно, от того, как выстроена личностью, или в нашем случае – конкретно журналистом, система приоритетов и ценностей.

в начало

к содержанию << >> на следующую страницу

[1] Здесь и далее нами используются цитаты из личного собрания автора и сборника «Большая книга афоризмов» /Сост. Константин Душенко М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

[2] Цит. по: Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социологические исследования, 1997, № 11. С. 25–31. Очень советуем коллегам также прочесть очень информационно насыщенную книгу данного автора «Массовая коммуникация: исследование опыта Запада». М. 2000.

[3] Там же.

[4] Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 222.

[5] Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. С. 14.

[6] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.109.

[7] См., к примеру: Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983; Личность: определение и описание // Вопросы психологии, 1992, № 3–4; Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М., 1974; Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М., 1997; Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии, 1997, № 6; Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопросы психологии, 1995, № 2; Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980; Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986; Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии, 1987, № 4; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986; Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1986; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; и др. Эти и другие проблемы анализируются нами также в монографиях: Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование массово-коммуникационной деятельности. Ек., 1996; Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Ек., 2000.

[8] Мерлин В.С. Указ соч. С. 49–50.

[9] Петровский А.В., Петровский В.А. Будущее науки. Вып. 20. М., 1987. С. 239–251.

[10] Основные идеи по данной проблематике автором были изложены в книгах, вышедших в период, когда он уже эмигрировал из России: Жизнь и творчество. Берлин, 1923; Основные проблемы театра. Берлин, 1923; Бывшее и несбывшееся. Т. 1–2. Нью-Йорк, 1956; Встречи. Мюнхен, 1962.

[11] Шлемкевич С.Л. Указ. соч. С. 10.

[12] Мамардашвили Мераб. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 311.

[13] Тойнби Арнолд Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 286.

[14] Если здесь и далее в тексте мы не даем ссылок на опубликованные источники, следовательно речь идет о результатах исследований, проведенных студентами факультета журналистики УрГУ, под руководством автора книги.

[15] См. об этом подробнее, к примеру: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Неплох Я.М. Человек, познай себя. СПб., 1991; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1988.

[16] Неплох Я.М. Указ. соч. С. 29–30.

[17] Фромм Эрих. Бегство от свободы. М., 1990. С. 231.

[18] Автором проанализированы, к примеру, публикации ВЦИОМ за последние пять лет, систематически появлявшиеся в этот период в печати, в частности, в «Московских новостях», «Известиях», «Аргументах и фактах», в специальных социологических изданиях.

[19] Первое сентября. 1994, № 83.

[20] Яковлев А.Н. Политика и совесть // НГ-сценарии (Приложение к «Независимой газете»), 1997, 4 ноября.

[21] Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990, № 1. С. 165.

[22] Олешко В.Ф. Заложники гласности?.. Молодежная печать Урала: тенденции развития, противоречия. Екатеринбург, 1992. С. 17–20.

[23] Опрос проводился автором в форме стандартизированного интервью во время творческих семинаров, в которых участвовали журналисты городских и районных газет Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской и Тюменской областей. Всего было опрошено 133 человека. Здесь и далее, где мы ссылаемся на результаты собственных социологических исследований, см.: Приложение к монографии автора: «Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт». Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2000.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

сайт копирайтеров Евгений